<<< Рабочие программы внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом на должном уровне или без посторонней помощи
Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности — главная задача педагога. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно – технического процесса эта задача стала актуальна как никогда раньше
Учить работать с книгой сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги в школьные годы, а главное, затем, в дальнейшей жизни, чтобы они хотели и умели непрерывно пополнять свое образование с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации — залог успешности в любой деятельности. Разработанная программа курса «Книголюб» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Программа составлена на основе Проекта «Детям о писателях»
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями, позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его
Сегодня каждый учитель должен позаботиться о том, чтобы его учащиеся получали только полезную и безопасную информацию. Именно такие истории и тексты находятся в книгах наших великих русских детских писателей.
Именно эти книги способны воспитать в наших детях важные качества, интерес к жизни и доброту. Именно с их помощью мы можем многому научить этих маленьких человечков.
Как сказано в нормативных документах, Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ.
ЦЕЛЬ программы – возрождение системы уроков, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников, как дома, так и на занятиях внеурочной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- совершенствование навыка чтения учащихся;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
- формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Для решения поставленных задач была определена концепция содержания уроков. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
- ориентация на читательские интересы ребенка;
- разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
- разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
- важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
РУЗУЛЬТАТЫ:
- В результате освоения программы формируются следующие
- Предметные умения,соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- развивать чувство ритма и координацию движения;
- развивать речевое дыхание и артикуляцию;
- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
- пополнять словарный запас;
- Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
- Коммуникативные умения:
- участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, театре и т. д.
- оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях;
Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.
ФОРМЫ, РЕЖИМ:
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка общеинтеллектуальной направленности. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 35 минут (33часа); 2 кл. по 35 мин -34 часа
- Литературные игры и конкурсы;
- Занятие-праздник;
- Устный журнал;
- Занятие-спектакль;
- Занятие-интервью;
- Интегрированное занятие.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс
№ | Тема | Дата |
1 | Вводное занятие | |
2 | Ханс Кристиан Андерсен « Стойкий оловянный солдатик» «Дюймовочка» «Огниво» | |
3 | Агния Львовна Барто Стихи: «Бычок», «Зайка», «Мячик». | |
4 | Берестов Валентин Дмитриевич «Змей – хвастунишка» «Как хорошо уметь читать», «Кошкин щенок». | |
5 | Елена Александровна Благинина Стихи для детей«Посидим в тишине», «Стихи о маме», «Голышок-малышок» | |
6 | Николай Георгиевич Гарин-Михайловский «Как одна маленькая девочка заснула» | |
7 | Гримм Вильгельм и Якоб «Горшочек каши | |
8 | Аркадий Петрович Гайдар «Чук и Гек» » «Горячий камень», «Тимур и его команда». | |
9 | Виктор Юзефович Драгунский «Денискины рассказы». Игра «Диалоги героев». | |
10 | Сергей Александрович Есенин Стихи Берёза», «Черёмуха», «Поёт зима-аукает». | |
11 | Борис Степанович Житков «Храбрый утёнок» «Морские истории», «Рассказы о животных» | |
12 | Борис Владимирович Заходер Сказки. Стихи. | |
13 | Иван Андреевич Крылов «Стрекоза и муравей» | |
14 | Самуил Яковлевич Маршак Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. «Детки в клетке». | |
15 | Сергей Владимирович Михалков «Фома» стихи А что у вас», «Дядя Стёпа», «Чистописание» | |
16 | Николай Алексеевич Некрасов Стихи «Дедушка Мазай и зайцы». | |
17 | Николай Николаевич Носов «Мишкина каша» «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота». | |
18 | Валентина Александровна Осеева Дети — герои рассказов В. Осеева «Мушка», «Совесть» | |
19 | Григорий Бенционович Остер «Вредные советы» | |
20 | Константин Георгиевич Паустовский «Тёплый хлеб» « Кот ворюга» | |
21 | Шарль Перро «Красная шапочка». «Кота в сапогах». | |
22 | Михаил Михайлович Пришвин Рассказы для детей«Лисичкин хлеб» и «Стальное колечко». | |
23 | Александр Сергеевич Пушкин Сказки | |
24 | Владимир Григорьевич Сутеев В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». «Хвосты», «Ёлка», «Кто сказал мяу?». | |
25 | Ирина Петровна Токмакова Стихи | |
26 | Лев Николаевич Толстой «Прыжок» | |
27 | Фёдор Иванович Тютчев Стихи Например «Зима недаром злится…, «Весенние воды» | |
28 | Успенский Эдуард Николаевич «Чебурашка», «Пластилиновая ворона», «Голубой вагон». | |
29 | Афанасий Афанасьевич Фет Стихи: «Я пришёл к тебе с приветом», «Ласточки пропали», «Мама!Глянь-ка из окошка» | |
30 | Евгений Иванович Чарушин писатель и иллюстратор своих книг. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. | |
31 | Корней Иванович Чуковский ( К. Чуковский детям) «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха». | |
32-33 | Викторины. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Урок 1. Вводные уроки
Урок 2. Ханс Кристиан Андерсен
В данном уроке дети узнают интересные моменты из жизни писателя-сказочника Х.К.Андерсена. Познакомятся с его творчеством и памятниками литературным героям. Посетят музей имени Х.К.Андерсена. А также узнают, что 2 апреля, в день рождения писателя, отмечают Международный день детской книги, а лучшим детским писателям дают золотую медаль имени Х.К.Андерсена. Чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик»
Урок 3. Агния Львовна Барто
В этом уроке дети узнают про интересные моменты из жизни писательницы. Вспомнят стихотворения: «Бычок», «Зайка», «Мячик». А также узнают, что после войны Агния Барто ездила по детским домам и писала о детях, которые потерялись во время войны. А по радио вела передачу «Найти человека».
