Окружающий мир, 2 класс — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Окружающий мир, 2 класс

<<< Рабочие программы начального общего образования

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы.
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

традиций разных народов России.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми ок­ружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно про­должается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем это­го процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, нача­тая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. Учителю следует также стремиться к то­му, чтобы родители учащихся в повседневном общении со сво­ими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные зада­ния для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Общая характеристика учебного предмета «окружающий мир»

Важнейшие задачи образования в начальной школеформирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в   основной школе; развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях   естественнонаучных дисциплин – физики, химии, географии и биологии, с позиций культурологического подхода.

Цель изучения курса в начальной школе – формирование целостной картины мира  и осознание места в нем человека на  основе единства  рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком  личного опыта общения с людьми, обществом и природой:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество».

Ведущей идеей  становится объединение  мира природы и мира культуры, а человек как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт.  Включение в содержание курса  компонентов культуры (норма, ценность, идеал) создает условия для формирования личности ребенка, помогает понять и принять  гуманистические ценности общества, определить свое место в мире природы и человеческого бытия. Культурологическая составляющая курса позволяет активно использовать в учебнике литературные произведения, фольклор, художественное и музыкальное наследие.

. Общие задачи курса: формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики; воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу, своему Отечеству; развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира; расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал.

Одновременно с помощью средств учебного предмета решаются общие задачи начальной школы: развитие у ребенка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств, формирование целого комплекса ключевых компетентностей — коммуникативной, информационной, социальной, нравственной и др.

Интегрируется обилие различных литературных, музыкальных, изобразительных материалов, что также поможет обеспечить образное, запоминающееся ребенку раскрытие учебного материала. Важную роль для решения этой задачи играет сочетание вербального и иллюстративного рядов в учебнике и рабочих тетрадях. Репродукции произведений отечественной живописи дают хороший материал для развития речи в форме устных сочинений по картине. Словесные тексты используются в качестве средства дифференциации обучения и более прочного овладения навыком чтения.

 Список литературы

 

Литература для учащихся:

 

  • Основная:
  1. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2010
  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 2 класс. – М.: Просвещение, 2010
  3. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 2 класс. – М.: Вита Пресс, 2010
  4. Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2010
  • Дополнительная:
  1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
  2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
  3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
  4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008
  6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2009
  7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2008
  8. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
  9. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008

 

Пособия для учителя:

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008
  2. Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М. уроки по окружающему миру 2 класс: пособие для учителя, Просвещение, 2009
  3. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2007

 

Содержание изучаемого курса

Время и календарь(15ч)

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.

Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.

Способы измерения времени; старинные и современные часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь

Осень (19ч )

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима(16ч )

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки)

Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето(18ч )

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних

праздников по традициям народов своего края.

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.  Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.

 

Учебно- тематическое планирование учебного материала

по предмету «Окружающий мир 2 класс».

 

№ темы Тема раздела Количество часов Формы контроля
1 раздел Вселенная, время, календарь. 15 часов Экскурсия 1

Практическая работа 1

2 раздел Осень. 19 часов Экскурсии 2

Игры на свежем воздухе 1

3 раздел Зима 16часов Экскурсии-прогулки 2
4 раздел Весна и лето. 18 часов Экскурсии 2

Игры на свежем воздухе 1

Итого 68 часов.

 

 

Планируемые предметные результаты

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные приз­наки времен года; некоторые охраняемые растения и живот­ные своей местности; правила поведения в природе; основ­ные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
  • строение тела человека; правила личной гигиены; прави­ла безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • имена и отчества родителей; основные формы привет­ствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; куль­тура поведения в общественных местах;
  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государ­ственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

  • различать объекты природы и предметы, созданные чело­веком, объекты неживой и живой природы; различать изу­ченные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каж­дой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного пове­дения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила пове­дения в общественных местах;
  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • ценностные представления о своей семье  и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы – как духовной ценности, важной для разных народов);
  • эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
  • целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);
  • представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов  России;
  • представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране);
  • положительное отношение к школе, учебной деятельности;
  • представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира —  ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям —  учебнику, рабочей тетради и пр.;
  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;
  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
  • этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
  • освоение правил работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные
Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные знания и умения;
  • планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/
  • неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;
  • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.

Познавательные:
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;
  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;
  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
  • располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».

Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей) по теме проекта.

