Окружающий мир, 4 класс — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Окружающий мир, 4 класс

<<< Рабочие программы начального общего образования

Пояснительная записка

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.

Цели изучения предмета в начальной школе:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Специфика предмета «окружающий мир» заключается в том, что он. имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяя в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

 

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

Наряду с решением задач основной образовательной программы в рабочей программе учитываются особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей слабовидящих детей, которые направлены на решение следующих задач:

  • формирование зрительных образов и представлений;
  • формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;
  • развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действий с ними;
  • формирование у детей потребности использования зрительных умений навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов;
  • развитие восприятия глубины пространства и способности ориентироваться в пространстве;
  • развитие временных представлений.

 

 

 

Содержание программы

Мы — граждане единого Отечества (13часов)

Общество — это мы;

Российский народ;

Конституция России;

Права ребенка;

Государственное устройство России;

Границы государства;

Путешествие за границу;

Сокровища России.

По родным просторам (20 часов)

Карта России;

По равнинам и горам;

В поисках подземных кладовых;

Наши реки и озера;

Морские просторы;

С севера на юг: пустыни, тундры, леса, степи;

Как сберечь природу России: Красная книга, заповедники и национальные парки.

Путешествие по Реке времени (26 часов)

Путешествие с археологами;

По страницам летописи;

Древняя Русь;

История России.

Мы строим будущее России (9 часов)

Современная Россия.

Хороша честь когда есть что есть

Умная сила России

Светлая душа России

Начни с себя

Наши проекты

Итоговая контрольная работа

Обобщение пройденного

                                           Итого-68 часов.

 

                                    Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир»

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, т. к. в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся осваивать основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника.

 

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

 

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:

  • понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
  • способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
  • готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
  • придерживаться правилам работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • понимать, принимать и формулировать учебную задачу;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • планировать свои высказывания и действия;
  • уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 

 

Познавательные УУД:

  • понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;
  • понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • ориентироваться в разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные УДД:

  • донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроках и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе иследовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран зарубежной Европы и их столиц.

 

 

 

 

 

 

В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:

  • узнавать государственную символику РФ;
  • называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ;
  • приводить конкретные примеры прав ребенка;
  • показывать на карте границы России, ее крайние точки;
  • показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
  • приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
  • отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
  • назвать памятные даты России.

 

                                 Формы контроля:

  1. Текущий:
  • прогностический, т. е. проигрывание всей операции учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, т. е. контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный — контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образом.
  1. Итоговый контроль в формах:
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • проверочные работы;
  • самооценка и самоконтроль;
  • комплексная итоговая работа по итогам обучения.

 

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы обучающихся, работу в парах, проектную деятельность.

 

 

 

 

 

                                                        

                                              Календарно-тематическое планирование

 

урока

Тема

урока

Контроль Основное содержание

обучения

Дата
     
1. Общество – это мы. текущий Необходимость объединения людей в сообщества. Различные типы сообществ и общественных групп. Общие цели и интересы – основа объединения людей в сообщества. Распределение обязанностей и разделение труда в сообществах. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности российского общества. Значение понятий: гражданин, гражданское общество, соотечественник.    
2. Российский народ. текущий Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. Факторы, объединяющие граждан России между собой: память о прошлом, созидательный труд в настоящем и надежды на будущее. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн).    
3. Конституция России. текущий Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан. Статьи Конституции РФ и нравственные правила, выработанные в отечественной и мировой культуре.    
4. Права ребенка.

ПДД «Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.»

текущий Права ребёнка, гарантированные Федеративным законом. Происхождение закона от положений Конституции РФ и важнейших документов ООН. Права ребёнка и нравственное отношение к детям, выработанное в культуре народов России. Важность десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Специальная лексика Федерального закона о правах ребёнка, Всеобщей декларации прав ребёнка и Декларации прав ребёнка ООН.    
5. Государственное устройство России. текущий Особенности государственного устройства РФ как независимой демократической республики и Конституция страны. Президент Российской Федерации – глава государства. Три ветви государственной власти.    
6. Российский Союз равных. текущий Особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Устройство региональных органов государственной власти. Республики РФ как субъекты Российской Федерации. Субъекты РФ на карте России.    
7. Государственная граница России. текущий Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. Ближайшие соседи России в мире.    
8. Путешествие за границу России. Конференция. Путешествие в Беларусь и Монголию. Добрососедство разных стран на Земле как культурная ценность.    
9. Сокровища России и их хранители. текущий Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Родные языки и творчество народов России как источник сведений о прошлом и носитель нравственных норм и идеалов. Жизнь и деятельность создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия своего народа и всей России.    
10. Творческий союз.

