Первое знакомство с Петербургом, 3 класс — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Первое знакомство с Петербургом, 3 класс

<<< Рабочие программы внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Первое знакомство с Петербургом» для 3 — класса разработана на основе учебных пособий Н.А.Гурьевой «Первое знакомство с Петербургом»,  Е. А. Никоновой « Первые прогулки по Петербургу».

Актуальность темы: изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адаптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.

Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.

Режим занятий

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (теория и практика:  экскурсии по г.Санкт – Петербургу). Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Непростая задача знакомить малышей с родным городом в современных условиях. Можно бесконечно долго воспевать на уроках красоту архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако ребенок, гуляя по городу или идя в школу, встречается с другим городом: неубранным и темным подъездом, грязным и неухоженным двором, припаркованными на тротуарах машинами, вытоптанными газонами, разрисованными фасадами зданий. И в сознании ребенка существуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на уроках, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Получается, что ребенок изучает один город, а живет в другом.

Курс «Первое знакомство с Петербургом » как раз и направлен на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребенка. Поэтому дети в этом курсе изучают современный город, в котором живут. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга:  культурной, административной; поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.

Цель и задачи курса «Первое знакомство с Петербургом».

Таким образом, целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.

Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Способствовать формированию у учащихся:

  • познавательного интереса к изучению города;
  • элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга — его символах, являющихся частьювсемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.

На основе этих знаний:

  1. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
  2. Начать формирование краеведческих умений:

-ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;

-соотносить объект на карте с городским пространством;

рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;

— описывать памятники, достопримечательности по памяткам;

— соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках.

  1. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:

— работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);

— подбирать слова, характеризующие объект;

— выявлять главные признаки объекта;

— сравнивать объекты и делать выводы;

— обосновывать свою точку зрения;

— переносить знания, полученные на других учебных предметах.

  1. Создавать условия для формирования оценочных суждений:

— формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;

— выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.

5.Содействовать развитию логического мышления и реализации творческого потенциала учащихся:

— изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).

6 .Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:

— соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах

Формы контроля результатов обучения.

Поскольку не только процесс обучения должен быть интересным для ребенка, но и формы контроля после завершения темы должны способствовать формированию познавательного интереса к предмету и не отталкивать от него. Предполагается использовать игровые формы учета результатов обучения.

Задания по текущему контролю проводятся по учебному пособию  Е.В. Дмитриевой  «Санкт — Петербург». В занятия включены  вопросы и  задания по истории города, ребусы, кроссворды , направленные на лучшее понимание и запоминание . В программу по изучению истории города включены тематические экскурсии.

Содержание.        

Из истории приневских земель (6 часов).

  1. Жители невских берегов.История приневских земель.
  2. Невские крепости. Кронштадт.
  3. Невские крепости . Петропавловская крепость.
  4. Сооружения на территории Петропавловской крепости. Петропавловский собор.

Санкт-Петербург – город рек и каналов. ( 10 ч.)

  1. Мосты через реки и каналы.
  2. Мосты через Неву.
  3. « В гранит оделася Нева…»
  4. « Твоих оград узор чугунный…»

Богатства города.  (13ч.)

  1. Санкт – Петербург — город музеев и театров.
  2. Музеи на стрелке Васильевского острова.
  3. Площадь Искусств:

Михайловский театр. Здание Филармонии.

Михайловский дворец. Русский музей.

  1. Площадь Островского:

Театр имени А,С. Пушкина (Александринский театр)

Российская национальная библиотека.

Елисеевский  магазин. Театр Комедии.

  1. Театральная площадь.
  2. Троицкая площадь. Домик Петра Первого.
  3. Санкт – Петербургские храмы.

Архитектура и скульптура города. (8 ч.)

1. Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре:

Атланты и кариатиды .

Герои мифов в скульптуре.

Скульптуры – аллегории.

2. Животные в скульптуре:

Звери и птицы.

Фантастические животные.

Итоговое занятие. (1ч.)

