<<< Рабочие программы внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Первое знакомство с Петербургом» для 2 — класса разработана на основе учебных пособий Н.А.Гурьевой «Первое знакомство с Петербургом», Е. А. Никоновой « Первые прогулки по Петербургу».
Актуальность темы: изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адаптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.
Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.
Режим занятий
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (теория и практика: экскурсии по г.Санкт – Петербургу). Занятия проводятся1 раз в неделю.
Непростая задача знакомить малышей с родным городом в современных условиях. Можно бесконечно долго воспевать на уроках красоту архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако ребенок, гуляя по городу или идя в школу, встречается с другим городом: неубранным и темным подъездом, грязным и неухоженным двором, припаркованными на тротуарах машинами, вытоптанными газонами, разрисованными фасадами зданий. И в сознании ребенка существуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на уроках, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Получается, что ребенок изучает один город, а живет в другом.
Курс «Первое знакомство с Петербургом » как раз и направлен на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребенка. Поэтому дети в этом курсе изучают современный город, в котором живут. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: культурной, административной; поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.
Цель и задачи курса «Первое знакомство с Петербургом».
Таким образом, целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Способствовать формированию у учащихся:
- познавательного интереса к изучению города;
- элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга — его символах, являющихся частьювсемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.
На основе этих знаний:
- Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
- Начать формирование краеведческих умений:
-ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;
-соотносить объект на карте с городским пространством;
— рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;
— описывать памятники, достопримечательности по памяткам;
— соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках.
- Развивать монологическую речь и мыслительные умения:
— работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);
— подбирать слова, характеризующие объект;
— выявлять главные признаки объекта;
— сравнивать объекты и делать выводы;
— обосновывать свою точку зрения;
— переносить знания, полученные на других учебных предметах.
- Создавать условия для формирования оценочных суждений:
— формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;
— выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.
5.Содействовать развитию логического мышления и реализации творческого потенциала учащихся:
— изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).
6. Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:
— соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах
Формы контроля результатов обучения.
Поскольку не только процесс обучения должен быть интересным для ребенка, но и формы контроля после завершения темы должны способствовать формированию познавательного интереса к предмету и не отталкивать от него. Предполагается использовать игровые формы учета результатов обучения.
Задания по текущему контролю проводятся по учебному пособию Е.В. Дмитриевой «Санкт — Петербург». В занятия включены вопросы и задания по истории города, ребусы, кроссворды , направленные на лучшее понимание и запоминание . В программу по изучению истории города включены тематические экскурсии.
Содержание.
- I. Санкт- Петербург-город музеев и театров (11 часов).
1.Санкт- Петербург-город музеев и театров
- Музеи на стрелке Васильевского острова
- Площадь искусств. Здание Филармонии
- Здание Филармонии
- Михайловский дворец. Русский музей.
- Площадь Островского
7.Театр имени А.С. Пушкина
- Российская национальная библиотека
- Елисеевский магазин Театр комедии
- Театральная площадь.
11.Санкт-Петербургские храмы
- II. Санкт-Петербург – город рек и каналов. ( 14 ч.)
- Мосты через реки и каналы.
- Мосты через Неву.
- « В гранит оделася Нева…»
- « Твоих оград узор чугунный…»
III. Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре. (6ч.)
- Атланты
- Кариатиды
- Герои и скульптуре
- Скульптуры-аллегории
- Животные в скульптуре:Звери и птицы
- Фантастические животные.
V.Итоговое занятие. (1ч.)
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Количество часов | По плану | Фактически |
1 | Санкт- Петербург-город музеев и театров | 1 | ||
2 | Музеи на стрелке Васильевского острова | 1 | ||
3 | Площадь искусств. Здание Филармонии | 1 | ||
4 | Невские крепости. Петропавловская крепость. | 1 | ||
5 | Михайловский дворец. Русский музей. | 1 | ||
6 | Площадь Островского | 1 | ||
7 | Театр имени А.С. Пушкина | 1 | ||
8 | Российская национальная библиотека | 1 | ||
9 | Елисеевский магазин Театр комедии | 1 | ||
10 | Санкт – Петербург – город музеев и театров. | 1 | ||
11 | Театральная площадь. | 1 | ||
12 | Михайловский театр. Здание Филармонии. | 1 | ||
13 | Мосты через реки и каналы. | 1 | ||
14 | « В гранит оделася Нева…» | 1 | ||
15 | « Твоих оград узор чугунный…» | 1 | ||
16 | Атланты | 1 | ||
17 | Кариатиды | 1 | ||
18 | Герои и скульптуре | 1 | ||
19 | Скульптуры-аллегории | 1 | ||
20 | Животные в скульптуре:Звери и птицы | 1 | ||
21 | Фантастические животные. | 2 | ||
22 | Итоговое занятие | 1 |
Экскурсии (30 часов)
Дата | Тема | Количество часов | По плану | Фактически |
1. | Экскурсия в Этнографический музей | 6 | ||
2. | Экскурсия | 6 |
Показатели эффективности достижения планируемых результатов
Ожидаемые результаты
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной речи;
- высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы.
Читать вслух и про себя тексты пособий и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
— выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
— учиться уважительно относиться к позиции своих одноклассников.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса«Первое знакомство с Петербургом»в1-омклассе является формирование следующих умений:
— овладеть элементарными знаниями о составных частях города, об удивительных особенностях (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу, о роли людей и природы в формировании города, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов;
научиться правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на занятиях; уметь выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слова.
Планируемые результаты
Во время прохождения начального курса «Первое знакомство с Петербургом» предполагается, что учащиеся:
-познакомятся с историей создания «северной столицы» и её художественным наследием;
— проявят познавательный интерес к изучению своей Малой Родины в выполнении творческих заданий, в желании посетить музей, выставку и написать отзыв, самостоятельно найти информацию, написать стихотворение или сказку о городе;
— смогут развить монологическую речь и мыслительные умения (работать со стихами, ребусами, кроссвордами; характеризовать объект, выявляя его главные признаки; сравнивать объекты; доказывать свою точку зрения);
— начнут выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку;
-научатся выделять ключевые понятия, нужные факты и ответы на вопросы, поставленные учителем.
И, конечно, полученные знания и умения должны способствовать бережному отношению ребят к созданному предшествующими поколениями и создаваемому в настоящее время, и уважению в общении в семье, с одноклассниками, в городском пространстве: на экскурсиях, в транспорте, музеях, театрах, библиотеках, храмах.
Учебно-методический комплект
- Е.В.Дмитриева. Санкт – Петербург. 2010г. Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы.
Список литературы.
- Ермолаева Л.К.. Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. В 2-х частях. — СПб., СМИО.
- Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие / Ин-т Пе
- Матвеев П.Н. Атланты и кариатиды Петербурга. СПб. Искусство.2001г.
- Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедия. Справочник / Гл. ред. Б. Б. Пиотровский. — М., 19
- О.Н.Алексеева. Санкт – Петербург. Детям о музеях. – СПб: Паритет, 2012
- Нестеров В.В. Львы стерегут город. Л. Искусство. 1971г.