<<< Рабочие программы начального общего образования
Пояснительная записка
Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.
Цели изучения предмета в начальной школе:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Специфика предмета «окружающий мир» заключается в том, что он. имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяя в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Наряду с решением задач основной образовательной программы в рабочей программе учитываются особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей слабовидящих детей, которые направлены на решение следующих задач:
- формирование зрительных образов и представлений;
- формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;
- развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действий с ними;
- формирование у детей потребности использования зрительных умений навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов;
- развитие восприятия глубины пространства и способности ориентироваться в пространстве;
- развитие временных представлений.
Содержание программы
Мы — граждане единого Отечества (13часов)
Общество — это мы;
Российский народ;
Конституция России;
Права ребенка;
Государственное устройство России;
Границы государства;
Путешествие за границу;
Сокровища России.
По родным просторам (20 часов)
Карта России;
По равнинам и горам;
В поисках подземных кладовых;
Наши реки и озера;
Морские просторы;
С севера на юг: пустыни, тундры, леса, степи;
Как сберечь природу России: Красная книга, заповедники и национальные парки.
Путешествие по Реке времени (26 часов)
Путешествие с археологами;
По страницам летописи;
Древняя Русь;
История России.
Мы строим будущее России (9 часов)
Современная Россия.
Хороша честь когда есть что есть
Умная сила России
Светлая душа России
Начни с себя
Наши проекты
Итоговая контрольная работа
Обобщение пройденного
Итого-68 часов.
Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, т. к. в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся осваивать основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:
- понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
- способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
- готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
- придерживаться правилам работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- понимать, принимать и формулировать учебную задачу;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- планировать свои высказывания и действия;
- уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
- понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;
- понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- ориентироваться в разнообразие способов решения задач.
Коммуникативные УДД:
- донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроках и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе иследовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран зарубежной Европы и их столиц.
В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:
- узнавать государственную символику РФ;
- называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ;
- приводить конкретные примеры прав ребенка;
- показывать на карте границы России, ее крайние точки;
- показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
- приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
- отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
- назвать памятные даты России.
Формы контроля:
- Текущий:
- прогностический, т. е. проигрывание всей операции учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, т. е. контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный — контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образом.
- Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- проверочные работы;
- самооценка и самоконтроль;
- комплексная итоговая работа по итогам обучения.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы обучающихся, работу в парах, проектную деятельность.
Календарно-тематическое планирование
№
урока |
Тема
урока |
Контроль | Основное содержание
обучения |
Дата | ||
1. | Общество – это мы. | текущий | Необходимость объединения людей в сообщества. Различные типы сообществ и общественных групп. Общие цели и интересы – основа объединения людей в сообщества. Распределение обязанностей и разделение труда в сообществах. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности российского общества. Значение понятий: гражданин, гражданское общество, соотечественник. | |||
2. | Российский народ. | текущий | Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. Факторы, объединяющие граждан России между собой: память о прошлом, созидательный труд в настоящем и надежды на будущее. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн). | |||
3. | Конституция России. | текущий | Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан. Статьи Конституции РФ и нравственные правила, выработанные в отечественной и мировой культуре. | |||
4. | Права ребенка.
ПДД «Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.» |
текущий | Права ребёнка, гарантированные Федеративным законом. Происхождение закона от положений Конституции РФ и важнейших документов ООН. Права ребёнка и нравственное отношение к детям, выработанное в культуре народов России. Важность десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Специальная лексика Федерального закона о правах ребёнка, Всеобщей декларации прав ребёнка и Декларации прав ребёнка ООН. | |||
5. | Государственное устройство России. | текущий | Особенности государственного устройства РФ как независимой демократической республики и Конституция страны. Президент Российской Федерации – глава государства. Три ветви государственной власти. | |||
6. | Российский Союз равных. | текущий | Особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Устройство региональных органов государственной власти. Республики РФ как субъекты Российской Федерации. Субъекты РФ на карте России. | |||
7. | Государственная граница России. | текущий | Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. Ближайшие соседи России в мире. | |||
8. | Путешествие за границу России. | Конференция. | Путешествие в Беларусь и Монголию. Добрососедство разных стран на Земле как культурная ценность. | |||
9. | Сокровища России и их хранители. | текущий | Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Родные языки и творчество народов России как источник сведений о прошлом и носитель нравственных норм и идеалов. Жизнь и деятельность создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия своего народа и всей России. | |||
10. | Творческий союз.
ПДД «Остановочный путь и скорость движения» |
текущий | Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обогащения. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России (в том числе своего края) как создателей общего культурного наследия нашего Отечества. | |||
11. | Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества». | тест. | Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обогащения. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России (в том числе своего края) как создателей общего культурного наследия нашего Отечества. | |||
12. | Наши проекты. «За страницами учебника». | Защита проектов. | Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обогащения. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России (в том числе своего края) как создателей общего культурного наследия нашего Отечества. | |||
13. | Проверочная работа. | Проверочная работа | Глава государства. Основной закон страны. Права и обязанности граждан. Конвенция о правах ребёнка. Государственные символы. Праздники воинской славы. | |||
14. | Карта – наш экскурсовод. | текущий | Физическая карта России. Россия – самая большая по территории страна мира. Общее представление о природе России (с опорой на физическую карту). | |||
15. | По равнинам и горам.
|
текущий | Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). | |||
16. | В поисках подземных кладовых. | текущий | Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Нефть и природный газ – важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым. | |||
17. | Наши реки. | текущий | Реки России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Части реки. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны. | |||
18. | Озера – краса земли.
