<<< Рабочие программы начального общего образования
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе авторской программы Плешакова, А. А.
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту (УМК) «Перспектива»
- Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.
- Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2012.
- Анастасова, Л. П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова ; под ред. А. А. Плешакова. – М. : Просвещение, 2012.
- Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : методическое пособие с поурочными разработками / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2012.
- Ижевский, П. В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности : метод. пособие. 1 класс : пособие для учителя / П. В. Ижевский ; под ред. А. А. Плешакова ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2008.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на _2016 / 2017учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016 / 2017учебный год».
- Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017учебный год.
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Место курса в учебном плане.
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа и материал УМК рассчитаны на 66 часов, 2 часа в неделю, что соответствует БУП в 1 классах (1–4). Кроме того, из них в рабочую программу заложены на фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фазу запуска) – 3 часа, на фазу совместной постановки и решение системных учебных задач – 61 час и на рефлексивную фазу учебного года – 2 часа.
Из них на проведение:
- диагностических работ – 5 ч;
- итоговой комплексной работы – 1 ч;
- экскурсий – 9 ч.
Цели и задачи курса
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающихся с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:
– уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;
– понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;
– модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
– психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, то есть тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое пространство и время как важнейшие параметры бытия;
- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать ее согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявить отдельные стороны (аспекты) в тех обобщенных формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Содержание курса.
Содержание учебного предмета
Мы и наш мир (11 ч).
Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа.
Культура. Природа в творчестве человека.
Мы – люди. Как мы общаемся с миром. Люди – творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс в школе (13 ч).
Наш класс в школе. Мы – дружный класс. Учитель – наставник и друг.
Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу – время. Книга – наставник и друг. Потехе – час.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.
Наш дом и семья (15 ч).
Мы в семье. Моя семья – часть моего народа.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома.
Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения.
Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село (14 ч).
Мы в городе, селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей!
Мы помним наших земляков. Все профессии важны.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела»: встреча с родителями – представителями городских, сельских профессий.
Родная страна (8 ч).
Россия – наша Родина. Москва – столица России.
Мы – семья народов России.
Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс – семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир (5 ч).
Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени – свой плод. Я – часть мира.
Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющей динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника».
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Рассмотрим цели, задачи, механизмы и принципы работы педагогов в этом направлении.
Цели: духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополнительного образования во второй половине дня.
Задачи: за годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Механизмы реализации задач блока «За страницами учебника»:
- Классные часы по духовно-нравственному воспитанию.
- Факультативы (по выбору) «Введение в народоведение», «Экология для младших школьников», «Планета загадок», «Твоя Вселенная», изучение природы и культуры региона и др.
- Направления дополнительного образования (музыкальная школа, хореография, театральная студия и др.).
- Семейный клуб.
- Семейные праздники.
- Посещение филармонии, театров, музеев и других учреждений культуры.
- Экскурсии.
- Кодекс чести класса.
Принципы:
– принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
– принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
– принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
– принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
– принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
– принцип ценностного подхода.
Роль праздников в жизни класса велика, поэтому о них следует сказать особо. Они вносят в учебный процесс элементы игры, придают школьной жизни дополнительные краски, делают её более радостной, что особенно важно для младших школьников. Так как одним из важных направлений в воспитательной работе является семейное воспитание, то все праздники класса проходят как семейные встречи и заканчиваются чаепитием. Заранее во время подготовки ребята знакомятся с содержанием праздника, а уже на семейном вечере это содержание раскрывается в стихах, песнях, сценках. При этом родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздника, они разыгрывают роли в театральных постановках, оформляют декорации, поют песни и т. п.
Одной из основных задач семейного воспитания класса является формирование семейного клуба. Элементами его может стать родительский хор, творческие мастерские (ручной мужской и женский труд, театр), когда в группу продлённого дня приходят заниматься с детьми их родители; просветительский лекторий для родителей (встречи с психологом, священником, интересными людьми). Большую роль в семейном воспитании класса играют совместные с родителями поездки и экскурсии, география которых в последующие годы будет постоянно расширяться.