ПДД «Остановочный путь и скорость движения»

текущий Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обогащения. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России (в том числе своего края) как создателей общего культурного наследия нашего Отечества.    
11. Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества». тест. Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обогащения. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России (в том числе своего края) как создателей общего культурного наследия нашего Отечества.    
12. Наши проекты. «За страницами учебника». Защита проектов. Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обогащения. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России (в том числе своего края) как создателей общего культурного наследия нашего Отечества.    
13. Проверочная работа. Проверочная работа Глава государства. Основной закон страны. Права и обязанности граждан. Конвенция о правах ребёнка. Государственные символы. Праздники воинской славы.    
14. Карта – наш экскурсовод. текущий Физическая карта России. Россия – самая большая по территории страна мира. Общее представление о природе России (с опорой на физическую карту).    
15. По равнинам и горам.

 

текущий Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).    
16. В поисках подземных кладовых. текущий Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Нефть и природный газ – важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым.    
17. Наши реки. текущий Реки России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Части реки. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны.    
18. Озера – краса земли.

ПДД «Пешеходные переходы»

текущий Озёра России, их значение в жизни людей, обозначение на карте.  Разнообразие озёр России. Крупнейшие и наиболее известные озёра нашей страны.    
19. По морским просторам. текущий Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трём океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Чёрного морей.    
20. С севера на юг. текущий Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности.    
21. В ледяной пустыне. текущий Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого океана.    
22. В холодной тундре. текущий Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры. Экологические связи в тундровом сообществе. Оленеводство – основное занятие северных народов.    
23. Среди лесов. текущий Лесотундра как переходная зона между тундрой и лесами. Лесные зоны России: зона тайги, зона смешанных широколиственных лесов. Природные условия, растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесных сообществах.    
24. В широкой степи. текущий Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зона степей. Природные условия, растительный и животный мир степей. Экологические связи в степном сообществе. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия.    
25. В жаркой пустыне. текущий Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. Зона пустынь. Природные условия, растительный и животный мир пустынь. Экологические связи в пустынном сообществе.    
26. У тёплого моря.

ПДД «Пешеходные переходы»

 

текущий Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия, растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа, экологические связи в природе этих мест. Город-курорт Сочи – главная здравница страны.    
27. Мы – дети родной земли. текущий Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависимость её от особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях.    
28.

 

В содружестве с природой. текущий Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания.    
29. Как сберечь природу России. текущий Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России.    
30. По страницам Красной книги. текущий Растения и животные из Красной книги России, обитающие в разных природных зонах, и меры по их охране.    
31.

 

По заповедникам и национальным паркам. текущий Заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах, их вклад в охрану природы страны.    
32. Наши проекты. «За страницами учебника». Тест Экология. Экологическое поведение в природе. Охрана природы.    
33. Проверочная работа. Контрольная работа Формы земной поверхности. Природные зоны. Растения и животные природных зон. Охрана природы. Объекты Всемирного наследия.    
     
34. В путь по реке времени.

ПДД «Нерегулируемые перекрестки»

текущий Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности. Особенности устной памяти о далёком прошлом: соединение реальной основы с поэтическим вымыслом, отражающим народную оценку события или исторической эпохи. Два значения понятия истории: как науки, исследующей события, происшедшие в мире человеческих сообществ, и как последовательности и причинно-следственной взаимосвязи этих событий во времени. Традиции счёта исторического времени и схематическое представление хронологии (схема «Река времени», лента времени). Роль и место Геродота и летописца Нестора в мировой и отечественной исторической науке.    
35. Путешествуем с археологами. текущий Роль археологии в изучении прошлого. Особенности работы археологов. Олень – золотые рога: археологические находки из скифских курганов и в Сибири. Российские учёные-археологи, их вклад в мировую и отечественную историческую науку.    
36. По страницам летописи. текущий «Повесть временных лет» – древнерусская летопись. Многообразие славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-Европейской равнине. Связь названий славянских племён с особенностями мест обитания и именами предполагаемых родоначальников.  
37. Истоки Древней Руси. текущий Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры. Берестяные грамоты в археологических раскопках Великого Новгорода как доказательство грамотности населения Древней Руси.    
38. Мудрый выбор. текущий Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира, Святослава и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь: вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства. Выбор как проявление духовно-нравственных позиций, ведущих к важным последствиям и в жизни человека, и в истории человеческого общества. День памяти князя Владимира Святого как государственный праздник России.    
39. Наследница Киевской Руси. текущий Роль князей Владимира, Святослава и Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.    
40. Москва – преемница Владимира. текущий Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь. Военная угроза стране со стороны Запада. Древнерусские князья Александр Невский, Даниил Московский и их потомки в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы. Идея единства в композиции иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергия Радонежского, и объединение войск русских княжеств на Куликовом поле.    
41. Начало Московского царства. текущий Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана III. Деятельность Ивана Грозного – первого царя Московской Руси.    
42. Подвижники Руси и землепроходцы. текущий Деяния соотечественников в XVI–XVII вв., развитие разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека.    
43. На пути к единству.

ПДД «Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигналы»

текущий События Смутного времени в жизни страны. Борьба за независимость и единство Отечества. Князь Дмитрий Пожарский и гражданин Козьма Минин как выдающиеся носители базовых национальных ценностей. Поволжские города, объединившиеся для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина.    
44. Начало Российской империи. текущий Преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I. Создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования. Санкт-Петербург – новая столица обновлённой России.    
45. «Жизнь – Отечеству, честь – никому». текущий Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Вклад М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова в развитие науки, образования, промышленности, в укрепление авторитета России в мире. Память о великих соотечественниках в России и за рубежом. Понятия «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо» как культурная ценность.    
46. Отечественная война 1812 года. текущий Отечественная война 1812 года и народная историческая память. Ход войны, её народный характер. М.И. Кутузов как национальный полководец, истинный сын Отечества. Сохранение памяти об Отечественной войне 1812 г. в России и за рубежом.

Деятельность военно-исторических клубов современной России как факт живой исторической памяти народа.

   
47. Великий путь. текущий Российская империя в XIX в. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог в России. Транссибирская магистраль – крупнейшая железная дорога в мире. Достижения России, представленные на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Наши соотечественники в созидательной работе российской промышленности XIX в.    
48. Золотой век театра и музыки.

ПДД «Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигналы

 

текущий Развитие театрального и музыкального искусства  России в XIX – начале XX в. Создание  Санкт-Петербургской и московской консерваторий. Российские достижения, признанные во всём мире: вокальная школа басов Ф.И. Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала XX в.    
49. Расцвет изобразительного искусства и литературы. текущий Развитие изобразительного искусства и литературы в России в XIX – начале XX в. Их значение в общественном осмыслении важнейших социальных и духовно-нравственных проблем российской жизни. Всемирное значение. Важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в  Санкт-Петербурге и Москве.    
50. В поисках справедливости. текущий События в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой войне. Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР. Раскол в Российском обществе начала XX в. как результат этих событий.    
51. Век бед и побед. текущий СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем сорока народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.    
52. «Вставай, страна огромная!» текущий Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941 г.; отступление советских войск; блокада Ленинграда; оборона Москвы как перелом в ходе войны, Сталинградская битва, Курская битва, мощное наступление советских войск на запад – освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и стран Восточной и Западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора. Героизм представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества.    
53. Трудовой фронт России.

ПДД «Поездка в автобусе, троллейбусе и трамвае».

текущий Эвакуация промышленных предприятий на восток страны, перестройка промышленности на военный лад, тяжёлый крестьянский труд. Сохранение культурного наследия в годы войны. Героизм людей, в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.    
54. «Нет в России семьи такой…» текущий Семейная память – основа исторической памяти народа. Документы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., хранящиеся в семьях как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа.    
55. После великой войны. текущий Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после Великой отечественной войны. Масштаб разрушений и жертв военного времени (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград и др.). Эффективность созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы. Значение духовного подъёма, способствовавшего успехам народа-победителя.    
56. Экскурсия в музей боевой славы. текущий Документы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Героический подвиг народа в борьбе за освобождение своего Отечества от немецких захватчиков.    
57. Достижения 1950-1970 гг. ПДД «Поездка в автобусе, троллейбусе и трамвае». текущий Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг., наши соотечественники, прославившие страну своими успехами.    
58. Наши проекты. «За страницами учебника». текущий      
59. Проверочная работа. ПДД «Поездка за город». Контрольная работа.      
     
60. Современная Россия. текущий Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в. Преобразования в экономической, политической, социальной жизни страны в этот период.    
61. Хороша честь, когда есть, что есть. текущий Продовольственная безопасность страны – важнейшая задача современности. Виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей.    
62. Умная сила России.

ПДД «Где можно и где нельзя играть»

текущий Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране – важнейшая задача нашего времени. Социальная ответственность граждан – залог благополучия России.    
63. Светлая душа России. текущий Выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира. Творческая работа современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и др., в том числе в своём крае. Связь между эстетическим совершенством народного и профессионального искусства и лучшими человеческими качествами. Сохранение традиционного наследия и сложение новых позитивных традиций в современной культурной жизни России как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире.    
64. Начни с себя! текущий Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Связь между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России, между достижением достойных целей ради собственного блага и процветания России.    
65. Наши проекты. «За страницами учебника» (экскурсия на предприятие города). Экскурсия.      
66. Проверочная работа.

ПДД «Зачет»

Проверочная работа.      
67. Итоговая контрольная  работа. Контрольная работа.      
68. Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг». текущий.      
 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Окружающий мир»:

1.Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Учебник «Окружающий мир» в 2 ч. Ч. 1

2.Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Учебник «Окружающий мир» в 2 ч. Ч. 2

3.Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. «Рабочая тетрадь №1» по окружающему миру

4.Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. «Рабочая тетрадь №2» по окружающему миру

 

 Используемая литература:

1.Примерная программа по учебным предметам Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1.-2 М. Просвещение, 2010

2.Рабочая программа «Окружающий мир» по программе «Перспектива» А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой;

3.Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир».

Яндекс.Метрика