<<< Рабочие программы начального общего образования
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы.
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
традиций разных народов России.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Общая характеристика учебного предмета «окружающий мир»
Важнейшие задачи образования в начальной школе – формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях естественнонаучных дисциплин – физики, химии, географии и биологии, с позиций культурологического подхода.
Цель изучения курса в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество».
Ведущей идеей становится объединение мира природы и мира культуры, а человек как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт. Включение в содержание курса компонентов культуры (норма, ценность, идеал) создает условия для формирования личности ребенка, помогает понять и принять гуманистические ценности общества, определить свое место в мире природы и человеческого бытия. Культурологическая составляющая курса позволяет активно использовать в учебнике литературные произведения, фольклор, художественное и музыкальное наследие.
. Общие задачи курса: формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики; воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу, своему Отечеству; развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира; расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал.
Одновременно с помощью средств учебного предмета решаются общие задачи начальной школы: развитие у ребенка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств, формирование целого комплекса ключевых компетентностей — коммуникативной, информационной, социальной, нравственной и др.
Интегрируется обилие различных литературных, музыкальных, изобразительных материалов, что также поможет обеспечить образное, запоминающееся ребенку раскрытие учебного материала. Важную роль для решения этой задачи играет сочетание вербального и иллюстративного рядов в учебнике и рабочих тетрадях. Репродукции произведений отечественной живописи дают хороший материал для развития речи в форме устных сочинений по картине. Словесные тексты используются в качестве средства дифференциации обучения и более прочного овладения навыком чтения.
Список литературы
Литература для учащихся:
- Основная:
- Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2010
- Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 2 класс. – М.: Просвещение, 2010
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 2 класс. – М.: Вита Пресс, 2010
- Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2010
- Дополнительная:
- Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
- Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
- Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
- Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2009
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2008
- Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
- Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
Пособия для учителя:
- Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008
- Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М. уроки по окружающему миру 2 класс: пособие для учителя, Просвещение, 2009
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2007
Содержание изучаемого курса
Время и календарь(15ч)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь
Осень (19ч )
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима(16ч )
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки)
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето(18ч )
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края. Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.
Учебно- тематическое планирование учебного материала
по предмету «Окружающий мир 2 класс».
№ темы | Тема раздела | Количество часов | Формы контроля |
1 раздел | Вселенная, время, календарь. | 15 часов | Экскурсия 1
Практическая работа 1 |
2 раздел | Осень. | 19 часов | Экскурсии 2
Игры на свежем воздухе 1 |
3 раздел | Зима | 16часов | Экскурсии-прогулки 2 |
4 раздел | Весна и лето. | 18 часов | Экскурсии 2
Игры на свежем воздухе 1 |
Итого | 68 часов. |
Планируемые предметные результаты
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
- названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы – как духовной ценности, важной для разных народов);
- эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
- целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);
- представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране);
- положительное отношение к школе, учебной деятельности;
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и пр.;
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
- этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
- освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/
- неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
- располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей) по теме проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- различать природу и культуру;
- различать живую и неживую природу;
- отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
- различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;
- соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
- называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;
- распознавать и называть комнатные растения;
- ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;
- различать деревья, кустарники, травянистые растения;
- устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;
- называть наиболее распространенные растения своей местности;
- различать культурные и дикорастущие растения;
- различать лиственные и хвойные деревья;
- называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
- называть фрукты, овощи, ягоды;
- отличать животных от растений;
- распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;
- перечислять группы животных и их существенные признаки;
- различать домашних и диких животных;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;
- называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;
- приводить примеры развивающих игр, в том числе — игр народов своего края;
- ухаживать за домашними животными — собаками, кошками;
- называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
- правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме;
- определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;
- правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;
- определять ближайшие родственные связи в семье;
- работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;
- находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе – в творчестве народов своего края;
- перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;
- определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;
- понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;
- узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;
- определять достопримечательности Москвы и своего региона;
- определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края;
- находить место России на земном шаре.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока, вид контроля | Практика | Дата | |
1. | Мы – союз народов России.
|
Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Россия на глобусе и карте. Первое представление о Российской Федерации. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории — этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов.
|
||
2. | Мы — жители Вселенной. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звёзды и планеты. Наша планета Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли.
|
||
3. | Наш «космический корабль» – Земля. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Стороны горизонта. Компас. Глобус – модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
|
||
4. | Наш «космический корабль» – Земля. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Стороны горизонта. Компас. Глобус – модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. | ||
5. | Время. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов.
|
||
6. | Экскурсия в музей. | Урок-экскурсия.