Урок 4. Берестов Валентин Дмитриевич
В этом уроке дети узнают, что такое береста и дразнилки. Узнают про интересные тетрадки с отпечатками денег. Вспомнят стихотворения: «Как хорошо уметь читать», «Кошкин щенок».
Урок 5. Елена Александровна Благинина
В этом уроке дети узнают, про интересные моменты из жизни писательницы. Вспомнят стихотворения: «Посидим в тишине», «Стихи о маме», «Голышок-малышок» и др.
Урок 6. Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
В этом уроке дети узнают, про историю создания псевдонима, новогодние праздники, которые устраивал писатель. Увидят дорогу на Южном берегу Крыма, которую построил Гарин-Михайловский.
Урок 7. Гримм Вильгельм и Якоб
В данном уроке дети узнают интересные моменты из жизни писателей двух братьев: Якоба и Вильгельма. Вспомнят сказки: «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты». Увидят памятники литературным героям. Посетят дом-музей братьев Гримм.
Урок 8. Аркадий Петрович Гайдар
В этом уроке дети узнают, про историю создания псевдонима. Узнают про Мальчиша-Кибальчиша и, что в 17 лет Аркадий Гайдар стал самым молодым командиром полка. Вспомнят произведения: «Чук и Гек», «Горячий камень», «Тимур и его команда».
Урок 9. Виктор Юзефович Драгунский
В этом уроке дети узнают, что писатель работал в цирке самым настоящим клоуном и даже снимался в кино. Вспомнят «Денискины рассказы», героем которых стал его сын Денис. Познакомятся с фильмом, который сняли по рассказам Виктора Драгунского.
Урок 10. Сергей Александрович Есенин
В этом уроке дети узнают интересные моменты из детства писателя. Вспомнят стихотворения: Берёза», «Черёмуха», «Поёт зима-аукает». Посетят музей имени Сергея Есенина.
Урок 11. Борис Степанович Житков
В этом уроке дети узнают интересные моменты из детства писателя, услышат крик чаек, узнают что такое «регата». Вспомнят «Морские истории», «Рассказы о животных» и книгу «О науке и технике».
Урок 12. Борис Владимирович Заходер
В этом уроке дети узнают про «боевые эпизоды» из детства писателя. Побывают в стране Вообразилии, познакомятся со странным существом, которое называют «Никто». Вспомнят Винни- Пуха, которого и перевёл Борис Заходер на русский язык.
Урок 13. Иван Андреевич Крылов
В этом уроке дети узнают интересные моменты из жизни писателя и что такое басня. Вспомнят Ворону и лисицу, Стрекозу и Муравья, Слона и Моську и др.
Урок 14. Самуил Яковлевич Маршак
В этом уроке дети узнают, что означает фамилия Маршак и, как писатель в детстве варил настоящее мыло. Вспомнят рассеянного человека, маленьких котят и девушку, которую отправили в лес за подснежниками. Узнают про перевод Самуила Маршака на русский язык: «Дом, который построил Джек».
Урок 15. Сергей Владимирович Михалков
В этом уроке дети узнают про семейный герб семьи Михалковых, про Гимн России, слова которого придумал Сергей Михалков. Вспомнят стихотворения: «А что у вас», «Дядя Стёпа», «Чистописание» и др. А также узнают про сыновей писателя: Никиту Михалкова и Андрея Кончаловского, которые снимают кино.