ПДД «Пешеходные переходы» |
текущий | Озёра России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Разнообразие озёр России. Крупнейшие и наиболее известные озёра нашей страны. | |||
19. | По морским просторам. | текущий | Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трём океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Чёрного морей. | |||
20. | С севера на юг. | текущий | Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности. | |||
21. | В ледяной пустыне. | текущий | Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого океана. | |||
22. | В холодной тундре. | текущий | Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры. Экологические связи в тундровом сообществе. Оленеводство – основное занятие северных народов. | |||
23. | Среди лесов. | текущий | Лесотундра как переходная зона между тундрой и лесами. Лесные зоны России: зона тайги, зона смешанных широколиственных лесов. Природные условия, растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесных сообществах. | |||
24. | В широкой степи. | текущий | Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зона степей. Природные условия, растительный и животный мир степей. Экологические связи в степном сообществе. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия. | |||
25. | В жаркой пустыне. | текущий | Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. Зона пустынь. Природные условия, растительный и животный мир пустынь. Экологические связи в пустынном сообществе. | |||
26. | У тёплого моря.
ПДД «Пешеходные переходы»
|
текущий | Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия, растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа, экологические связи в природе этих мест. Город-курорт Сочи – главная здравница страны. | |||
27. | Мы – дети родной земли. | текущий | Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависимость её от особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях. | |||
28.
|
В содружестве с природой. | текущий | Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания. | |||
29. | Как сберечь природу России. | текущий | Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России. | |||
30. | По страницам Красной книги. | текущий | Растения и животные из Красной книги России, обитающие в разных природных зонах, и меры по их охране. | |||
31.
|
По заповедникам и национальным паркам. | текущий | Заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах, их вклад в охрану природы страны. | |||
32. | Наши проекты. «За страницами учебника». | Тест | Экология. Экологическое поведение в природе. Охрана природы. | |||
33. | Проверочная работа. | Контрольная работа | Формы земной поверхности. Природные зоны. Растения и животные природных зон. Охрана природы. Объекты Всемирного наследия. | |||
34. | В путь по реке времени.
ПДД «Нерегулируемые перекрестки» |
текущий | Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности. Особенности устной памяти о далёком прошлом: соединение реальной основы с поэтическим вымыслом, отражающим народную оценку события или исторической эпохи. Два значения понятия истории: как науки, исследующей события, происшедшие в мире человеческих сообществ, и как последовательности и причинно-следственной взаимосвязи этих событий во времени. Традиции счёта исторического времени и схематическое представление хронологии (схема «Река времени», лента времени). Роль и место Геродота и летописца Нестора в мировой и отечественной исторической науке. | |||
35. | Путешествуем с археологами. | текущий | Роль археологии в изучении прошлого. Особенности работы археологов. Олень – золотые рога: археологические находки из скифских курганов и в Сибири. Российские учёные-археологи, их вклад в мировую и отечественную историческую науку. | |||
36. | По страницам летописи. | текущий | «Повесть временных лет» – древнерусская летопись. Многообразие славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-Европейской равнине. Связь названий славянских племён с особенностями мест обитания и именами предполагаемых родоначальников. | |||
37. | Истоки Древней Руси. | текущий | Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры. Берестяные грамоты в археологических раскопках Великого Новгорода как доказательство грамотности населения Древней Руси. | |||
38. | Мудрый выбор. | текущий | Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира, Святослава и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь: вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства. Выбор как проявление духовно-нравственных позиций, ведущих к важным последствиям и в жизни человека, и в истории человеческого общества. День памяти князя Владимира Святого как государственный праздник России. | |||
39. | Наследница Киевской Руси. | текущий | Роль князей Владимира, Святослава и Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси. | |||
40. | Москва – преемница Владимира. | текущий | Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь. Военная угроза стране со стороны Запада. Древнерусские князья Александр Невский, Даниил Московский и их потомки в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы. Идея единства в композиции иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергия Радонежского, и объединение войск русских княжеств на Куликовом поле. | |||
41. | Начало Московского царства. | текущий | Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана III. Деятельность Ивана Грозного – первого царя Московской Руси. | |||
42. | Подвижники Руси и землепроходцы. | текущий | Деяния соотечественников в XVI–XVII вв., развитие разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека. | |||
43. | На пути к единству.
