<<< Основная деятельность ОДОД
Программа развития отделения дополнительного образования детей на 2015-2020г
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы | Программа развития отделения дополнительного образования детей Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования №289 с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга на 2015-2020г.г. |
Заказчик | Педагогический совет ГБОУ СОШ-И №289. |
Разработчики | Педагогический состав ОДОД. |
Исполнители программы | Администрация, педагогические работники ОДОД школы. |
Участники программы | Педагогический коллектив, учащиеся, родители обучающихся. Общественные организации, социальные партнёры школы. |
Финансирование | Бюджетное. Корректировка производится ежегодно в соответствии с утверждённым бюджетом на текущий финансовый год. |
Нормативная база | Международные акты ü Конвенция о правах ребёнка (принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990) Законы и подзаконные акты Российской Федерации ü Закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 ü Комплекс мер по реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов// от 26 мая 2012г. №2405п-П8 ü Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» (от 24.07.1998 №124-ФЗ с внесёнными позднее изменениями) ü Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 №52-ФЗ) ü Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов// Утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012г. ü Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы// Указ президента РФ от 01.06.2012 №761Законы и подзаконные акты Санкт-Петербурга ü Программа реализации Концепции общенародной системы выявления и развития молодых талантов в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы от 25.07.2012 №748 ü Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020) 2010г. ü Программа по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы// от 08.11.2011 №1534 ü Стратегия действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы от 16.08.2012 №864 |
Цель | Создание условий для повышения качества жизни детей и их родителей путём включения детей в систему дополнительного образования. Развитие ОДОД за счёт развития объединений социально-педагогической, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой и художественной направленностей. |
Задачи | v Обновление и совершенствование качества образования; v Развитие системы поддержки талантливых детей; v Развитие и обновление педагогического потенциала; v Повышение квалификации педагогов дополнительного образования; v Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни воспитанников; v Создание оптимальных условий для развития детей и взрослых; v Формирование разновозрастных групп, групп по интересам, по уровню подготовленности; v Проведение массовых мероприятий и праздников, согласно планированию в школе; v Осуществление профилактики асоциального поведения детей и подростков средствами ОДОД; v Пропагандирование деятельности ОДОД через выступления на родительских собраниях, праздничных программах для жителей микрорайона. |
Педагогическое обоснование программы | ОДОД ГБОУ СОШ-И №289 открыто в 2007 году. Реализуется 4 направленности: — социально-педагогическая — физкультурно-спортивная — туристко-краеведческая — художественная Работает 31 группа, численность ОДОД 417 обучающихся, по состоянию на сентябрь 2015 года в системе дополнительного образования заняты: 11 педагогов дополнительного образования, 1 педагог-организатор, 1 методист. В ОДОД реализуется 16 образовательных программ. О положительной тенденции развития дополнительного образования в школе свидетельствует следующее: 1. Рост количества образовательных программ, обеспечивая тем самым всестороннее развитие личности обучающихся, это даёт больше возможности попробовать свои силы в разных видах деятельности. 2. Развитие материально-технической базы школы: созданы комфортные условия для проведения занятий; отремонтирован тренажёрный зал, создан зал оздоровительной гимнастики, где на занятиях используются тренажёры ТИСА. 3. Увеличение участия коллективов дополнительного образования в общешкольных мероприятиях. |
Концепция развития отделения дополнительного образования | Целью развития образовательной системы школы является создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной её достойно наследовать и приумножать. Целью развития ОДОД является создание условий для повышения качества жизни детей и их родителей путём включения детей в систему дополнительного образования школы. Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: 1. Повысить эффективность, доступность, востребованность и качество образовательных услуг, предоставляемых в ОДОД. 2. Создать возможность сочетания принципов инновационности и стабильности, определяющих постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных технологий и форм работы ОДОД. 3. Оптимизировать систему дидактического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. 4. Создать условия для установления прочных интеграционных связей между системой дополнительного образования, стремиться к разработке новых образовательных программ. 5. Разработать систему активного включения семьи в процесс самоопределения и самореализации учащихся в соответствии с традициями национального семейного воспитания. 6. Обеспечить педагогически целесообразную занятость детей во второй половине дня. |
