Аналитический отчет за 2015-2016 учебный год
- Введение
- Оценка образовательной деятельности и организации учебного процесса
- Организация образовательного процесса
- Анализ содержания и качества подготовки обучающихся
- Оценка содержания и качества подготовки обучающихся
- Управление образовательным учреждением
- Оценка функционирования внутренней системы качества образования
- Реализация школьной системы оценки качества образования
- Общественное участие во внутренней оценке и контроле качества образования
- Оценка кадрового обеспечения
- Оценка качества учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения
- Деятельность педагогического коллектива, направленная на улучшение образовательного процесса
- Организация работы отделения дополнительного образования детей в 2015-2016 учебном году
- Организация работы службы сопровождения
- Оценка качества материально-технической базы образовательной организации
- Организация питания
- Медико-социальные условия, физкультурно-оздоровительная работа
- Заключение, выводы, планируемые мероприятия по решению выявленных проблем
- Приложение № 1: Показатели деятельности ГБОУ школы-интерната № 289 Красносельского района Санкт-Петербурга по итогам 2015-2016 учебного года
Организация образовательного процесса регламентируется режимом работы, учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий.
Режим работы школы с 8.00 до 21.00 часов
Параметры | I ступень обучения | II ступень обучения | III ступень обучения |
Продолжительность учебной недели (дней) | 5 | 5,6- 6 дней 7-9 – 6 дней |
6 |
Среднее количество занятий в неделю | 1класс-4урока 2-4классы-4,5 уроков |
5класс- 5 уроков 6класс-6 уроков 7класс-6 уроков 8класс-6 уроков 9класс-6 уроков |
10класс-6уроков 11класс-6уроков |
Продолжитель- ность уроков, занятий (мин |
1-3классы-35мин 2-4классы- 45 мин |
45 мин | 45 мин |
Продолжитель- ность перерывов (мин.) |
2 урок — 20 минут 3 урок-20 минут 4 урок-20 минут 5 урок-10 минут 6 урок |
2 урок — 20 минут 3 урок-20 минут 4 урок-20 минут 5 урок-10 минут 6 урок |
2 урок — 20 минут 3 урок-20 минут 4 урок-20 минут 5 урок-10 минут 6 урок |
Периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся | 1 раз в четверть | 1 раз в четверть | 1раз в полугодие |
Учебный план является частью образовательной программы школы. Образовательные программы разработаны в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Учебный план ОУ на 2015/2016 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает следующие нормативные сроки освоения образовательных программ:
1-4 классы — срок освоения-4 года. Образовательные программы начального общего образования. 5-9 классы — срок освоения-5 лет. Образовательные программы основного общего образования 10-11 классы — срок освоения- 2 года. Образовательные программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по предмету « физическая культура».
Учебный план школы сформирован с учетом специфики образовательного учреждения, особенностей контингента учащихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), функции школы в районной системе общего среднего образования и педагогических возможностей школы-интерната в предоставлении образовательных услуг.
В 2015-2016 уч. годах реализовывался следующий режим работы школы.
Режим учебной работы осуществляется в смешанном варианте:
- в рамках 5-дневной рабочей недели в начальной школе с соблюдением гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10) ,ГПД.
- в рамках 5-ти дневной учебной недели в 5-8 классах.
- в рамках 6-ти дневной учебной недели в 9,10,11 классах.
Продолжительность учебного года:
- 1 класс-33 учебные недели,
- 2-11 классы -34 учебные недели;
Учебный год начинается 01.09.2015 года, заканчивается 25 мая 2016 года.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся I классов – не превышает 4 уроков и один день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся II-IV классов – не более 5 уроков;
- для обучающихся V-VI классов – не более 6 уроков;
- для обучающихся VII-XI (XII) классов – не более 7 уроков.
Нулевых уроков нет.
Факультативных занятий нет.
Объём домашних заданий (по всем предметам) не превышает (в астрономических часах): во 2-3 класса1,5 часа, в 4-5 классах-2 часа, в 6-8 классах-2,5 часа, в 9-11 классах- до 3,5 часов.
Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый);
- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня 3-разовое питание и прогулки;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре проведение четвертого урока и один раз в неделю пятого урока (всего 48 уроков) в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в рамках учебного плана следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 других урока в нетрадиционной форме (4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения).
В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой общеобразовательной организации осуществляется деление классов на две группы при проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (II-XI классы), «Технологии» (V-XI классы), «Физической культуре» (X-XI классы), а также по «Информатике и ИКТ», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий) при наполняемости классов 25 и более человек. Также деление класса на группы при проведении занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей.