ПДД «Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигналы» |
текущий | События Смутного времени в жизни страны. Борьба за независимость и единство Отечества. Князь Дмитрий Пожарский и гражданин Козьма Минин как выдающиеся носители базовых национальных ценностей. Поволжские города, объединившиеся для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина. | |||
44. | Начало Российской империи. | текущий | Преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I. Создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования. Санкт-Петербург – новая столица обновлённой России. | |||
45. | «Жизнь – Отечеству, честь – никому». | текущий | Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Вклад М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова в развитие науки, образования, промышленности, в укрепление авторитета России в мире. Память о великих соотечественниках в России и за рубежом. Понятия «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо» как культурная ценность. | |||
46. | Отечественная война 1812 года. | текущий | Отечественная война 1812 года и народная историческая память. Ход войны, её народный характер. М.И. Кутузов как национальный полководец, истинный сын Отечества. Сохранение памяти об Отечественной войне 1812 г. в России и за рубежом.
Деятельность военно-исторических клубов современной России как факт живой исторической памяти народа. |
|||
47. | Великий путь. | текущий | Российская империя в XIX в. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог в России. Транссибирская магистраль – крупнейшая железная дорога в мире. Достижения России, представленные на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Наши соотечественники в созидательной работе российской промышленности XIX в. | |||
48. | Золотой век театра и музыки.
ПДД «Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигналы
|
текущий | Развитие театрального и музыкального искусства России в XIX – начале XX в. Создание Санкт-Петербургской и московской консерваторий. Российские достижения, признанные во всём мире: вокальная школа басов Ф.И. Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала XX в. | |||
49. | Расцвет изобразительного искусства и литературы. | текущий | Развитие изобразительного искусства и литературы в России в XIX – начале XX в. Их значение в общественном осмыслении важнейших социальных и духовно-нравственных проблем российской жизни. Всемирное значение. Важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве. | |||
50. | В поисках справедливости. | текущий | События в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой войне. Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР. Раскол в Российском обществе начала XX в. как результат этих событий. | |||
51. | Век бед и побед. | текущий | СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем сорока народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. | |||
52. | «Вставай, страна огромная!» | текущий | Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941 г.; отступление советских войск; блокада Ленинграда; оборона Москвы как перелом в ходе войны, Сталинградская битва, Курская битва, мощное наступление советских войск на запад – освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и стран Восточной и Западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора. Героизм представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества. | |||
53. | Трудовой фронт России.
ПДД «Поездка в автобусе, троллейбусе и трамвае». |
текущий | Эвакуация промышленных предприятий на восток страны, перестройка промышленности на военный лад, тяжёлый крестьянский труд. Сохранение культурного наследия в годы войны. Героизм людей, в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества. | |||
54. | «Нет в России семьи такой…» | текущий | Семейная память – основа исторической памяти народа. Документы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., хранящиеся в семьях как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа. | |||
55. | После великой войны. | текущий | Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после Великой отечественной войны. Масштаб разрушений и жертв военного времени (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград и др.). Эффективность созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы. Значение духовного подъёма, способствовавшего успехам народа-победителя. | |||
56. | Экскурсия в музей боевой славы. | текущий | Документы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Героический подвиг народа в борьбе за освобождение своего Отечества от немецких захватчиков. | |||
57. | Достижения 1950-1970 гг. ПДД «Поездка в автобусе, троллейбусе и трамвае». | текущий | Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг., наши соотечественники, прославившие страну своими успехами. | |||
58. | Наши проекты. «За страницами учебника». | текущий | ||||
59. | Проверочная работа. ПДД «Поездка за город». | Контрольная работа. | ||||
60. | Современная Россия. | текущий | Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в. Преобразования в экономической, политической, социальной жизни страны в этот период. | |||
61. | Хороша честь, когда есть, что есть. | текущий | Продовольственная безопасность страны – важнейшая задача современности. Виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей. | |||
62. | Умная сила России.
ПДД «Где можно и где нельзя играть» |
текущий | Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране – важнейшая задача нашего времени. Социальная ответственность граждан – залог благополучия России. | |||
63. | Светлая душа России. | текущий | Выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира. Творческая работа современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и др., в том числе в своём крае. Связь между эстетическим совершенством народного и профессионального искусства и лучшими человеческими качествами. Сохранение традиционного наследия и сложение новых позитивных традиций в современной культурной жизни России как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире. | |||
64. | Начни с себя! | текущий | Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Связь между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России, между достижением достойных целей ради собственного блага и процветания России. | |||
65. | Наши проекты. «За страницами учебника» (экскурсия на предприятие города). | Экскурсия. | ||||
66. | Проверочная работа.
ПДД «Зачет» |
Проверочная работа. | ||||
67. | Итоговая контрольная работа. | Контрольная работа. | ||||
68. | Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг». | текущий. | ||||
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Окружающий мир»:
1.Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Учебник «Окружающий мир» в 2 ч. Ч. 1
2.Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Учебник «Окружающий мир» в 2 ч. Ч. 2
3.Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. «Рабочая тетрадь №1» по окружающему миру
4.Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. «Рабочая тетрадь №2» по окружающему миру
Используемая литература:
1.Примерная программа по учебным предметам Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1.-2 М. Просвещение, 2010
2.Рабочая программа «Окружающий мир» по программе «Перспектива» А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой;
3.Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир».