<<< Рабочие программы начального общего образования
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы
Программа по технологии для 1-4 классов разработана в соответствии:
— с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011);
— с рекомендациями рабочей программы по технологии Роговцевой Н.И.,Анащенковой С.В. ( Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы- М.: Просвещение, 2014);
Место курса в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Теоретической основой данной программы являются:
- системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой,раскроем, сборкой, отделкой и др.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
- учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления здоровья.
Планируемые предметные результаты :
- узнавать и называть основные материалы и их свойства;
- узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе:
Бумага и картон:
- виды бумаги: копировальная, металлизированная, калькированная и их свойства (поверхность, использование);
- особенности использования различных видов бумаги;
- практическое применение кальки, копировальной и металлизированной бумаги.
- выбирать и объяснять необходимый вид бумаги для выполнения изделия.
Текстильные и волокнистые материалы:
- структура и состав тканей;
- способ производства тканей (хлопковые и льняные ткани вырабатываются из волокон растительного происхождения; шерстяные производятся из шерстяного волокна, получаемого из шерсти животных; искусственные получают, используя химические вещества);
- производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
- способы соединения (сваливание, вязание и ткачество) и обработки волокон натурального происхождения;
Природные материалы
- различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов, каштаны, листики, ракушки;
- сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования.
Пластичные материалы
- сравнение свойств (цвет, состав, пластичность) и видов (тесто, пластилин, глина) пластичных материалов;
- знакомство с видами изделий из глины, использованием данного материала в жизнедеятельности человека;
- знакомство с видами рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф;
- сравнение различных видов рельефа на практическом уровне;
- экономно расходовать используемые материалы при выполнении;
- выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
- выполнять простейшие эскизы и наброски;
- изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам;
- выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
- выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона на ткани.
- выполнять разметку симметричных деталей;
- оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
- узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:
Бумага и картон.
- приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
- выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный);
- выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);
- осваивают новую технологию выполнение изделия на основе папье-маше.
Ткани и нитки
— приемы работы с нитками (наматывание);
— различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина);
— выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
— научаться выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов»;
— освоить новые технологические приемы:
- моделирование на основе выполнения аппликации из ткани народных костюмов;
- конструирование игрушек на основе помпона по собственному замыслу;
- «изонить»;
- украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками;
- плетения в три нитки;
Природные материалы
— осваивают технологию выполнения мозаики:
- из крупы,
- из яичной скорлупы (кракле),
— создавать композиции на основе целой яичной скорлупы,
— оформлять изделия из природных материалов при помощи
фломастеров, красок и цветной бумаги.
Пластичные материалы
- используют прием смешивания пластилина для получения новых оттенков;
- осваивают технологию выполнения объемных изделий — лепки из соленого теста, конструирования из пластичных материалов;
- осваивают прием лепки мелких деталей приёмом вытягиванием.
Растения, уход за растениями
- уметь выращивать лук на перо по заданной технологии;
- проводить долгосрочный опыт по выращиванию растений, наблюдать и фиксировать результаты;
- использовать правила ухода за комнатными растениями, используя инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.
Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии
- использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
- чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
- вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу.
- применять приемы безопасной работы с инструментами:
- использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами,: челноком, пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;
- использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой;
- осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами, ножом по фальцлинейке;
Обучающиеся получит возможность
- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
- изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
- осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
- осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности;
- оформлять изделия по собственному замыслу;
- выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
- подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
- выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;
- изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
- анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
- изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
Обучающиеся получит возможность:
- изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
- создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
Практика работы на компьютере.
Обучающийся научится:
- понимать информацию, представленную в учебнике в разных формах;
- воспринимать книгу как источник информации;
- наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать простейшие выводы;
- выполнять простейшие преобразования информации (переводить текстовую информацию в табличную форму;
- заполнять технологическую карту по заданному образцу и/или под руководством учителя;
- осуществлять поиск информации в интернете под руководством взрослого
Обучающиеся получит возможность:
- понимать значение использования компьютера для получения информации;
- осуществлять поиск информации на компьютере под наблюдением взрослого;
- соблюдать правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться к технике;
- набирать и оформлять небольшие по объему тексты;
- отбирать информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность.