Все эти мероприятия необходимы для взаимодействия с родителями в духе «осознанного родительства
Планируемые предметные результаты.
Обучающийся научится:
— различать природу и культуру;
— различать живую и неживую природу;
— отличать человека от других живых существ и пониматьего особое место в окружающем мире;
— различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;
— соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
— называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;
— распознавать и называть комнатные растения;
— ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;
— различать деревья, кустарники, травянистые растения;
— устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;
— называть наиболее распространённые растения своей местности;
— различать культурные и дикорастущие растения;
— различать лиственные и хвойные деревья;
— называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
— называть фрукты, овощи, ягоды;
— отличать животных от растений;
— распознавать наиболее распространённые виды аквариумных рыбок;
— перечислять группы животных и их существенные признаки;
— различать домашних и диких животных;
— приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;
— называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;
— приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края;
— ухаживать за домашними животными — собаками, кошками;
— называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
— правильно обращаться с огнём, водой и электроприборами в доме;
— определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;
— правильно называть родной город, село; иметь первичны представления о его историческом прошлом;
— определять ближайшие родственные связи в семье;
— работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;
— находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе в творчестве народов своего края;
— перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;
— определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;
— понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений, как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;
— узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;
— определять достопримечательности Москвы и своего региона;
— определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края;
— находить место России на земном шаре.
Учебно-тематическое планирование 1 класс (2 ч в неделю, всего 66 ч)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля |
11 | Мы и наш мир | 11 | Диагностическая работа — 2 |
22 | Наш класс | 13 | К.р. -1 |
33 | Наш дом и семья | 15 | К.р. -1 |
44 | Город и село | 14 | К.р. -1 |
55 | Родная страна | 8 | К.р. -1 |
66 | Человек и окружающий мир | 5 | К.р. -1 |
Итого: | 66 | 7 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс
№ уро-ка | Тема урока | Практика | Вид контроля | Дата |
Мы и наш мир (11 ч) | ||||
1. | Экскурсия «Дорога от школы до…» Мы и наш мир. ОБЖ. Мир
|
Знакомство с учебником, его персонажами и волшебным клубочком, рабочей тетрадью; с правилами безопасности по пути из дома в школу и обратно. | Текущий | |
2. | Природа. | Природакак составная часть окружающего мира; классификация объектов окружающего мира; приводить примеры. | Текущий | |
3. | Целевая прогулка. Неживая и живая природа.
|
Понятия «неживая природа», «живая природа»; связи между неживой и живой природой; классифицировать природные объекты. | Текущий | |
4. | Культура.
|
Представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми; начать постепенно учить детей различать предметы и явления культуры, созданные давно и недавно. | Предварительный. Стартовая диагностическая работа. | |
5. | Урок-игра. Культура. | Закрепление представлений о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми; продолжить постепенно учить детей различать предметы и явления культуры, созданные давно и недавно; показать разнообразие видов культуры. |
Текущий |
|
6. | Экскурсия в школьный музей. Природа в творчестве человека.
|
Красота произведений народного творчества; продолжить знакомство с образами природы, воплощёнными в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки; начать освоение умения выполнять изделия, используя схему. | Текущий | |
7. | Мы – люди. | Многообразие и красота людей разного возраста. Разной этнической принадлежности; начать знакомство с традиционным костюмом народов России, Чувашии; представить ценности семейного архива, сохраняющего память о самых дорогих нам людях; дать возможность пережить на уроке радостное чувство единения друг с другом. | Текущий | |
8. | Экскурсия в парк. Как мы общаемся с миром.
ОБЖ. Опасные и чрезвычайные ситуации (формирование новых знаний; экскурсия) |
Знакомство детей со способами восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств; научить передавать словами красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. | Текущий | |
9. | Как мы общаемся с миром.
|
Поиск признаков, отличающих человека от других живых существ; показать, что именно эти особенности позволяют человеку творчески узнавать мир и преображать его в своей деятельности. | Текущий | |
10. | Люди – творцы культуры. | Поиск признаков, отличающих человека от других живых существ; учить передавать словами красоту человеческого труда, творчества, которые приносят пользу и радость природе и другим людям, дают почувствовать, что такое правда, добро, красота. | Тематический. Диагностическая работа. | |
11. | За страни-цами учеб-ника. Мы и наш мир.
