ИЗО, 4 класс — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

ИЗО, 4 класс

<<< Рабочие программы начального общего образования

Пояснительная записка

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально -логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне —их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

 

Характеристика учебного предмета, курса.

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даѐт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную, эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвѐртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребѐнок может получить художественно-творческий опыт. Все

блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1чв неделю, всего —134 ч.

 

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребѐнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развиваетсяспособность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребѐнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребѐнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее —ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и

технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео-и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известнымпонятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами ипроцессами.

Предметные результаты:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчествеи в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Содержание курса

ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Восприятие произведений искусства.

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок.

Материал

ы для рисунка: карандаш, ручка, фло

мастер, уголь, пастель, мелки и т. д.

Приѐмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и ха

рактерные черты.Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет —основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с

поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Графика скульптурных работ.

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного объема. Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выра-зительного образа (пластилин, глина —раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы).

Объѐм —основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.Художественное конструирование и дизайн.

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приѐмы

работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин —раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон —сгибание, вырезание).

Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).

Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий).

АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Композиция.

Элементарные приѐмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива.

Понятия: линия горизонта, ближе —больше, дальше—меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,тонкое и толстое, тѐмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное

и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет.

Основные и составные цвета. Тѐплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чѐрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия.

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и худо-жественный обра

з. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма.

Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.Объѐм.

Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости. Способы передачи объѐма.

Выразительность объѐмных композиций.

Ритм.

Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Земля —наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнѐзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разныенароды и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя —Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражѐнные в искусстве. Образ защитника Отечества.Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ

современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

(34 час)

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Дата
 

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 34 ч.

I ЧЕТВЕРТЬ 8 ч.

Восхитись вечно живым миром красоты (11ч.)

План Факт
1 Целый мир от красоты.

Образ пространства в искусстве.

Создавать элементарные композиции на заданную тему. Наблюдать природу и природные явления. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости
2 Дерево жизни – символ мироздания.

Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки.

Наблюдать форму, строение, цвет предметов растительного мира и последовательно строить их изображение.
3 Мой край родной – моя земля.

Пейзаж. Графическая композиция.

Наблюдать природу и природные явления. Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы. Использовать элементарные правила перспективы.
4 Цветущее дерево – символ жизни.

Изображение растительных мотивов городецкой росписи.

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений. Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.
5 Пава-краса, птица счастья.

Изображение Городецких птиц. Включение их в композицию.

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений. Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.
6 Конь-огонь – символ солнца, плодородия и добра.

Изображение мотива коня в технике Городецкой росписи.

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений. Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.
7 Связь поколений в традиции Городца. Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений. Использовать стилизацию форм для создания орнамента.
8 Знатна русская земля своими мастерами.

Портрет художника или народного мастера.

Наблюдать и анализировать натуру,

использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании изображения.

I I ЧЕТВЕРТЬ 8 ч.
9 Вольный ветер – дыхание земли.

Графические наброски на передачу динамики.

Наблюдать природу и природные явления. Использовать графические средства для создания выразительных образов природы.
10 Движение – жизни течение.

Живописные наброски на передачу статики и динамики.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать формы предметов. Создавать элементарные композиции на заданную тему. Наблюдать природу и природные явления. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости
11 Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении. Создавать сюжетную композицию на заданную тему, использовать различные средства живописи для создания выразительных образов.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека
12 Родословное древо.

Семейный портрет.

Наблюдать и анализировать натуру, использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании изображения.
13 «12 братьев друг за другом бродят…» Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды. Изображать портреты сказочных персонажей, старинной русской одежды; передавать своё отношение к персонажу.
14 Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев». Ознакомление с произведениями художников лаковой миниатюры и И.Билибина. Создавать сюжетную композицию на основе прочитанного произведения. Изображать портреты сказочных персонажей, передавать своё отношение к персонажу.
15 Новогодние импровизации.

Колорит.

Создавать сюжетную композицию на заданную тему. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
16 Твои новогодние поздравления.

Конструирование новогодней открытки.

Создавать сюжетную композицию на заданную тему. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

 

III ЧЕТВЕРТЬ 10 ч.
17 Зимние фантазии.

Наброски и зарисовки по наблюдению, по памяти.

Создавать сюжетную композицию на заданную тему, наблюдать природу и природные явления, использовать различные средства живописи для создания выразительных образов. Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
18 Зимние картины.

Сюжетная многоплановая композиция.

Создавать сюжетную композицию на заданную тему, наблюдать природу и природные явления, использовать различные средства живописи для создания выразительных образов.
19 Ожившие вещи.

Натюрморт.

Наблюдать и анализировать натуру, обсуждать формы, размеры, цвета предметов, положения в пространстве и освещённости. Изображать предметы разнообразные по форме.
20 Выразительность формы предметов.

Декоративный натюрморт.

Наблюдать и анализировать натуру, обсуждать формы, размеры, цвета предметов, положения в пространстве и освещённости. Изображать предметы разнообразные по форме.
21 Русское поле. Бородино.

Зарисовка по представлению русских и французских воинов времён Отечественной войны 1812 года.

Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании изображения. Изображать русских и французских воинов времён Отечественной войны 1812 года; передавать своё отношение к персонажу.
22 Да, были люди в наше время…

Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Создавать сюжетную композицию на основе прочитанного произведения.

23 Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать убранство крестьянского дома и костюма. Изображать орнаментальные мотивы в соответствии с их символическим значением.
24 Народная расписная картинка-лубок. Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
25 Народная расписная картинка-лубок. Создавать сюжетную композицию на заданную тему. Использовать графические приёмы лубочной техники для передачи собственного замысла.
Восхитись созидательными силами природы и человека
26 Вода – живительная стихия

Поисковые эскизы плаката.

Использовать художественные средства выразительности для создания плаката.
 

IV ЧЕТВЕРТЬ 8ч.

27 Повернись к мирозданию!

Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа.

Использовать художественные средства выразительности для создания плаката.
28 Русский мотив.

Композиция и колорит весеннего пейзажа.

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Создавать композиции на заданную тему. Наблюдать природу и природные явления.
29 Этот праздник со слезами на глазах.

Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи.

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства (скульптура, живопись). Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о её героях.
30 Медаль за бой, за труд из одного металла льют.

Медальное искусство.

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о её героях.
31 Орнаментальный образ в веках. Орнамент народа мира.
32 Обобщение изученного Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира.

Понимать и передавать в собственной художественной деятельности узбекские узоры.

33 Резерв
34 Резерв

 

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение
1 Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г.А. Изобразительное искусствоУчебник. 4 класс

Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013.

2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс;

Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Уроки изобразительного искусстваПоурочные разработки. 1-4 классы

Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Примечание
Компьютер 1
Магнитная (белая) классная доска 1
Классная доска 1
Проектор 1
Интерактивная приставка mimio 1
Документ-камера 1
Пульты mimio 1

Яндекс.Метрика