Обучающийся научится:
- восстанавливать и/ или составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому и/или текстовому плану;
- проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие закономерности в их изготовлении;
- выделять этапы проектной деятельности;
- определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;
- распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя;
- проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
Обучающиеся получит возможность:
- определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
- ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
- развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
Содержание курса
Как работать с учебником (1 час)
Знакомство с учебными пособиями, наблюдение, анализ структуры учебника и рабочей тетради, определение назначения каждого источника информации, освоение системы условных знаков, которые используются в этом комплекте.
Земледелие. Посуда. Хлеб — всему голова (5 часов)
Освоение технологии выращивания зелёного лука. Освоение способа наматывания ниток на шаблон, выполнение композиции «Корзина с цветами». Освоение техники «тестопластика», выполнение игрушки из теста.
Народные промыслы (5 часов)
Изучение хохломской росписи и её особенностей, освоение техники «папье-маше». Изучение городецкой росписи и её особенностей, выполнение изделий в технике «аппликация». Изучение дымковской росписи и её особенностей, выполнение изделий в технике «лепка» из пластилина. Изучение семёновской росписи и её особенностей, выполнение изделий в технике «аппликация» из ткани.
Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор». Новый год (4 часа)
Освоение техники «объёмная аппликация» с использованием пластилина, выполнение композиции «Деревня». Освоение способа изготовления аппликации из природных материалов и пластилина, выполнение изделий «Курочка из крупы», «Попугай». Освоение техники «бумагопластика», выполнение подвижной конструкции «Лошадка» из бумаги. Освоение способа изготовления объёмных изделий на основе развёртки: выполнение проекта из бумаги «Деревенский двор».
Строительство. Внутреннее убранство дома (5 часов)
Освоение техники «бумагопластика», выполнение изделия «Изба». Освоение способа создания мягкой игрушки из помпонов, выполнение изделия «Домовой». Освоение техники «лепка» из глины, выполнение изделия «Печь». Освоение способа плетения из бумаги, выполнение изделия «Коврик». Освоение способа изготовления объёмных изделий на основе чертежа, выполнение изделия «Мебель».
Народный костюм (4 часа)
Освоение приёма плетения в три пряди, плетение косы для композиции «Русская красавица». Освоение шва «через край», выполнение изделия «Кошелёк». Освоение тамбурного шва, выполнение вышивки на салфетке «Вишенки».
Человек и вода (3 часа)
Освоение техники «изонить», выполнение композиции «Золотая рыбка». Освоение техники создания полуобъёмной аппликации, выполнение аппликации «Русалка». Проект «Аквариум».
Человек и воздух (3 часа)
Освоение техники выполнения изделий на основе развёртки, выполнение макета мельницы. Освоение техники работы с металлизированной бумагой, выполнение модели флюгера. Изучение значения символа «птица» в культуре русского народа, выполнение сувенира «Птица счастья».
Человек и информация (4 часа)
Освоение способа изготовления книг из бумаги и картона, выполнение изделия «Книжка-ширма»
Учебно- тематический план.
№ | Тема | Количество часов | Вид контроля |
1 | Как работать с учебником. | 1 час | |
2 | Земледелие. Посуда. Хлеб –всему голова. | 5 часов | Проект 1
Практическая работа 1 |
3 | Народные промыслы. | 5 часов | |
4 | Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор». Новый год. |
4 часа |
Проект 1 |
5 | Строительство. Внутреннее убранство дома. | 5 часов | Проект 1 |
6 | Народный костюм. | 4 часа | |
67 | Человек и вода. | 3 часа | Проект 1 |
8 | Человек и воздух. | 3 часа | |
9 | Человек и информация. | 4 часа | |
Итого | 34 часа |
Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология.Учебник. 2 класс (96 с.)
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология.Рабочая тетрадь. 2 класс (80 с.)
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии. 2 класс (128 с.)
- Технология. Электронное приложение к учебнику. 2 класс.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В.
Календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс.