Экскурсия. ТБ. |
Красота мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. | Текущий | |
Наш класс в школе (13 ч) | ||||
12. | Экскурсия по школе. Наш класс в школе.
ОБЖ. Опасная ситуация в школе (формирование новых знаний; путешествие) |
Класснаякомната как целый мир; познакомить с образами класса в разные исторические эпохи и с тем, как изменялись со временем принадлежности для письма и оборудование классной комнаты. | Текущий | |
13. | Мы – дружный класс.
ОБЖ. Безопасное поведение в школе (фор-мирование нового проблемного видения; проблемный) |
Формирование осознанной сплочённости учащихся как членов единого коллектива – класса, развитию коллективистского самоопределения личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями. | Текущий | |
14. | Учитель – наставник и друг. | Идеальный образ учителя в культурной традиции народов России как великая духовная ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности от старшего к младшему. | Текущий | |
15. | Урок – викторина. Природа в классе.
|
Представление о комнатных растениях как части живой природы, их значении для человека; показать разнообразие комнатных растений, учить детей распознавать их. | Текущий | |
16. | Урок – практикум. Как ухаживать за комнатными растениями. | Ухаживать за комнатными растениями, прививать стремление практически применять свои умения по уходу за комнатными растениями. | Текущий | |
17. | Урок – экскурсия. Что растёт у школы.
|
Понятие «деревья», «кустарники», «травянистые растения»; учить использовать атлас-определитель как источник информации. | Текущий | |
18. | Мир за стеклянным берегом. | Представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков; учить распознавать обитателей аквариума, познакомить со средствами и способами ухода за аквариумом. | Текущий | |
19. | Кто ещё у нас живёт? | Знакомство детей с животными, которых обычно держат в живых уголках, с условиями их содержания; научить определять этих животных с помощью атласа-определителя; прививать любовь к животным и чувство ответственности. | Текущий | |
20. | Какие бывают животные. | Представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках; воспитывать бережное отношение к животным. | Текущий | |
21. | Делу – время.
ОБЖ. Режим дня (получение новых знаний; комбинированный |
Смысл первой части пословицы «Делу — время, потехе — час», привлекательность учения как важность дела в любом возрасте; обобщить сложившиеся у детей представления о школе, в которой они учатся; скорректировать образ школы как Дома, где дети учатся самыми разными способами открывать для себя окружающий мир и его тайны. | Текущий | |
22. | Книга – друг и наставник.
|
Образ книги в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через чтение книг. | Текущий | |
23. | Потехе – час. | Вторая часть пословицы «Делу — время, потехе — час», необходимость ритмичной смены работы и отдыха для достижения успеха в любом деле; познакомить с тайнами игр и игрушек как хранителей знаний и образа мира, присущих каждому конкретному времени. | Текущий | |
24. | За страницами учебника. | Формирование осознанной сплочённости учащихся как членов единого коллектива – класса, развитие коллективистского самоопределения личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями. | Тематический. Диагностическая работа. | |
Наш дом и семья (15 ч) | ||||
25. | Мы в семье. | Знакомство детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни. | Текущий | |
26. | Моя семья – часть моего народа. | Семейные традиции как признак принадлежности к тому или иному народу России и мира; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим. | Текущий | |
27. | Природа в доме.
ОБЖ. Опасность у тебя дома (применение знаний на практике; практикум) |
Любовь к своему дому, ко всему, что в нём находится, чувство ответственности за жизнь и здоровье живых существ в доме, стремление украшать своё жильё, развивать творческие способности и речь детей. | Текущий | |
28. | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество
ОБЖ. Огонь |
Представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме — результат труда человека, использующего богатства неживой природы; обобщить имеющиеся у учащихся сведения о бытовых приборах и мерах безопасности при обращении с ними. | Текущий | |
29. | Красивые камни в нашем доме.
|
Знакомство с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, учить узнавать камень в изделии. | Текущий | |
30. | Комнатные растения у нас дома. | Знакомство с комнатными растениями, научить распознавать их на фотографии, рисунке и в натуральном виде, пользоваться атласом-определителем. | Текущий | |
31. | Выйдем в сад. | Значение слов «сад» и «огород», «фрукты», «ягоды» и «овощи»; продолжить работу по усвоению понятий «дерево», «кустарник», «травянистое растение» на примере садовых культур. | Текущий | |
32. | Овощи и фрукты на нашем столе.
|
Сведения об овощах и фруктах; сформировать представление о витаминах и их пользе для организма. | Текущий | |
33. | Про хлеб и кашу, про чай и кофе.