Для обучения при реализации образовательных программ используются учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Расписание звонков для 2-4, 5-11 классов:
Перемена | |||
1 урок | 9.00-9.45 | 15 минут | Завтрак 2-4 |
2 урок | 10.00-10.45 | 20 минут | Завтрак 5-11 |
3 урок | 11.05-11.50 | 20 минут | |
4 урок | 12.10-12.55 | 20 минут | Обед 1-11 |
5 урок | 13.15-14.00 | 10 минут | |
6 урок | 14.10-14.55 |
Расписание звонков для учащихся 1 класса на 1 полугодие.
Перемена | |||
1 урок | 9.00-9.35 | 15 минут | Завтрак |
2 урок | 9.50-10.25 | 40 минут | |
3 урок | 11.05.-11.40 | 20 минут | Обед |
4 урок | 12.00-12.35 |
Расписание звонков для учащихся 1 класса на 2 полугодие.
Перемена | |||
1 урок | 9.00-9.45 | 15 минут | Завтрак |
2 урок | 10.00-10.45 | 40 минут | |
3 урок | 11.25.-12.10 | 20 минут | Обед |
4 урок | 12.30-13.15 | 15 минут | |
5 урок | 13.30-14.15 |
Обязательная недельная учебная нагрузка учащихся не превышает:
- в 1 классе — 21 час в неделю
- в 2 классе — 23 часа в неделю
- в 3 классе — 23 часа в неделю
- в 4 классе — 23 часа в неделю
- в 5 классе — 29 часа в неделю
- в 6 классе — 30 часа в неделю
- в 7 классе — 32 часов в неделю
- в 8 классе — 33 часа в неделю
- в 9 классе — 36 часов в неделю
- в 10 классе — 37 часов в неделю
- в 11 классе — 37 часов в неделю
В школе образовательных классов – 11.
Средняя наполняемость — 20 учащихся.
1 ступень
1 час в неделю части учебного плана в 1-4 классах, формируемой участниками образовательных отношений, используется на изучение учебного предмета «Русский язык».В учебный план IV класса включен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) 1 час в неделю (всего 34 часа). Целью учебного предмета ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является светским. Предполагается вести следующие модули: «Основы православной культуры», «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур». Ведение данных модулей основано на добровольном выборе родителей обучающихся, зафиксирован протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей.
В 1-4 классах по ФГОС НОО умение работать с информацией (поиск, анализ, обработка, презентация информации), а также первоначальные компьютерные представления формируются в рамках всех учебных предметов учебного плана и во внеурочной деятельности. Содержание данного направления отражается в тематическом планировании (рабочих программах учителя по предметам) и подлежат внутришкольному контролю.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС начального общего образования осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы через различные формы занятий, обеспечивающих всестороннее развитие личности. Внеурочная деятельность организована по следующим направлениям :
- Спортивно-оздоровительное
- Общеинтеллектуальное
- Общекультурное
- Социальное
- Духовно-нравственное
В 1-4 классах были организованы следующие внеурочные занятия :
- Спортивное ориентирование
- Азбука здоровья
- Русские народные игры
- Библиографический кружок
- Весёлая грамматика
- Весёлая математика
- Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиадам.
- Бумажные фантазии
- Мир оригами
- Палитра
- Знакомство с Санкт-Петербургом
- Нитяная графика
- Земля — мой дом.
- Мир из бумаги
- Путешествие по стране Литературии
- Этнография русского народа
- Люби и знай свой край
2 ступень
Основное общее образование обеспечивает освоение учащимися образовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному определению.
Учебный план основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего реализуется в 5 классе.
Часы регионального компонента распределены следующим образом:
В целях сохранения преемственности при изучении учебного предмета «Обществознание» изучение данного учебного предмета организовано с V класса, используя 1 час в неделю части учебного плана регионального компонента.
1 час в неделю части учебного плана регионального компонента распределён на изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в целях формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности и убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни.
Учитывая сложившиеся традиции петербургского образования, изучение учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» является необходимым для изучения истории и культуры Санкт-Петербурга и ведётся в рамках внеурочной деятельности.
В 5 классе были организованы следующие внеурочные занятия по всем направлениям:
- Азбука здоровья
- Занимательный русский язык
- Занимательная математика
- Творческая мастерская
- Познай себя
- Праздники ,традиции и ремёсла русского народа
- Санкт – Петербург – хранитель духовных традиций народов России
Содержание основных образовательных программ учебного предмета «Технология» изучается в рамках направления «Технологии ведения дома»
Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения в6-9классах распределены:
- На изучение предмета «Алгебра» в 8 и 9 классах, так как материал является базовым для изучаемых в дальнейшем курсов.
- На изучение предмета «Русский язык» в 9 классе, так как материал является базовым для изучаемых в дальнейшем курсов и подготовке к ЕГЭ.
- На изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6-7, 9 классах по 1 часув целях формирования у учащихся научно обоснованной системы безопасности жизнедеятельности, выработки необходимых умений и навыков безопасного поведения, ответственного отношения к личному здоровью, потребности вести здоровый образ жизни.