Сроки реализации программы развития | 2015-2020г.г. |
Этапы реализации программы | Программа реализуется в период 2015-2020 гг. по следующим этапам: 1 этап (2015) организационный: анализ исходного состояния и тенденций развития ОДОД, разработка программы развития ОДОД, её обсуждение, утверждение, ознакомление педагогического коллектива школы с содержанием программы и её принятие на педагогическом совете. 2 этап (2015-2017гг.) организационно-педагогический: повышение квалификации педагогов дополнительного образования, создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в области высоких технологий и развития информационной культуры (программа внутрифирменного обучения педагогов дополнительного образования). Развитие материально-технической базы ОДОД. Организация системы информирования родителей и детей школы о деятельности ОДОД (сайт школы, стенды, рекламные брошюры, открытые мероприятия). Проведения диагностики, необходимой для решения задач и определения условий реализации программы развития ОДОД. Формирование и планирование деятельности творческих групп по реализации отдельных проектов программы. 3 этап (2017-2019гг.) внедренческий: реализация ведущих целевых программ и проектов развития ОДОД. Осуществление промежуточного контроля. Изучение опыта работы педагогов дополнительного образования и обобщение этого опыта. 4 этап (2019-2020гг.) аналитический: подведение итогов и осмысление результатов реализации программы, постановка новых стратегических задач развития ОДОД, подготовка новой программы развития. |
Реализация программы развития ОДОД | Эффективным способом решения поставленных задач станет реализация проектов: Проект №1 «Формирование кадрового капитала ОДОД» Реализация данного проекта осуществляется с помощью разработанной программы внутрифирменного обучения педагогов дополнительного образования. Цель: Развитие педагогического персонала ОДОД, его профессиональных качеств. Задачи: 1. повысить компетентность педагогов дополнительного образования; 2. содействовать улучшению качества образовательного процесса в ОДОД через совершенствование содержания дополнительных образовательных программ; 3. повысить готовность педагогов к использованию современных образовательных технологий, включая ИКТ; 4. повысить готовность педагогов к участию в профессиональных конкурсах, мероприятиях по распространению собственного педагогического опыта; 5. способствовать разработке педагогами программно-методических материалов Ожидаемые результаты: Повышение профессиональной компетенции педагогических кадров и положительная динамика профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования. Проект №2 «Информационно-компьютерное обеспечение ОДОД» Цель: Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития ОДОД, ориентированных на повышение информационной культуры педагогов дополнительного образования и обучающихся. Основные направления реализации проекта: v Создание медиатеки, видеотеки методических и нормативных материалов; v Информирование населения о деятельности ОДОД через интернет-сайт, и др. печатные продукты (рекламные брошюры), средства массовой информации (районные, городские газеты); Ожидаемые результаты: 1. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательного процесса. 2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества. 3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов. Проект №3 «Благоприятный климат в ОДОД» Цель: Создание социально и психологически комфортных условий для реализации учебно-воспитательного процесса в ОДОД. Основные направления реализации проекта: v Диагностика уровня комфортности всех субъектов педагогической деятельности. Ожидаемые результаты: 1. Улучшение социально-психологического климата в школе. 2. Изменение характера взаимоотношений между родителями и школой. Проект №4 «Программно-методическое развитие ОДОД» Цель: Овладение педагогами методологией системного подхода к анализу и преобразованию педагогической деятельности. Основные направления реализации проекта: v Выпуск методических пособий для педагогов и родителей; v Проведение обучающих семинаров, мастер-классов; v Поддержка инновационной деятельности педагогов дополнительного образования. Ожидаемые результаты: 1. Рост общекультурной и профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования; 2. Создание системы повышения профессионального мастерства педагогов в процессе педагогической деятельности; 3. Повышение качества преподавания. Проект №5 «Современные образовательные технологии в ОДОД» Цель: Создание условий для внедрения педагогами в образовательный процесс инновационных педагогических технологий. Основные направления реализации проекта: v Проведение семинаров педагогического мастерства по теме «Новые педагогические технологии в обучении и воспитании»; v Поддержка инновационной деятельности педагогов дополнительного образования; v Активное внедрение в образовательный процесс ИКТ. Ожидаемые результаты: 1.