<<< Рабочие программы начального общего образования
Пояснительная запискаДанная рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом, учебным планом на 2016-2017 уч.г. В соответствии со школьным учебным планом и годовым графиком на 2016-2017 учебный год в рамках государственного образовательного стандарта начального образования
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой и Т.В. Бабушкиной «Русский язык», соответствующей требованиям ФГОС начального общего образования.
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту (УМК):
- Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» 1-4 классы. – М. Просвещение, 2012.
- Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. + CD-М. Просвещение, 2013.
- Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.— М. Просвещение, 2013.
- Михайлова С.Ю. Русский язык. Тренировочные и проверочные работы. 1 класс. – М. Просвещение, 2013.
Место курса в учебном плане.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч.
В первом классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч
(23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.
Цели курса.
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Задачи курса.
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Информация об использованных технологиях обучения, формах уроков.
Технология обучения: ИКТ, проблемное, игровое, дифференцированное, разноуровневое, развивающее.
Формы уроков: фронтальная, индивидуальная, в малых группах, в парах, урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации.
Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды и формы контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: итоговая контрольная работа, контрольное списывание,выполнения заданий рабочей тетради. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания.
Содержание курса.
Систематический курс русского языка
В мире общения 2 ч
Овладение основными умениями вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор,привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от ситуации общения. Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения
Роль слова в общении 2 часа
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)
Слово и его значение 2 часа
Восприятие слова в качестве объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение за значением слова. Понимание неразрывности звучания и значения слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов
Имя собственное (2 ч)
Восприятие слова в качестве объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение за значением слова. Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, в именах собственных
Слова с несколькими значениями (2 ч)
Понимание неразрывности звучания и значения слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова
Слова, близкие и противоположные по значению (2 ч)
Модели слов, близких и противоположных по значению. Сравнение словсинонимов (без термина) по их значению и звучанию. Роль синонимов в речи. Богатство русского языка. Наблюдение за дополнительной окраской и новыми оттенками, которые добавляют синонимы к характеристике предмета (малышка — крошка, малютка). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Антонимы в парах, их значение. Нахождение антонимов в пословицах, объяснение их смысла. Составление (вместе с учителем) кратких описаний, характеристик предметов с использованием синонимов или антонимов
Группы слов (4 ч)
Восприятие слова в качестве объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение за значением слова
Звуки и буквы. Алфавит 2 часа
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности
Звуки гласные и согласные. Обозначение их буквами 3 часа
Различение звуков и букв. Различение гласных и согласных звуков. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков
Слоги. Перенос слов 3 часа
Слово и слог. Различение слова и слога. Понимание слога как части слова. Слитно произнесение звуков в слоге. Слогообразующая роль гласного звука. Деление слов на слоги. Классификация слов по количеству слогов. Сопоставление количества гласных с количеством слогов в слове. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами 3 часа
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме 3 часа
Буквы гласных как показатель твёрдости мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь
Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу (3 ч)
Применение правил правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением
Разделительные мягкий и твёрдый знаки (3 ч)
Разделительный мягкий знак (ь). Правила его использования. Общее представление о разделительном мягком знаке на основе произнесения и чтения слов с ним (семья, ручьи).
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (2 ч)
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (3 ч)
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения
От предложения к тексту 2 часа
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста
Планируемые предметные результаты освоения учебной программы
по курсу «Русский язык» 1 класс
Развитие речи. Речевое общение:
Обучающийся научится:
- первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке,
в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- составлять текст из набора предложений;
- выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
- определять тему и главную мысль текста;
- соотносить заголовок и содержание текста;
- составлять текст по рисунку и опорным словам ( после анализа содержания рисунка);
- составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам;
- составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Главный помощник в общении – родной язык
Лексика
Обучающийся научится:
- различать слово и предложение, слово и слог;
- различать слово как двустороннюю единицу языка; иметь представление о значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей;
- различать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы кто? что?;
- определять имена собственные и правильно их записывать;
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- выделять слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.);
Обучающийся получит возможность:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- получить первоначальное представление о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;
- получить первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах.