Урок 16. Николай Алексеевич Некрасов
В этом уроке дети познакомятся с некоторыми моментами из жизни писателя. Узнают, кто такие бурлаки. Смогут посетить музей с загадочным названием «Карабиха». И побывать на Некрасовском празднике.
Урок 17. Николай Николаевич Носов
В этом уроке дети узнают интересные моменты из жизни Николая Носова, услышат смех Незнайки. Познакомятся с профессией режиссёра. Вспомнят Незнайку, который постоянно куда-то спешит. Узнают про «Живую шляпу» и «Мишкину кашу».
Урок 18. Валентина Александровна Осеева
В этом уроки дети узнают, что Валентину Осееву в детстве называли «Чёрный принц». А ещё она очень любила цыганские романсы и песни. Вспомнят волшебные слова «спасибо» и «пожалуйста», которые творят чудеса.
Урок 19. Григорий Бенционович Остер
В этом уроке дети узнают, кто такой сценарист, познакомятся с «вредными советами». Узнают про детский сайт «Президент России гражданам школьного возраста», который и придумал Григорий Остер. Вспомнят передачу «Детские шалости», которую ведёт Григорий Остер вместе с певицей Глюкозой.
Урок 20. Константин Георгиевич Паустовский
В этом уроке дети узнают интересные моменты из жизни писателя и кто такой корреспондент. Познакомятся с композитором, которого зовут Эдвард Григ. А также узнают, как заяц спас деда от пожара.
Урок 21. Шарль Перро
В этом уроке дети узнают интересные моменты из жизни писателя, услышат звон бубенцов. Вспомнят самые известные сказки про Красную шапочку, Золушку, Спящую красавицу. Увидят памятники литературным героям и посетят замок-музей «Кота в сапогах».
Урок 22. Михаил Михайлович Пришвин
В этом уроке дети узнают интересные моменты из жизни писателя, кто такой агроном и что такое «Слепая елань». Вспомнят про «Лисичкин хлеб» и «Стальное колечко». Посетят музей имени Михаила Пришвина и увидят его автомобиль.
Урок 23. Александр Сергеевич Пушкин
В этом уроке дети узнают интересные моменты из детства писателя, про любимую няню и про село Михайловское. Вспомнят сказки и стихотворения Пушкина, увидят памятники литературным героям. Побывают в музеях имени Александра Сергеевича Пушкина.
Урок 24. Владимир Григорьевич Сутеев
В этом уроке дети узнают что, Владимир Сутеев был не только писателем, а ещё художником и режиссёром. Он рисовал иллюстрации к своим рассказам и сказкам. Также дети узнают, что Владимир Сутеев мог одновременно одной рукой писать, а другой рисовать. Вспомнят сказки, которые стали известными мультфильмами. Например «Хвосты», «Ёлка», «Кто сказал мяу?».
Урок 25. Ирина Петровна Токмакова
В этом уроке дети узнают что, Ирина в детстве хорошо училась и даже получила золотую медаль. А однажды Ирина Токмакова перевела сборник шотландских песенок, а её муж нарисовал к нему иллюстрации. Потом Ирина Токмакова стала и сама писать для детей. А ещё дети узнают про Кляксича — это школьный злодей, который ссорит буквы друг с другом и хочет везде оставить кляксы.
Урок 26. Лев Николаевич Толстой
В этом уроке дети узнают про игру «Муравейные братья», в которой дети искали волшебную палочку, чтобы все люди обрели счастье и любовь. Услышат звуки природы. Узнают про «колокол для бедных» и школу, в которой можно было лежать на животе или сидеть в кресле. А ещё увидят «Азбуку», по которой дети учились читать и писать.
Урок 27. Фёдор Иванович Тютчев
В этом уроке дети узнают интересные моменты из жизни писателя, про народный праздник – Яблочный Спас, который очень любили отмечать Тютчевы. Вспомнят стихотворения, которые изучают в начальной школе. Например «Зима недаром злится…, «Весенние воды» и др. Посетят музей-усадьбу, где родился поэт и прошло его детство.
Урок 28. Успенский Эдуард Николаевич
В этом уроке дети узнают интересные моменты из жизни писателя, вспомнят истории про Чебурашку и Дядю Фёдора. Узнают, что многие его стихотворения стали детскими песнями. Например: «Чебурашка», «Пластилиновая ворона», «Голубой вагон». А ещё дети узнают про передачи «АБВГДейка» и «Радионяня». Увидят дом-музей Чебурашки и памятники литературным героям.
