<<< Основная деятельность
Кто такой социальный педагог в школе
В центре школьной системы взаимоотношений стоит ученик, его семья, а рядом — социальный педагог, представитель его интересов, посредник между ним и социальными структурами – школой, социумом и т.д. Социальными педагогами работают опытные и квалифицированные специалисты. Они прекрасно знают всех своих подопечных. Родители и учащиеся, часто обращаются за советом, просят помочь в решении конфликтных ситуаций.
Сфера деятельности социального педагога предусматривает работу со всем контингентом учащихся, хотя чаще всего объектом их особого внимания становятся дети, имеющие проблемы в учебе и поведении, а также их родители. Почему родители? Чтобы помочь ребенку, нужно знать условия семейного воспитания. Именно поэтому социальные педагоги работают с семьей целенаправленно, планомерно, используя, как правило, индивидуальный подход в работе с ними.
Не секрет, что в школе имеют место случаи напряженности в отношениях между учителем и учеником, между сверстниками, между родителями и детьми, родителями и педагогом и т. д. В таких ситуациях на помощь приходит социальный педагог, который изучает причины конфликта и регулирует его. Можно с уверенностью сказать, что оперативная помощь каждому ученику в сложной жизненной ситуации – главная задача социального педагога.
Если раскрыть конкретные направления его деятельности в школе, то они следующие. Ребенок попал в трудную жизненную ситуацию — родители не оказывают должного внимания его воспитанию и возникшие проблемы стали известны в школе. К их решению подключается социальный педагог, он не только организует сотрудничество классного руководителя с учащимся и его семьей, но и взаимодействует с другими образовательными учреждениями и службами города. Социальные педагоги выявляют семьи учащихся, находящиеся в социально опасном положении и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей. Для изучения условий жизни ребенка в семье они имеют право лично прийти, посмотреть на все своими глазами, составить акт жилищно-бытовых условий.
Другое направление деятельности — работа с льготными категориями учащихся, например, организация второго бесплатного питания детей из малообеспеченных и многодетных семей, опекаемых детей.
Социальные педагоги школ имеют достаточно тесные связи с работниками отдела опеки и попечительства, инспекторами отдела по делам несовершеннолетних ОВД, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города, сотрудниками прокуратуры, медицинских учреждений. С некоторыми учреждениями педагоги сотрудничают при необходимости, с другими — постоянно.
Отдельное направление деятельности — профилактический контроль детей «группы риска», которые состоят на учете в милиции, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также учащиеся, неоднократно нарушающие Устав школы. С ними проводится социальная и педагогическая работа: контроль посещаемости учебных занятий, организация досуга — вовлечение в кружки, студии, спортивные секции школы и города. Очевидно, что занятость детей во внеурочное время очень важна, так как препятствует бесцельному время провождению и предупреждает тем самым подростковую преступность.
Статистика показывает, что наибольшее количество преступлений, совершенных подростками — это учащиеся 8-9 классов, подростки в возрасте от 14 до 16 лет. Учесть все факторы риска, предупредить правонарушение, которое может сломать жизнь ребенка, — задача и педагогов и родителей.
Рекомендации об особенностях подростков: их любопытстве, склонности к риску, беспечности и приемах работы с ними социальные педагоги стремятся донести до учащихся и их родителей на родительских собраниях, в средствах массовой информации, в личных беседах и консультациях.