 

 

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • различать природу и культуру;
  • различать живую и неживую природу;
  • отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
  • различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;
  • соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
  • называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;
  • распознавать и называть комнатные растения;
  • ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;
  • различать деревья, кустарники, травянистые растения;
  • устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;
  • называть наиболее распространенные растения своей местности;
  • различать культурные и дикорастущие растения;
  • различать лиственные и хвойные деревья;
  • называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
  • называть фрукты, овощи, ягоды;
  • отличать животных от растений;
  • распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;
  • перечислять группы животных и их существенные признаки;
  • различать домашних и диких животных;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;
  • называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;
  • приводить примеры развивающих игр, в том числе — игр народов своего края;
  • ухаживать за домашними животными — собаками, кошками;
  • называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
  • правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме;
  • определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;
  • правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;
  • определять ближайшие родственные связи в семье;
  • работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;
  • находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе – в творчестве народов своего края;
  • перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;
  • определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;
  • понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;
  • узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;
  • определять достопримечательности Москвы и своего региона;
  • определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края;
  • находить место России на земном шаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Календарно-тематическое планирование

 

№ урока Тема урока Тип урока, вид контроля Практика Дата
1. Мы – союз народов России.

 

Комбинированный урок.

Текущий контроль

Россия на глобусе и карте. Первое представление о Российской Федерации. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим на­родам, их религии, культуре, истории — этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов.

 

2. Мы — жители Вселенной. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звёзды и планеты. Наша планета Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли.

 

3. Наш «космический корабль» – Земля. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Стороны горизонта. Компас. Глобус – модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

 

4. Наш «космический корабль» – Земля. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Стороны горизонта. Компас. Глобус – модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
5. Время. Комбинированный урок.

Текущий контроль

Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения време­ни: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов.

 

6. Экскурсия в музей. Урок-экскурсия.

 

Текущий контроль

Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры.
7. Сутки и неделя. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Сутки и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объясне­ния. Дни недели и их последовательность.
8. Месяц и год. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснение. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце.
9. Времена года. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснения причин смены времён года. Явления природы. Сезонные явления.

 

10. Погода. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды.
11. Погода (практическая работа с термометром). Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Термометр – прибор для измерения темпе­ратуры.
12. Календарь — хранитель времени, страж памяти. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами – основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели.
13. Праздники для всех. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России вне зависимости от местожительства, осо­бенностей этнической культуры и вероисповедания. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День Государственного флага России, День знаний, Между­народный день учителя, День народного единства, День Конституции.
14. Народный календарь. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Народный календарь — сокровищница опыта общения на­рода с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие ка­лендарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяй­ства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях.
15. Экологический календарь. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Что такое экология. Экологический календарь — проявле­ние культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического кален­даря.

 

16. Осенние месяцы. Комбинированный урок.

 

 

Текущий контроль

Народные названия осенних месяцев. Осень в произведе­ниях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к празд­никам осеннего времени.

 

17. Осень в неживой природе. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Осенние явления в неживой природе. День осеннего равно­денствия. Особенности ранней и поздней осени.
18. Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Народные праздники как выражение благодарности приро­де за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных празд­ников с сезонными изменениями в природе.
19. Звездное небо осенью. Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

Текущий контроль

Красота и таинственность звёздного неба. Созвездия в представлениях древних и современных учёных. Созвездия Большая Медведица и Лебедь, их изображения на старин­ных и современных звёздных картах. Легендарная история Большой Медведицы.

 

20. Трава у нашего дома.

 

Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Травянистые растения осенью. Наиболее распространён­ные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорож­ник и другие; их особенности, значение для человека.
21. Экскурсия на луг. Урок обобщения и систематизации.

 

Тематический контроль

Травянистые растения осенью. Наиболее распространён­ные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорож­ник и др.; их особенности, значение для человека.
22. Старинная женская работа. Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

Текущий контроль

Работа со льном в жизни народов России. Последователь­ность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах — культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в Музей льна и бересты в городе Костроме.
23. Деревья и кустарники осенью. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (измене­ние окраски листьев, листопад). Красота осенней природы.
24. Чудесные цветники осенью. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников.
25. Осенняя прогулка (экскурсия в лес). Урок обобщения и систематизации.

 

Тематический контроль

Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (измене­ние окраски листьев, листопад). Красота осенней природы.

Осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

26. Грибы. Урок освоения новых знаний и способов действий.

Текущий контроль

Грибы — особая группа живых существ. Разнообразие гри­бов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съе­добные и несъедобные.
27. Шестиногие и восьминогие. Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

Текущий контроль

Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Превращения насекомых. Необходимость бережного отно­шения к насекомым и паукам.

 

28. Птичьи секреты. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Перелётные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с пти­цами.

 

29. Как разные животные готовятся к зиме. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособле­ний животных к сезонным изменениям в природе.

 

30. Невидимые нити в осеннем лесу. Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

Текущий контроль

Невидимые нити — связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы

 

31. Осенний труд. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Многообразие осенних работ в городах и сёлах в старину и настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в не­которых видах осенних работ своего края.

 

32. Будь здоров!

 

Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

Текущий контроль

Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края.
33. Будь здоров!

(игры на свежем воздухе)

Урок совершенствования способов действий (урок закрепления, урок-игра).

 

 

Текущий контроль

Осенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.
34. Охрана природы осенью. Комбинированный урок.

Текущий контроль

Правила поведения в природе, направленные на сбереже­ние растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России.

 

35. Зимние месяцы. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Народные названия зимних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето.
36. Зима — время науки и сказок. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Сказки народов России и мира — школа мудрости и добра.
37. Зима в неживой природе. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней при­роды. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними из­менениями в неживой природе.
38. Звездное небо зимой.

 

Урок освоения новых знаний и способов действий.

Текущий контроль

Изменение расположения ковша Большой Медведицы по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легендарная исто­рия. Сириус — самая яркая звезда на небе.

 

39. Зимняя прогулка (экскурсия). Урок обобщения и систематизации.

Тематический контроль

Красота зимней при­роды. Зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

 

40. Зима в мире растений. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травя­нистых растений. Особенности распознавания растений зимой.

 

41. Зимние праздники. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Зимние праздники в России и других странах — Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшения хвой­ных деревьев и др.).

Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края.

 

42. Зимние праздники. Коляда. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Зимние праздники в России и других странах — Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшение хвой­ных деревьев и др.).

Старинные и современные обряды и обычаи зимнего ка­лендарного цикла, в том числе народов своего края.

 

43. Растения в домашней аптечке. Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

 

Текущий контроль

Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства раз­личных растений и их частей.
44. Зимняя жизнь птиц и зверей. Урок освоения новых знаний и способов действий.

Текущий контроль

Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека.

 

45. Невидимые нити в зимнем лесу. Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

 

Текущий контроль

Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

 

46. В феврале зима с весной встречается впервой. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Зимние праздники народов своего края. Новый год по вос­точному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны.
47. Зимний труд. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе: уборка снега на улицах и во дворах, снегозадержание на полях, труд в зернохранилищах и овощехранилищах, уход за домашни­ми животными, комнатными растениями и т.д.

 

48. Будь здоров! Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

Текущий контроль

Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края.
49. Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

Урок совершенствования способов действий (урок закрепления, урок-игра).

 

Текущий контроль

Зимние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.

 

50. Охрана природы зимой. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Культура поведения в природе зимой. Эмоционально-эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России.
51. Весенние месяцы. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору ве­сеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края.
52. Весна в неживой природе. Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

Текущий контроль

Весенние явления в неживой природе. День весеннего рав­ноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с ве­сенними изменениями в неживой природе.
53. Весна — утро года. Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

Текущий контроль

Народные традиции встречи весны. Образ птицы — люби­мое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира.

 

54. Звездное небо весной.

 

Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

Текущий контроль

Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и совре­менных звёздных картах.
55. Весенняя прогулка (экскурсия). Урок-экскурсия.

 

 

Текущий контроль

Весеннее пробуждение деревьев и кустарников.
56. Весеннее пробуждение растений. Комбинированный урок.

 

 

Текущий контроль

Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условия, необходи­мые для их цветения. Бережное отношение к раннецветущим рас­тениям.
57. Чудесные цветники весной. Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

Текущий контроль

Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и ле­генды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников.

 

58. Весна в мире насекомых. Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

 

Текущий контроль

Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым.
59. Весна в мире птиц и зверей. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависи­мость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в ве­сеннее время.
60. Невидимые нити в весеннем лесу. Урок освоения новых знаний и способов действий.

Текущий контроль

Примеры связей между растениями и животными в весен­нем лесу. Значение этих связей в жизни природы.
61. Весенний труд. Комбинированный урок.

Текущий контроль

Работы людей весной в старину и в настоящее время (ве­сенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткаче­ство и беление холстов и т. д.).
62. Старинные весенние праздники. Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

Текущий контроль

«Праздников праздник» — Пасха. Проводы весны. Образ берёзы в культуре разных народов.
63. Будь здоров! Урок освоения новых знаний и способов действий.

 

Текущий контроль

Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края.
64. Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

Урок совершенствования способов действий (урок закрепления, урок-игра).

 

Текущий контроль

Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.
65. Охрана природы весной. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Правила охраны природы весной. Устройство искусствен­ных гнезд для птиц. По страницам Красной книги России.
66. Лето красное. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и ху­дожников.
67. Летние праздники и труд. Комбинированный урок.

 

Текущий контроль

Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края.
68. Экскурсия в парк. Урок обобщения и систематизации.

 

Тематический контроль

Красота весенней при­роды. Экскурсии для наблюдения за жизнью природы весной.

Яндекс.Метрика