ОБЖ. Ожог(формирование и совершенствование знаний; путешествие) |
Знакомство с тем, как растения кормят человека; воспитывать уважение к хлебу, к труду людей, связанному с производством хлеба и других продуктов. | Текущий | |
34. | Дикорастущие и культурные растения. | Понятия «дикорастущие растения», «культурные растения», дать представление о сортах культурных растений, учить классифицировать растения по признаку «дикорастущие — культурные», приводить примеры каждой группы. | Текущий | |
35. | Собака в нашем доме.
ОБЖ. Как вести себя с домашними питомцами (получение новых знаний; путешествие) |
Знакомство детей с происхождением собак и с наиболее распространёнными породами, учить различать их с помощью атласа-определителя; познакомить с правилами ухода за собакой; воспитывать любовь к домашним питомцам и чувство ответственности за них. | Текущий | |
36. | Кошка в нашем доме.
ОБЖ. Как вести себя с домашними питомцами (формирование новых знаний; мультимедиа урок) |
Знакомство с происхождением домашней кошки, с породами кошек; учить детей различать их; раскрыть особенности содержания кошек и ухода за ними; воспитывать доброе отношение к домашним питомцам, стремление наблюдать за ними, подмечать интересное в их поведении, стараться лучше понять их. | Текущий | |
37. | Дикие и домашние животные.
ОБЖ. Когда четвероногие друзья опасны (закрепление и совершенствование знаний; практикум) |
Понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным; развивать фантазию и творческие способности детей. | Текущий | |
38. | С утра до вечера.
ОБЖ. Один дома. Звонок по телефону. Открывать ли дверь (формирование новых знаний; путешествие |
Образ повседневной жизни в семье как культурная ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость соблюдения устойчивого распорядка дел в течение дня; закрепить знания правил обращения с предметами домашнего обихода (электроприборами), огнём (газовой плитой), водой в доме (урок «Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество»); закрепить представление о том, что основой семьи являются любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад (понятия урока «Мы в семье»). | Текущий | |
39. | За страницами учебника. «Наш дом и семья» [1, 88].
ОБЖ. С кем дружат болезни. Если хочешь быть здоров (закрепление и совершенствование знаний; комбинированный) |
Важность и необходимость соблюдения устойчивого распорядка дел в течение дня; закрепить представление о том, что основой семьи являются любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад (понятия урока «Мы в семье»). | Тематический. Диагностическая работа. | |
Город и село (14 ч) | ||||
40. | Мы в городе.
[1, 4–5], [2, 3–5]. ОБЖ. Как вести себя с незнакомыми людьми (формирование новых знаний; проблемный) |
Знакомство детей с понятием «земляки», раскрыть культурный смысл этого понятия; на конкретных примерах показать особенности жизни горожан в старину и в наши дни, представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра.
|
Текущий | |
41. | Мы в селе.
[1, 6–7], [2, 3–5]. ОБЖ. Как вести себя с незнакомыми людьми (формирование новых знаний; проблемный) |
Понятие «земляки»; детализировать культурный смысл этого понятия с помощью уточнения «односельчане»; на конкретных примерах показать особенности жизни человека в селе (деревне) в старину и в наши дни; представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль села (деревни) как хранителя непосредственной связи человека с природой, землей-кормилицей. | Текущий | |
42. | Красота любимого города. [1, 8–11], [2, 6].
ОБЖ. Переход и светофор; переходим улицу. Дорожные знаки (формирование и совершенствование знаний; путешествие) |
Особенности облика города в зависимости от ландшафта; представить архитектурный образ города как культурную ценность, которая растёт со временем; продемонстрировать эстетическое своеобразие и историко-культурное значение его архитектурной доминанты; познакомить со значениями названий городов, их происхождением. | Текущий | |
43. | Красота родного села.
[1, 12–15], [2, 7]. ОБЖ. Виды транспорта. Правила для пассажиров. Внимание! Авария! Как защитить себя во время аварии (формирование и совершенствование знаний; путешествие) |
Особенности облика села в зависимости от ландшафта; представить архитектурный образ села, хозяйственные и эстетические особенности сельского жилища как культурную ценность, которую необходимо сохранять; продемонстрировать эстетическое своеобразие и историко-культурное значение его архитектурной доминанты — храма (в отличие от деревни, где храма не было); познакомить со значением названия села, его происхождением. | Текущий | |
44. | Природа в городе.
[1, 16–19], [2, 8–11] (формирование нового проблемного видения; практикум) |
Роль природы в городе; учить детей замечать и ценить её; продолжать прививать любовь к родному городу, стремление украсить его. | Текущий | |
45. | Что растёт в городе.
[1, 20–21], [2, 12–13] (формирование новых знаний; мультимедиа урок) |
Знакомство с растениями, которые наиболее часто используются для городского озеленения; учить различать лиственные и хвойные деревья; продолжить обучение распознаванию растений. | Текущий | |
46. | Чудесные цветники.
[1, 22–23], [2, 14–15] (закрепление и совершенствование знаний; практикум) |
Знакомство с растениями цветников; прививать эстетическое отношение к природе в городе, стремление украсить свой город; развивать творческие способности учащихся. | Текущий | |
47. | В ботани-ческом саду.
[1, 24–25], [2, 16–17] (формирование новых знаний; путешествие) |
Представление о ботаническом саде как просветительском и научном учреждении; познакомить с некоторыми растениями ботанического сада; развивать творческие способности детей. | Текущий | |
48. | Экскурсия. Кто живёт в парке.
[1, 26–27], [2, 18–19] (формирование новых знаний; мультимедиа урок) |
Знакомство учащихся с животными парка; раскрыть их значение для человека; прививать любовь к животным.
|
Текущий | |
49. | В зоопарке.
[1, 28–29], [2, 20–21] (закрепление и совершенствование знаний; путешествие) |
Знакомство детей с зоопарком как образовательным и научным учреждением, с некоторыми животными зоопарка, правилами поведения в зоопарке; развивать речь детей и их творческие способности. | Текущий
|
|
50. | Экскурсия. Войдём в музей!
[1, 30–33], [2, 22–25] (формирование новых знаний; экскурсия)
|
Представления детей о музее как хранителе культурных ценностей; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев; закрепить практические знания о правилах поведения в музее. | Текущий | |
51. | Мы помним наших земляков.
[1, 34–35], [2, 26–27] (формирование новых знаний; экскурсия) |
Знакомство детей с формами увековечения памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как с великой духовной ценностью; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость памяти о соотечественниках как свойстве каждого культурного человека. | Текущий | |
52. | Все профессии важны.
[1, 36–39], [2, 28–29] (формирование и совершенствование знаний; практикум) |
Представления детей о важности профессии земледельца в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности; на конкретных примерах показать, какими качествами должен обладать мастер того или иного дела, профессионал. | Текущий | |
53. | За страницами учебника
«Город и село» [1, 40] (повторение, систематизация и обобщение знаний; закрепление умений; экскурсия) |
Важность и необходимость памяти о соотечественниках как свойстве каждого культурного человека. | Тематический. Диагностическая работа. | |
Родная страна (8 ч) | ||||
54. | Россия – наша Родина.
[1, 42–43], [2, 30–31]. ОБЖ. Мы – путешественники (формирование новых знаний; комбинированный) |
Образ Родины как великой духовной ценности; познакомить с Государственными символами России — гербом, флагом, гимном; формировать первоначальные представления о географической карте и глобусе. | Текущий | |
55. | Москва – столица России.