Урок 29. Афанасий Афанасьевич Фет
В этом уроке дети узнают интересные моменты из жизни писателя. Вспомнят стихотворения: «Я пришёл к тебе с приветом», «Ласточки пропали», «Мама!Глянь-ка из окошка» и др.
Урок 30. Евгений Иванович Чарушин
В этом уроке дети узнают что, звук «р» научился мальчик выговаривать, подражая крику вороны, а плавать его научили коровы. А ещё Евгений Чарушин был не только писателем, но и художником. Путешествуя с болтливой кумушкой-сорокой по лесу, дети познакомятся с его обитателями.
Урок 31. Корней Иванович Чуковский
В этом уроке дети узнают про интересные моменты из жизни писателя. Узнают как создавались его стихотворения: «Крокодил», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха». Увидят памятники его литературным героям. Посетят дом-музей в Переделкино, увидят «Чудо-дерево», на котором висят детские башмачки.
Урок 32-33 Викторины.
Календарно- тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Дата |
1 | Вводное занятие | |
2 | Аксаков Сергей Тимофеевич «Аленький цветочек». | |
3 | Бажов Павел Петрович | |
4 | Бианки Виталий Валентинович«Лесная газета». | |
5 | Блок Александр Александрович «Снег да снег», «Ветхая избушка», «Лето» | |
6 | Бунин Иван Алексеевич«Листопад», «Метель», «Ручеек», «Матери». | |
7 | Гауф Вильгельм«Сказки гуляют по свету» «Карлик-Нос», «Калиф-Аист», «Холодное сердце», «Маленький Мук». | |
8 | Гаршин Всеволод Михайлович «Лягушка- путешественница». | |
9 | Ершов Пётр Павлович | |
10 | Жуковский Василий Андреевич«Иван Царевич и Серый волк» и «Варвара-Краса, длинная коса» | |
11 | Катаев Валентин Петрович «Цветик-семицветик», | |
12 | Киплинг Джозеф Редьярд «Рикки-Тикки-Тави» «Кошка, которая гуляла сама по себе». | |
13, | Куприн Александр Иванович «Барбос и Жулька», «Белый пудель». | |
14 | Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес» | |
15 | Лагерлёф Сельма «Путешествие Нильса с дикими гусями» | |
16 | Лермонтов Михаил Юрьевич «Парус», «Утес», «На Севере диком стоит одиноко…». | |
17 | Линдгрен Астрид «Мио, мой мио» и «Расмус-бродяга» | |
18 | Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович «Алёнушкины сказки». | |
19 | Милн Алан Александр «Винни-Пух» | |
20 | Мориц Юнна Петровна «Счастливый жук», «Ежик резиновый», «Крыша ехала домой». стихотворение-песня «Огромный собачий секрет». | |
21 | Мошковская Эмма Эфраимовна «Кислые стихи», «Ангина», «Обида» и «Жадина». | |
22 | Плещеев Алексей Николаевич «Уж тает снег…», «Осень наступила…» | |
23 | Пляцковский Михаил Спартакович«Учат в школе», «От улыбки хмурый день светлей», «Настоящий друг», «Мир похож на цветной луг» | |
24 | Родари Джанни «Приключения Чиполлино», «Чем пахнут ремесла» | |
25 | Сладков Николай Иванович «Как только медведь перевернется на другой бок – так солнце повернет на лето». | |
26 | Скребицкий Георгий Алексеевич«Кот Иваныч», «Пушок», «Джек» и узнают сказку «Четыре художника». | |
27 | Суриков Иван Захарович «Детство», «Эх ты доля…», «Осенью дождливой». | |
28 | Твен Марк«Принц и нищий», «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». | |
29 | Тургенев Иван Сергеевич «Воробей» и «Русский язык». | |
30 | Усачев Андрей Алексеевич Все о Дедморозовке», «Олимпийская Деревня Дедморозовка», «Школа снеговиков», «Малуся и Рогопед», «Занимательная география» | |
31 | Чехов Антон Павлович к «Ванька», «Белолобый», «Каштанка» | |
32-34 | Проект «В мире книг» |
Информационно — методическое обеспечение
Печатные пособия:
Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011
Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Работаем по новым стандартам. – М: Просвещение, 2011
Интернет-ресурсы:
www.nsportal.ru
www.zankov.ru
www.proschkolu.ru
Ресурсы:
- Художественная литература в школьной и городской библиотеках (филиалах)
- Учебно-методические материалы;
- Наглядные демонстрационные пособий и таблиц;
- Интернет-ресурсы;
- Мультимедийные презентации;
CD и DVD диски с подборкой материалов для проведения занятий.