№ |
Тема |
Практика |
Вид контроля | Количество часов | |
1. | Как работать с учебником | Как самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими. | Текущий | 1 | |
2. | Земледелие.
Выращивание лука на перо в домашних условиях. |
Как выращивать лука на перо в домашних условиях. | Текущий | 1 | |
3. | Посуда. «Корзина с цветами». | Как наматывать нитки на шаблон. | Текущий | 1 | |
4. | Работа с пластилином. Изделия «Семейка грибов на поляне» | Как лепить грибочки | Текущий | 1 | |
5. | Работа с тестопластикой. Изделия «Игрушка из теста». | Как замесить соленое тесто. | Текущий | 1 | |
6. | Посуда. Проект: «Праздничный стол». | Как работать в группе. | Итоговый | 1 | |
7. | Народные промыслы. Изделие: «Золотая хохлома». | Как изготовить разделочную доску под хохлому. | Текущий | 1 | |
8. | Народные промыслы. Изделие: «Городецкая роспись». | Как появилась городецкая роспись. | Текущий | 1 | |
9. | Народные промыслы. Изделие: «Дымковская игрушка».
|
«Дымковская игрушка».
|
Текущий | 1 | |
10. | Народные промыслы. Изделие: «Матрёшка». | Как изготавливают матрешек. | Текущий | 1 | |
11. | Работа с пластичными материалами. Изделие: Пейзаж «Деревня» | Почему деревню так назвали. | Текущий | 1 | |
12. | Домашние животные. Изделие:
«Лошадка».
|
Какие бывают лошади. | Текущий | 1 | |
13. | Домашние птицы. Изделие: «Курочка из крупы». | Где живут курочки. | Текущий | 1 | |
14. | Работа с бумагой. Конструирование. Проект «Деревенский двор».
|
Кого можно увидеть на деревенском дворе. | Итоговый | 1 | |
15. | Традиции празднования Нового года. Изделие: Новый год. «Новогодняя маска» | Маска, маска – ты кто? | Текущий | 1 | |
16. | Строительство. Изделие:
«Изба» |
Как строили без гвоздей. | Текущий | 1 | |
17. | В доме. Изделие: «Домовой».
|
Кто такой домовой. | Текущий | 1 | |
18. | В доме. Проект «Убранство избы». Изделие:«Русская печь». | Как выглядела русская печь. | Итоговый | 1 | |
19. | В доме. «Убранство избы». Изделие: «Коврик». | Как сплести коврик. | Текущий | 1 | |
20. | В доме. «Убранство избы». Изделие: «Стол и скамья» | Кто придумал стол и стул. | Текущий | 1 | |
21. | Народный костюм. Изделие:
композиция «Русская красавица».
|
Как изготовить кокошник | Текущий | 1 | |
22. | Создание русского костюма. Изделие: «Костюмы для Ани и Вани»
|
Как работать с тканью. | Текущий | 1 | |
23. | Работа с ткаными материалами. Шитьё. Изделие: «Кошелёк». | Каким швом можно соединять детали кошелька. | Текущий | 1 | |
24. | Работа с ткаными материалами. Шитьё. Изделие: «Салфетка» | Каким швом вышить вишенку. | Текущий | 1 | |
25. | Рыболовство. Изделие:композиция «Золотая рыбка» | Как вышить рыбку. | Текущий | 1 | |
26. | Работа с бумагой. Аппликация. Изделие: «Русалка» | Кто такие русалки. | Текущий | 1 | |
27. | Работа с бумагой. Аппликация. Проект «Аквариум» | Выполнение аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре. Составление композиции из природных материалов. | Итоговый | 1 | |
28. | Использование ветра. Изделие: «Ветряная мельница».
|
Как изготовить модель мельницы | Текущий | 1 | |
29.
30. |
Использование ветра. Изделие: «Флюгер» | Для чего нужен флюгер. | Текущий | 2 | |
31. | Книгопечатание. Изделие:
«Книжка-ширма». |
Какие бывают книги. | Текущий | 1 | |
32
33 |
Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете» | Где найти ответ на вопрос. | Текущий | 2 | |
34. | Заключительный урок. | Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Презентация изделий. | Итоговый | 1 |