Повышение качества образования в школе. 2.Активизация познавательной деятельности учащихся. 3.Повышение педагогической компетенции педагогов. 4.Оптимизация учебно-воспитательного процесса. 5.Снижение учебной нагрузки учащихся, сохранения их здоровья. Проект №6 «Здоровьесозидающий потенциал ОДОД» Цель: Сохранение, укрепление и улучшение психологического и физического здоровья учащихся в ходе реализации образовательного процесса в ОДОД. Основные направления реализации проекта: v Увеличение количества объединений физкультурно-спортивной направленности на базе ОДОД; v Контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима ОДОД; v Проведение динамической паузы в рамках занятия всех объединений ОДОД; v Организация и проведение традиционных спортивных праздников: «Папа, мама, я, классный руководитель- спортивная семья», организация школьных турниров по мини-футболу, волейболу и другим спортивным играм; танцевальные марафоны; Ожидаемые результаты: 1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся; 2. Рост личностных и спортивных достижений обучающихся; 3. Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей. Проект №7 «ОДОД как средство воспитания» Цель: Становление и развитие воспитательной системы школы посредством интеграции основного и дополнительного образования, учебной и воспитательной деятельности, урочной и внеурочной форм работы в единый образовательный процесс, направленный на реализацию социально-педагогической миссии школы. Основные направления реализации проекта: v Профилактика негативных социальных явлений в детской и молодёжной среде педагогическими средствами; v Участие в школьных и районных мероприятиях по толерантности; v Привлечение в школу творческих педагогов дополнительного образования; v Обобщение опыта работы руководителей объединений всех направленностей в ОДОД; v Участие учащихся школы в районных и городских социокультурных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях; v Поощрение наиболее активных педагогов и обучающихся; Ожидаемые результаты: 1. высокий уровень профессиональной педагогической деятельности, основанный на связи с наукой, постоянном совершенствовании и высоких этических нормах; 2. Становление ОДОД как самостоятельного структурного подразделения школы со своими традициями и праздниками. |
Управление реализацией программы | По каждому из проектов созданы творческие группы, ответственные за их реализацию. Мероприятия по реализации проектов являются основой годового плана работы школы. Информация о ходе реализации Программы в целом и отдельных проектов ежегодно представляется на педсовете. Вопросы оценки хода выполнения Программы, принятия решений о завершении отдельных проектов, внесения изменений в реализацию проектов решает Педагогический совет школы. |
Ожидаемые результаты реализации программы | 1. Формирование единой образовательной среды школы, характеризующейся единым ценностно-целевым полем всех субъектов образовательного процесса. 2. Создание привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса имиджа школы в целом и ОДОД в частности, подтверждённого результатами социологических исследований. 3. Рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса (участие в конкурсах, презентациях и т.д.) 4. Активное включение родителей в образовательный процесс. 5. Формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей, активному занятию физкультурой, спортом и творчеством. 6. Повышение готовности педагогов к распространению собственного педагогического опыта (выступление на конференциях, круглых столах) и участие в профессиональных конкурсах. 7. Формирование единой образовательной среды школы, характеризующейся единым ценностно-целевым полем всех субъектов образовательного процесса. |
Критерии эффективности реализации программы | v социально-педагогический (соответствие нормативным требованиям развития образовательного учреждения); v образовательный (достижение высокого качества знаний и овладение гуманистическими ценностями) v психолого-педагогический (устойчивость условий эмоциональной комфортности участников образовательного процесса, личностный рост) v согласованность основных направлений и приоритетов развития образовательной системы школы с Федеральной и городской программами развития образования v реализации в образовательном учреждении федерального, регионального и школьного стандартов во всём многообразии вариативных образовательных программ v рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса v рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы школы v влияние образовательной системы школы на развитие образовательного пространства района v удовлетворённость всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг |
Контроль реализации программы | Контроль выполнения программы развития осуществляет заведующий структурным подразделением ОДОД, сообщает данные директору ОУ. Результаты деятельности образовательного учреждения представляются ежегодно в виде публичного отчёта на сайте ОУ. |