- На изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 6,7,8классах по 1 час с целью приобретения знаний компьютерных технологий, выполнения заказа родителей и современными требованиями в области информатизации обучения и образования.
Изучение учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» ведётся как модули предметов «История», «Музыка», «Искусство». С целью приобретения знаний об исторических и культурных ценностях Санкт-Петербурга, умении ориентироваться в культурном пространстве города и возможных путях самореализации в нём.
В рамках предметов « Искусство (ИЗО)» и «Искусство (Музыка)» в 5, 6,7 классах изучаются отдельно предметы ИЗО по 1 часу и Музыка по 1 часу, в 8,9 классах изучается интегрированный курс «Искусство».
Для обучающихся V- IX классов учебный модуль «Дорожная безопасность» (ПДД) реализуется в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе используются для организации предпрофильной подготовки обучающихся и ведения элективных курсов.
В 8 классе в рамках образовательной технической подготовки обучающихся для обучения графической грамоте и элементам графической культуры образовательным стандартам по технологиям (2004г.) вводится изучение раздела «черчение и графика».
В 7-9 классах часы учебного предмета « Математика» реализуются через изучение предметов «Алгебра»-3 часа и «Геометрия»-2 часа.
Данное распределение часов в 5-9 классах соответствует профилю работы школы, сохранению преемственности в преподавании предметов, наличию материально -технической базы. Учебные программы и кадровое обеспечение соответствуют.
Углубленное изучение физкультуры в основной школе реализуется через внеклассную дополнительную работу по данному предмету. На базе школы-интерната создано структурное подразделение спортивный клуб «Спартанцы», которое обеспечивает учащихся бесплатным дополнительным образованием по совершенствованию технико-тактического мастерства, общей и специальной физической подготовки.
В 9 классе велось преподавание следующих элективных курсов:
- «Математика для каждого
- «Условность как способ существования искусства»
3 ступень
При конструировании учебного плана средней школы за основу был взят вариант примерного учебного плана для ОУ, реализующих оборонно-спортивный профиль (ФБУП 2004 года), что соответствует специфике образовательного учреждения и отвечает образовательным потребностям обучающихся и их родителей (законных представителей). Среднее (полное) общее образование является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения, направлены на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.
Федеральный компонент обеспечен изучением предметов:
- на базовом уровне: русский язык, литература, английский язык, алгебра и начала анализа, геометрия, история, обществознание, физика, химия, биология, география, информатика и ИКТ.
- на профильном уровне: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.
Изучение естественнонаучных дисциплин в X и XI классах обеспечено отдельными предметами «Физика», «Химия», «Биология». Предмет «История» в 10-11 классах представлен курсом «Всеобщая история» и «История России» В аттестат выпускнику выставляется единая отметка по предмету «История».
Интегрированный учебный предмет «Обществознание» (по 2 часа в неделю) включает разделы «Экономика» и «Право».
Региональный компонент и компонент ОУ реализуется через элективные курсы и выделение дополнительного времени на изучение предметов:
- «Русский язык» (по 1 часу), что является отражением региональной специфики образования в Санкт-Петербурге и обусловлено необходимостью сдачи обязательного ЕГЭ по этому предмету;
- «Алгебра и начала анализа» (по 1 часу), что обусловлено необходимостью сдачи обязательного ЕГЭ по этому предмету;
- «Литература» (по 1 часу), что является отражением региональной специфики образования в Санкт-Петербурге и обусловлено подготовкой к сочинению.
- «Информатика и ИКТ» (по 1 часу), что является отражением образовательных потребностей учащихся и их родителей и растущей информатизации общества в целом.
- «Биология» (по 1 часу) в целях обеспечения освоения учащимися основ науки о жизни, формирования научного мировоззрения , успешной сдачей экзамена.
- «Химия» (по 1 часу) в целях совершенствования умений и навыков по предмету, более полной реализации программы, успешной сдачей экзамена.
Элективные учебные предметы в 10-11 классах развивают содержание таких предметов как физика, химия, биология, русский язык, математика, обществознание. Элективные учебные предметы удовлетворяют познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Выбор содержания и количества элективных курсовоснован на востребованности данных предметов для сдачи ЕГЭ и дополнительной подготовкой учащихся по данным предметам, т.к. многие из них имеют много пропусков уроков в связи с соревнованиями и спортивными сборами. Перечень предметов в школе-интернате определен в соответствии с образовательными потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей. Учебные пособия, используемые на элективных курсах, включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в 2015-2016 учебном году.
В 10 классе велось преподавание следующих элективных курсов:
- «Теория и практика написания сочинений»
- «Путь к созданию текста»
- «Основы биологии животных»
- «Математика. Избранные вопросы»
В 11 классе велось преподавание следующих элективных курсов :
- «Актуальные вопросы изучения обществознания»
- «Математика. Избранные вопросы»
- «Теория и практика написания сочинений»
- «Путь к созданию текста»
Сменность занятий первая смена. Второй смены нет.