1, 44–45], [2, 32–33] (формирование новых знаний; мультимедиа урок) |
Образ сердца России — Москвы как великой духовной ценности; познакомить с главными московскими достопримечательностями — Кремлём и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы светлых сил добра над тёмными силами зла. | Текущий | |
56. | Мы – семья народов России.
[1, 46–49], [2, 34–37] (формирование новых знаний; путешествие) |
Представление детей о России как общей родине разных народов; повторить, уточнить и расширить представления о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России. | Текущий | |
57. | Природа России.
[1, 50–51], [2, 38–39]. ОБЖ. Отдыхаем без опасности. Не трогай нас (формирование новых знаний; мультимедиа урок) |
Представление о разнообразии природы нашей страны; показать красоту родной природы; воспитывать бережное отношение к ней. | Текущий | |
58. | Охрана природы.
[1, 52–53], [2, 40–41]. ОБЖ. Опасные растения и грибы. Съедобные грибы и ягоды. Соберем грибы и ягоды (формирование нового проблемного видения; практикум) |
Первоначальное представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по её охране; показать, как младшие школьники могут охранять природу; учить оценивать поступки человека по отношению к природе. | Текущий | |
59. | Красная книга России.
[1, 54–55], [2, 42–43] (формирование новых знаний; мультимедиа урок) |
Знакомство детей с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги; воспитывать стремление к сохранению редких растений и животных. | Текущий | |
60. | Экскурсия. Заповедные тропинки. [1, 56–57],
[2, 44–47] (закрепление и совершенствование знаний; экскурсия) |
Представление о заповедниках на примере Приокско-Террасного заповедника; познакомить с заповедниками своего региона, с правилами поведения в заповеднике (национальном парке). | Текущий | |
61. | За страницами учебника.
«Родная страна» [1, 58] (повторение, систематизация и обобщение знаний; закрепление умений; комбинированный) |
Представление детей о России как общей родине разных народов; повторить, уточнить и расширить представления о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России. | Тематический. Диагностическая работа. | |
Человек и окружающий мир (5 ч) | ||||
62. | Взгляни на человека!
1, 60–61] (формирование новых знаний; практикум) |
Образ человека как проявление внутреннего мира его культуры; учить по внешним признакам (выражение лица, мимика, поза, жест, звуки голоса, интонации речи, манера одеваться, форма одежды) определять внутреннее содержание личности, характер, настроение человека, его переживания в прошлом, состояние в настоящем, мечты и надежды на будущее; воспитывать уважение к достоинству людей разного возраста. | Текущий | |
63. | Всему свой черёд.
[1, 62–65], [2, 48–49]. ОБЖ. Я люблю своих родных (формирование новых знаний; комбинированный |
Образ мужчины в разные возрасты его жизни; показать эмоционально-эстетическое соответствие разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; углубить знакомство с творческой личностью человека (на примере А. С. Пушкина и В. И. Даля); ввести понятие «отцовство» в связи с понятием о творчестве и мужском достоинстве; продолжать воспиты-вать уважение к достоинству человека в разном возрасте. | Текущий | |
64. | У каждого времени свой плод.
[1, 66–69], [2, 50–51] (изучение нового материала; комбинированный) |
Образ женщины в разные возрастные периоды её жизни; углубить понимание эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; расширить толкование понятия «творческая личность человека» на примере образа матери и в связи с понятием о женском достоинстве; продолжать воспитывать уважение к достоинству человека в разном возрасте. | Текущий | |
65. | Я – часть мира.
1, 70–71], [2, 52–54] (повторительно-обобщающий; комбинированный) |
Образ «Я», связанный с миром природы, культуры и окружающих людей; учить способам выражения своего чувства единства с окружающим миром в слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов; расширить толкование понятия «творческая личность человека» в связи с понятием о личном достоинстве, куда входит и представление о мужском (или женском) статусе. | Текущий | |
66. | За страницами учебника. «Человек и окружающий мир»
[1, 72–73] (повторение, систематизация и обобщение знаний; закрепление умений; защита проектов) |
Образ «Я», связанный с миром природы, культуры и окружающих людей; учить способам выражения своего чувства единства с окружающим миром в слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов; расширить толкование понятия «творческая личность человека» | Итоговый. Комбинированная работа. |