<<< Рабочие программы начального общего образования
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.
Рабочая программа по «Основам мировых и религиозных культур» составлена в соответствии со следующими нормативными и учебно-методическими документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Уставом общеобразовательного учреждения;
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Примерной образовательной программой начального общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Авторской программой комплексного курса для 4-5 классов «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Основы мировых религиозных культур. Основы православной культуры. Основы исламской культуры. Основы иудейской культуры. Основы буддийской культуры»Шапошниковой Т.Д., Савченко К.В.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» входит в федеральный компонент образовательного стандарта и базисного учебного плана МБОУ СОШ № 5.
Учебник (авторы:Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М., Китинов Б.У., Малышев Б.А., Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Сергазина К.Т., Шапошникова Т.Д.) для 4-5 классов соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Рабочая программа составлена для учащихся 4-х классов, ориентирована на обучающихся 10-11 лет.
- Общая характеристика учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих многонациональную культуру России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Курс не только готовит учащихся к освоению основ знаний обществознания, истории в основной школе, но и способствует развитию и воспитанию личности, что имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Курс ОРКСЭ также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Цели: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Данная рабочая программа позволяет организовать учебный процесс с использованием современных педагогических технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий, музейное образование и др.). Реализация рабочей программы допускает сочетание различных форм обучения. Возможна организация обучения по индивидуальным учебным планам.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем. Обучение безотметочное.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п |
Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата проведения |
1 | Россия – наша Родина. | Знать, понимать и принимать личностью ценности: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. Уметь осуществлять информативный поиск для осуществления учебной задачи.
Принимать и сохранять учебную задачу. |
|
2 | Культура и религия. | Понимать, что такое религия.
Знать мировые и национальные религии. Уметь: составлять предложения со словами культура, религия; работать с источниками информации |
|
3 | Культура и религия. | Понимать, что такое религия.
Знать мировые и национальные религии. Уметь: составлять предложения со словами культура, религия; работать с источниками информации |
|
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования. | Знать основателей религий мира, как начало распространяться христианство. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать. Принимать и сохранять учебную задачу | |
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | Знать основателей религий мира, как начало распространяться христианство. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать. Принимать и сохранять учебную задачу | |
6 | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. | Знать когда появились священные тексты и как они назывались. Различать священные книги. Тора, Библия, Коран. Обнаруживать связи в священных книгах. | |
7 | Священные книги мира: Тора, Библия, Коран. | Знать когда появились священные тексты и как они назывались. Различать священные книги. Тора, Библия, Коран. Обнаруживать связи в священных книгах. | |
8 | Хранители предания в религиях мира. | Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда | |
9 | Добро и зло Возникновение зла в мире. | Иметь представление о понятиях греха, раскаяния, воздания.
Уметь определять цель учебной деятельности. Владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда |
|
10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | Иметь представление о понятиях греха, раскаяния, воздания.
Уметь определять цель учебной деятельности. Владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда |
|
11 | Человек в религиозных традициях мира. | Иметь представление о понятиях: молитва, таинства, намаз, мантра. Понимать цель и задачи учебной деятельности. Уметь оценить себя на основе критериев успешности учебной деятельности. Быть готовым слушать собеседника и вести диалог. | |
12 | Священные сооружения. | Знать какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены. Уметь определять ориентиры действия в новом учебном материале. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную. Уметь вести диалог. | |
13 | Священные сооружения. | Иметь представление о том, какую роль в разных религиях играет искусство, какие формы искусства характерны для традиционных религий России. Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в предметах и произведениях культуры народов своего края |
|
14 | Искусство в религиозной культуре. | ||
15 | Искусство в религиозной культуре. | Иметь представление о том, какую роль в разных религиях играет искусство, какие формы искусства характерны для традиционных религий России. Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в предметах и произведениях культуры народов своего края |
|
16 — 17 | Творческие работы ученика | Уметь составлять план, таблицу, презентацию
Владеть навыками выступления Уметь защищать пректы. |
|
18 | История религий в России. | Знать когда и почему выбрали христианство на Руси, какую роль сыграло православие в истории России. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда | |
19 | История религий в России. | Знать когда и почему выбрали христианство на Руси, какую роль сыграло православие в истории России. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда | |
20 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Иметь представление о ритуалах в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Уметь планировать учебную деятельность на уроке. Уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий | |
21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Иметь представление о ритуалах в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Уметь планировать учебную деятельность на уроке. Уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий | |
22 | Паломничества и святыни. | Иметь представление о понятиях паломничество, реликвии, мощи, о главных святынях мировых религий. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда | |
23 | Праздники и календари. | Знать религиозные праздники народов России, иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Находить общее и особенное |
|
24 | Праздники и календари. | Знать религиозные праздники народов России, иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Находить общее и особенное |
|
25 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Знать что такое мораль, нравственность, в чем состоят нравственные заповеди в иудаизме, христианств, каково нравственное учение ислама, что является основой поведения для буддистов. Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Находить общее и особенное. |
|
26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Знать что такое мораль, нравственность, в чем состоят нравственные заповеди в иудаизме, христианств, каково нравственное учение ислама, что является основой поведения для буддистов. Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Находить общее и особенное. |
|
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | Знать о том, как разные религии учат милосердию, состраданию, и помощи людям. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда | |
28 | Семья. | Знать о том, как традиционные религии России относятся к семье. Иметь представление о семейных ценностях. Находить общее и особенное. | |
29 | Долг, свобода, ответственность, труд. | Иметь представление о долге, свободе, ответственности, труде. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Знать, понимать, что Отечество, семья, религия – основы религиозно- культурных традиций многонационального народа. Принимать и сохранять учебную задачу.
Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Уметь вести диалог. |
|
31 — 32 | Итоговая презентация творческих проектов. | Уметь защитить творческий проект, оценивать себя и других. | |
33 | Промежуточная
аттестация |
||
34 | Повторение |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОРКСЭ»
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
— понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
— формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
— знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
— укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
— Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
— Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
— Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
— Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
— Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
— излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
— формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
— осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.