Текущий контроль |
Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры. | ||
7. | Сутки и неделя. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Сутки и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснения. Дни недели и их последовательность. | ||
8. | Месяц и год. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснение. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце. | ||
9. | Времена года. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснения причин смены времён года. Явления природы. Сезонные явления.
|
||
10. | Погода. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды. | ||
11. | Погода (практическая работа с термометром). | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Термометр – прибор для измерения температуры. | ||
12. | Календарь — хранитель времени, страж памяти. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами – основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели. | ||
13. | Праздники для всех. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День Государственного флага России, День знаний, Международный день учителя, День народного единства, День Конституции. | ||
14. | Народный календарь. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Народный календарь — сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях. | ||
15. | Экологический календарь. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Что такое экология. Экологический календарь — проявление культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического календаря.
|
||
16. | Осенние месяцы. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Народные названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени.
|
||
17. | Осень в неживой природе. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. | ||
18. | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Народные праздники как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. | ||
19. | Звездное небо осенью. | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Красота и таинственность звёздного неба. Созвездия в представлениях древних и современных учёных. Созвездия Большая Медведица и Лебедь, их изображения на старинных и современных звёздных картах. Легендарная история Большой Медведицы.
|
||
20. | Трава у нашего дома.
|
Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Травянистые растения осенью. Наиболее распространённые травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие; их особенности, значение для человека. | ||
21. | Экскурсия на луг. | Урок обобщения и систематизации.
Тематический контроль |
Травянистые растения осенью. Наиболее распространённые травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; их особенности, значение для человека. | ||
22. | Старинная женская работа. | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Работа со льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах — культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в Музей льна и бересты в городе Костроме. | ||
23. | Деревья и кустарники осенью. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы. | ||
24. | Чудесные цветники осенью. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников. | ||
25. | Осенняя прогулка (экскурсия в лес). | Урок обобщения и систематизации.
Тематический контроль |
Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы.
Осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края. |
||
26. | Грибы. | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Грибы — особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные. | ||
27. | Шестиногие и восьминогие. | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Превращения насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам.
|
||
28. | Птичьи секреты. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Перелётные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами.
|
||
29. | Как разные животные готовятся к зиме. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе.
|
||
30. | Невидимые нити в осеннем лесу. | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Невидимые нити — связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы
|
||
31. | Осенний труд. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Многообразие осенних работ в городах и сёлах в старину и настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края.
|
||
32. | Будь здоров!
|
Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. | ||
33. | Будь здоров!
(игры на свежем воздухе) |
Урок совершенствования способов действий (урок закрепления, урок-игра).
Текущий контроль |
Осенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | ||
34. | Охрана природы осенью. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России.
|
||
35. | Зимние месяцы. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Народные названия зимних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето. | ||
36. | Зима — время науки и сказок. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Сказки народов России и мира — школа мудрости и добра. | ||
37. | Зима в неживой природе. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе. | ||
38. | Звездное небо зимой.
|
Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Изменение расположения ковша Большой Медведицы по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус — самая яркая звезда на небе.
|
||
39. | Зимняя прогулка (экскурсия). | Урок обобщения и систематизации.
Тематический контроль |
Красота зимней природы. Зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
|
||
40. | Зима в мире растений. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой.
|
||
41. | Зимние праздники. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Зимние праздники в России и других странах — Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшения хвойных деревьев и др.).
Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края.
|
||
42. | Зимние праздники. Коляда. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Зимние праздники в России и других странах — Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшение хвойных деревьев и др.).
Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края.
|
||
43. | Растения в домашней аптечке. | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей. | ||
44. | Зимняя жизнь птиц и зверей. | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека.
|
||
45. | Невидимые нити в зимнем лесу. | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы.
|
||
46. | В феврале зима с весной встречается впервой. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны. | ||
47. | Зимний труд. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе: уборка снега на улицах и во дворах, снегозадержание на полях, труд в зернохранилищах и овощехранилищах, уход за домашними животными, комнатными растениями и т.д.
|
||
48. | Будь здоров! | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. | ||
49. | Будь здоров!
(подвижные игры на свежем воздухе) |
Урок совершенствования способов действий (урок закрепления, урок-игра).
Текущий контроль |
Зимние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.
|
||
50. | Охрана природы зимой. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Культура поведения в природе зимой. Эмоционально-эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России. | ||
51. | Весенние месяцы. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края. | ||
52. | Весна в неживой природе. | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе. | ||
53. | Весна — утро года. | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Народные традиции встречи весны. Образ птицы — любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира.
|
||
54. | Звездное небо весной.
|
Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и современных звёздных картах. | ||
55. | Весенняя прогулка (экскурсия). | Урок-экскурсия.
Текущий контроль |
Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. | ||
56. | Весеннее пробуждение растений. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условия, необходимые для их цветения. Бережное отношение к раннецветущим растениям. | ||
57. | Чудесные цветники весной. | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников.
|
||
58. | Весна в мире насекомых. | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым. | ||
59. | Весна в мире птиц и зверей. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время. | ||
60. | Невидимые нити в весеннем лесу. | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | ||
61. | Весенний труд. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Работы людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов и т. д.). | ||
62. | Старинные весенние праздники. | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
«Праздников праздник» — Пасха. Проводы весны. Образ берёзы в культуре разных народов. | ||
63. | Будь здоров! | Урок освоения новых знаний и способов действий.
Текущий контроль |
Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. | ||
64. | Будь здоров!
(подвижные игры на свежем воздухе) |
Урок совершенствования способов действий (урок закрепления, урок-игра).
Текущий контроль |
Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | ||
65. | Охрана природы весной. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнезд для птиц. По страницам Красной книги России. | ||
66. | Лето красное. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников. | ||
67. | Летние праздники и труд. | Комбинированный урок.
Текущий контроль |
Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края. | ||
68. | Экскурсия в парк. | Урок обобщения и систематизации.
Тематический контроль |
Красота весенней природы. Экскурсии для наблюдения за жизнью природы весной. |