- составлять тематические группы слов по определенным темам.
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
- различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
- различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
- определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
- различать непарные твёрдые согласные [ ж] [ш ], [ ц] непарные мягкие согласные [ч’ ], [щ’], находить их в слове, правильно произносить
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги,
- обозначать ударение в слове;
- правильно называть буквы в алфавитном порядке;
- различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
- переносить слова по слогам на письме;
- раздельно писать слова в предложении,
- верно писать буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах;
- употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных;
- верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
- без ошибок списывать текст с доски и учебника;
- писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов;
- самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определенную тему.
Обучающийся получит возможность:
- наблюдать над образованием звуков речи;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка ( круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака;
- находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова;
- писать мягкий и твердый знаки в словах на основе анализа их звучания;
- пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Морфология
Обучающийся получит возможность:
- распределять слова по группам по их основному значению и вопросам;
- находить в тексте слова -названия предметов, названия признаков предметов и названия действий.
Синтаксис и пунктуация
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
- выделять предложения из речи;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из слов;
- составлять предложения по схеме, по рисунку;
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
- верно оформлять предложения на письме: употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения
Обучающийся получит возможность научиться:
- Определять существенные признаки предложения: о смысловую и интонационную законченность;
- Устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;
- Осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.
Календарно — тематическое планирование по русскому языку
1 класс УМК «Перспектива»
№
п/п |
Тема урока | Основное содержание |
Вид контроля | Дата факт | |
1. | В мире общения. | Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от ситуации общения. Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении. | Текущий
В парах Фронтальный |
||
2. | В мире общения. | Главное средство общения — родной язык. Русский язык как национальный язык русского народа, России. Речь устная и письменная. Устные и письменные формы общения (умение читать, писать, слушать и говорить).
|
ПР.Р.1 | ||
3. | Роль слова в общении | Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. | Текущий
Фронтальный |
||
4. | Роль слова в общении | Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения.
Диалог.
|
Текущий
Фронтальный Пр.р |
||
5. | Слово и его значение. | Слово как двусторонняя единица языка (без термина), значение слова и его звуковая и буквенная форма. Наглядно-образные двусторонние модели слов.
|
Текущий
Фронтальный |
||
6. | Слово и его значение. | Словесное творчество. | Пр.р | ||
7. | Имя собственное.
Развитие речи. |
Имена собственные и нарицательные, их правописание. | Текущий
Фронтальный |
||
8. | Имя собственное. | Различие имен собственных и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или целого класса однородных предметов (имена нарицательные). | Текущий
Фронтальный |
||
9. | Имя собственное. | Правописания имён собственных. | Текущий
Фронтальный В парах |
||
10. | Имя собственное. | Правописание имён собственных. | ПР.Р | ||
11. | Слова с несколькими значениями. | Слова с несколькими значениями. Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности. | Текущий
Фронтальный ПР.Р |
||
12. | Слова, близкие по значению (синонимы). | Слова близкие и противоположные по значению, их значение и звучание. | Текущий
Фронтальный ПР.Р |
||
13. | Слова, противоположные по значению (антонимы). | Роль синонимов и антонимов (без употребления терминов) в речи. | Текущий
Фронтальный |
||
14. | Группы слов. | Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета. | Текущий
Фронтальный В парах |
||
15. | Группы слов. | Группы слов, объединённых основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). Вопросы к словам разных групп (кто? что? какой? что делает?) | Текущий
Фронтальный В парах |
||
16. | Группы слов. | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | Текущий
Фронтальный В парах |
||
17. | Группы слов. | Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками. | Текущий
Фронтальный В парах ПР.Р |
||
18. | Звуки и буквы. | Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуковой анализ, звуковая и буквенная форма слова. Смыслоразличительная роль звуков в словах. | Текущий
Фронтальный В парах |
||
19. | Алфавит. | Алфавит как основа письменности.
Осмысление различий между звуком и буквой, звуками в устной речи и названиями букв этих звуков ([ж] — жэ, [к] — ка, [ф] — эф). |
Текущий
Фронтальный ПР.Р |
||
20. | Гласные звуки. Обозначение их буквами. | Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. | Текущий
Фронтальный |
||
21. | Гласные звуки. Обозначение их буквами. | Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. | Текущий
Фронтальный ПР.Р |
||
22. | Согласные звуки. Обозначение их буквами. | Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Количество согласных звуков и согласных букв. Роль гласных и согласных звуков в речи. | Текущий
Фронтальный |
||
23. | Согласные звуки. Обозначение их буквами. | Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Количество согласных звуков и согласных букв. Роль гласных и согласных звуков в речи. | Текущий
Фронтальный В парах ПР.Р |
||
24. | Слоги. | Представление о слоге как произносительной части слова. | Текущий
Фронтальный |
||
25. | Деление слов на слоги. | Деление слова на фонетические слоги. Определение количества слогов в слове. Закрепление знаний о слоге. | Текущий
Фронтальный ПР.Р |
||
26. | Перенос слов. | Правила переноса слов.
|
Текущий
Фронтальный В парах |
||
27. | Перенос слов. | Делить слова на слоги; правильно переносить на письме слова с одной строки на другую; развивать связную речь; умение озаглавливать текст. | Текущий
Фронтальный В парах ПР.Р |
||
28. | Ударение. | Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова.
|
Текущий
Фронтальный В парах |
||
29. | Ударение.
Контрольное списывание. |
Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова.
|
Итоговый | ||
30. | «Говори правильно». | Орфоэпическая норма языка. Словарь «Говори правильно». | Текущий
Фронтальный ПР.Р |
||
31. | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. | Безударные гласные звуки как орфограмма. Способы проверки безударных гласных (элементарные случаи). | Текущий
Фронтальный ПР.Р |
||
32. | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака. | Текущий
Фронтальный В парах |
||
33. | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака. | Текущий
Фронтальный В парах |
||
34. | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я. | Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я. | Текущий
Фронтальный |
||
35. | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я. | Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. | Текущий
Фронтальный В парах ПР.Р |
||
36. | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. | Текущий
Фронтальный В парах |
||
37. | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Формирование орфоэпического навыка в Правописаниибуквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. | Текущий
Фронтальный В парах |
||
38. | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Формирование орфоэпического навыка в Правописании буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. | Текущий
Фронтальный В парах ПР.Р |
||
39. | Разделительный мягкий знак. | Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. | Текущий
Фронтальный В парах |
||
40. | Разделительный мягкий знак. | Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. | Текущий
Фронтальный В парах ПР.Р |
||
41. | Разделительный твёрдый знак. | Употребление разделительного твердого знака (без изучения правил, общее наблюдение). | Текущий
Фронтальный ПР.Р |
||
42. | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. | Звонкие и глухие согласные (парные, непарные).
Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными.
|
Текущий
Фронтальный В парах |
||
43. | Правописание парных звонких и глухих согласных. | Сравнение произношения и написания парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными. Использование при письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и. Различение слова, написание которых совпадает с произношением, и слова, написание которых расходится с ним. | Текущий
Фронтальный ПР.Р |
||
44. | От слова к предложению. | Общее представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности.
|
Текущий
Фронтальный В парах |
||
45. | От слова к предложению. | Смысловая и интонационная законченность предложения. Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). | Текущий
Фронтальный ПР.Р |
||
46. | Знаки препинания в конце предложения. | Интонационное оформление предложения в речи и на письме (заглавная буква в начале предложения и знаки препинания в конце).
Знакомство со знаками препинания. |
Текущий
Фронтальный В парах ПР.Р |
||
47. | От предложения к тексту. | Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения).
|
Текущий
Фронтальный |
||
48. | От предложения к тексту. | Текст как речевое произведение, автор текста. | Текущий
Фронтальный ПР.Р |
||
49. | Диагностическая работа. | Выполнение работы. | Итоговый | ||
50. | Работа над ошибками. | Анализ работ, работа над ошибками. | Текущий
Фронтальный |