Календарно-тематическое планирование

№п/п Тема занятия Количество часов По плану Фактически
1 -2 Жители Невских берегов. 2    
3 История приневских земель. 1    
4 Невские крепости. Кронштадт. 1    
5 Невские крепости. Петропавловская крепость. 1    
6 Сооружения на территории Петропавловской крепости: Петропавловский собор.  

1

   
7-9 Мосты через реки и каналы. 3    
10 — 12 Мосты через Неву.  

3

   
13 — 14 «В гранит оделася Нева…» 2    
15 — 16 « Твоих оград узор  чугунный…» 2    
17 Санкт – Петербург – город музеев и театров. 1    
18 Музеи на стрелке Васильевского острова. 1    
19 Михайловский театр. Здание Филармонии. 1    
20 Михайловский дворец. Русский музей. 1    
21 Площадь Островского. 1    
22 Театр имени А.С. Пушкина. ( Александринский театр). 1    
24 Российская национальная библиотека. 1    
25 Елисеевский магазин. Театр комедии. 1    
26 Театральная  площадь. 1    
27  — 28 Троицкая площадь. Домик Петра Первого. 2    
29 — 30 Санкт – Петербургские храмы. 2    
31 Атланты и кариатиды. 1    
32 — 33 Герои мифов в скульптуре. 2    
34 Скульптуры – аллегории. 1    
35 — 36 Звери и птицы. 2    
37 Фантастические животные. 2    
38 Итоговое занятие 1    

Экскурсии (30 часов)

Дата Тема Количество часов По плану Фактически
1.  Михайловский дворец. 6    
2.  Пушкин. 6    
3.  Павловск 6    
4. Красное село 6    
5. Троицкая площадь. Домик Петр Первого. 6    


Показатели эффективности достижения планируемых результатов

Ожидаемые результаты

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной речи;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы.

Читать вслух и про себя тексты пособий и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

— выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

— учиться уважительно относиться к позиции своих одноклассников.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Первое знакомство с Петербургом»в1-омклассе является формирование следующих умений:

— овладеть элементарными знаниями о составных частях города, об удивительных особенностях (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу, о роли людей и природы в формировании города, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов;

научиться правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на занятиях; уметь выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слова.

Планируемые результаты

Во время прохождения начального курса «Первое знакомство с Петербургом» предполагается, что учащиеся:

-познакомятся с историей создания «северной столицы» и её художественным наследием;

— проявят познавательный интерес к изучению своей Малой Родины в выполнении творческих заданий, в желании посетить музей, выставку и написать отзыв, самостоятельно найти информацию, написать стихотворение или сказку о городе;

— смогут развить монологическую речь и мыслительные умения (работать со стихами, ребусами, кроссвордами; характеризовать объект, выявляя его главные признаки; сравнивать объекты; доказывать свою точку зрения);

— начнут выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку;

-научатся выделять ключевые понятия, нужные факты и ответы на вопросы, поставленные учителем.

И, конечно, полученные знания и умения должны способствовать бережному отношению ребят к созданному предшествующими поколениями и создаваемому в настоящее время, и уважению в общении в семье, с одноклассниками, в городском пространстве: на экскурсиях, в транспорте, музеях, театрах, библиотеках, храмах.

Учебно-методический комплект

  1. Е.В.Дмитриева. Санкт – Петербург. 2010г. Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы.

Список литературы.

  1. Ермолаева Л.К.. Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. В 2-х частях. — СПб., СМИО.
  2. Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие / Ин-т Пе
  3. Матвеев П.Н. Атланты и кариатиды Петербурга. СПб. Искусство.2001г.
  4. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедия. Справочник / Гл. ред. Б. Б. Пиотровский. — М., 19
  5. О.Н.Алексеева. Санкт – Петербург. Детям о музеях. – СПб: Паритет, 2012
  6. Нестеров В.В. Львы стерегут город. Л. Искусство. 1971г.

Яндекс.Метрика