Основы светской этики, 4 класс — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Основы светской этики, 4 класс

<<< Рабочие программы начального общего образования

Пояснительная записка

Данная программа «Основы  светской этики» для учащихся 4 класса разработана на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» (авторы Данилюк А. Я. Издательство «Просвещение», 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ  и является адаптированной.

Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования  и учебным планом образовательного учреждения.

Общая характеристика учебного предмета

Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Место предмета «Основы светской этики» в учебном плане

Предмет «Основы светской этики изучается как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-ом классе (1 час в неделю, 34 часа).

Право выбора предмета предоставляется родителям обучающихся или лицам, официально их заменяющим.

При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

Содержание курса «Основы светской этики» (34 часа)

Россия — наша Родина. Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Что значит быть моральным? Дружба. Что значит быть моральным? Род и семья — исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Жизнь человека — высшая нравственная ценность. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Любовь и уважение к Отечеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы светской этики»

Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
  • формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
  • развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
  • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  • освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;
  • формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
  • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.

 

Ожидаемые результаты формирования УУД

 

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:

  • умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
  • навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
  • логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 

В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

  • совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;
  • адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.

 

В области регулятивных общих учебных действий обучающиеся получать возможность:

  • -совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
  • формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

  • формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;
  • формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
  • развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
  • развить этические чувства как регулятор морального поведения;
  • воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;
  • развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
  • развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;
  • формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

 

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках

 

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

  • словесных,которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
  • наглядных,которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы,применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  • репродуктивных,необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
  • индуктивных и дедуктивных,оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).

При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем — носителем информации и учеником — реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя, таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе — требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

Рекомендации к домашним заданиям

Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса. Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного курса ОРКСЭ

Учебный курс ОРКСЭ предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями, в форме собеседований, анкетирования. Главная задача этого этапа — создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат — мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

Внеурочная работа в рамках изучения курса

Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.

Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала.

Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.

Система оценки результатов обучения по предмету

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

Текущая аттестация

Выполнение практических работ в форме: — устный опрос;

-письменная работа (творческая работа: эссе, реферат; диагностическая работа) -тематические тесты по темам.

Итоговая отметка выставляется на основе 5-ти бальной системы;

Отметка 3 выставляется, если учащийся решает учебно-практическую задачу с помощью учителя, выполняет верно 50% тестовых заданий

Отметка 4 выставляется, если учащийся решает учебно-практическую задачу с помощью одноклассников, выполняет верно 75% тестовых заданий

Отметка 5 выставляется, если учащийся решает учебно-практическую задачу самостоятельно, выполняет верно 100% тестовых заданий

Если учащийся не удовлетворён собственными результатами текущей аттестации, то он имеет право улучшить свой результат, выполнив аналогичный вариант работы во внеурочное время.

Итоговая аттестация

  • презентация творческой работы;
  • итоговая контрольная работа в виде теста.

Итоговая отметка выставляется на основе 5-ти бальной системы;

Отметка 3 выставляется, если учащийся выполняет верно 50% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 3 (решает учебно- практическую задачу с помощью учителя),

Отметка 4 выставляется, если учащийся выполняет верно 75% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 4 (решает учебно- практическую задачу с помощью одноклассников),

Отметка 5 выставляется, если учащийся выполняет верно 100% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 5 (решает учебно — практическую задачу самостоятельно).

Если учащийся не удовлетворён собственными результатами итоговой контрольной работы в виде теста, то он имеет право выполнить аналогичный вариант работы во внеурочное время.

Материально-техническое обеспечение курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» ( сост.  Данилюк А. Я. ) – М.: «Просвещение», 2012

Электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Тематическое планирование учебного курса «Основы светской этики»

 

Тема урока Основное содержание Виды деятельности учащихся Дата

проведения

1 Россия — наша Родина. Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса. Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»
2 Что такое светская этика? Дискуссия Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Творческая работа «Составление предложений со словами культура».
3 Мораль и культура. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
4 Особенности морали. Беседа, режиссёрская игра «Смотритель за моралью» Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно- нравственной культуры»
5 Добро и зло. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Дискуссия Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»
6 Добро и зло.
7 Добродетели и пороки. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали Групповая работа «Работа со словарями»

Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»

8 Добродетели и пороки
9 Свобода и моральный выбор человека. Дискуссия «Главная добродетель в жизни человека….» Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».
10 Свобода и ответственность. Диспут « Условия, при которых возможно ответственное поведение» Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности»
11 Моральный долг. Моральные и этические требования,

предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.

Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»
12 Справедливость. Моральные и этические требования,

предъявляемые к человеку в светской культуре Развивают представление о морали и нравственности.

Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»
13 Альтруизм и эгоизм. Моральные и этические требования,

предъявляемые к человеку в светской культуре Развивают представление о морали и нравственности.

Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма»

Работа в группах над содержанием сказок.

14 Дружба. Моральные и этические требования,

предъявляемые к человеку в светской культуре Развивают представление о морали и нравственности.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
15 Что значит быть моральным? Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Самостоятельная работа Продолжить предложение «Быть моральным — это значит …»
16 Итоговая презентация творческих работ Моральные и этические требования,

предъявляемые к человеку в светской культуреРазвивают представление о морали и нравственности.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы. Творческая деятельность учащихся
17 Обобщение по теме: Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
18 Род и семья — исток

нравственных

отношений

Взаимосвязь родственных отношений. Ответы на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету
19 Нравственный поступок Взаимосвязь между мотивом и целью поступка.

Беседа «Проделки Карлсона» с точки зрения признаков нравственного поступка». Игровые ситуации.

Самостоятельная работа: выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка
20. Золотое правило нравственности Дискуссия. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества Игровые ситуации по сюжету сказки А.Толстого «Золотой ключик» Самостоятельная работа: выписать из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке
21. Стыд, вина и извинения Дискуссия. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу). Учатся толерантному отношению друг к другу. Беседа по произведению Ф.Решетникова «Опять двойка»
22 Честь и достоинство Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. Проект «Спортсмены России» Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу Словарный диктант с элементами игры: кто больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках.
23 Совесть Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. Ролевая игра.

Самостоятельная работа: составить план статьи

24 Нравственные идеалы Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики Работа в группах.

Самостоятельная работа: составить 5-6 предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей

25 Нравственные идеалы
26. Образцы нравственности в культуре Отечества Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. Анализ отрывков из литературных произведений Ролевая игра : Рыцари, джентльмены, леди.
27. Этикет Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. Анализ отрывков из литературных произведений Работа в парах. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов построения высказывания. Работа в группах.

Совершенствуют умения в области коммуникации

28 Семейные праздники Появление праздников, их значение в семье и в стране. Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. Творческая работа «Подарок»
29 Жизнь человека — высшая нравственная ценность Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. Работа в группах. Совершенствуют умения в области работы с источниками информации.
30 Любовь и уважение к Отечеству Многообразие национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах. Работа в парах. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов построения высказывания. Работа в группах.

Совершенствуют умения в области коммуникации

31 Духовные традиции многонационального народа России
32 Итоговая контрольная работа Проверка усвоения предметных знаний и умений. Самостоятельная деятельность
33-34 Тематические творческие работы учащихся Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы

Яндекс.Метрика