<<< Рабочие программы начального общего образования
- Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2011.
- Климанова, Л. Ф. Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2012.
- Климанова, Л. Ф. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2012.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Обучение грамоте (чтение) является начальным этапом изучения русского языка, а следовательно цели, реализуемые посредством предметного курса «Русский язык», соотносятся с целями, преследуемыми на уроках по обучению грамоте (чтению), а именно:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и совершенствование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления (познавательный аспект);
- выработка коммуникативной компетенции учащихся (социокультурный аспект).
Задачами курса являются:
- создание первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- совершенствование диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений;
- воспитание нравственных и эстетических чувств;
- создание условий для творческой деятельности.
Структура курса
Обучение грамоте строится на коммуникативно-познавательной основе, имеющей ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении1 (см. Примечание).
- Давайте знакомиться! (подготовительный этап) (20 ч).
Мир общения.
Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники.
Слово в общении.
Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.
Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова-названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.
Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.
Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.
«Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.
Рисунки и предметы в общении.
Предыстория письменной речи.
Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи.
Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.
Сообщения, записанные знаками-символами.
Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.
Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях.
Первоначальное обобщении: жесты, рисунки, знаки, слова – наши посредники в общении с людьми, средства общения.
Слово как главное средство общения.
Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.
Звуковая структура слова.
Звуки в природе.
Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение.
Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).
Звучание и значение слова.
Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии).
Слово как сложный знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет).
Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов.
Слова и слоги. Ударение в слове.
Слог – минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово – номинативная (назывная) единица, слог – единица произношения. Слогообразующая функция гласных.
Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения.
Смыслоразличительная роль ударения (за́мок – замо́к, кру́жки – кружки́).
Слово и предложение.
Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова.
Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца.
Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов.
Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения.
- Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (55 ч).
Гласные звуки и буквы.
Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.
Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).
Звучание и значение слова.
Согласные звуки и буквы.
Согласные звуки, обозначение их буквами.
Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами.
Смыслоразличительная функция звуков.
Мягкие и твердые согласные.
Обозначение на письме мягкости согласных.
Звонкие и глухие согласные.
Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам.
Открытый и закрытый слоги.
Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы-и, о-е, а-я, э-е, у-ю.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.).
Буквы е, ё, ю, я.
Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука [й’] и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого знаков).
Буквы ь и ъ.
Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.
Употребление ь и ъ как разделительных знаков.
Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.
Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.
Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками (первоначальные наблюдения).
Повторение – мать учения! Старинные азбуки и буквари.
Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).
Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль.
III. Про все на свете (послебукварный этап) (11 ч).
Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику.
Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).
Звуко-слоговой состав слов.
Слово и предложение.
Знаки препинания в конце предложения.
Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак.
Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь.
Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова
Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является понятие «общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В первом классе на обучение грамоте (чтение) отводится 92 часа (23 учебные недели, 4 часа в неделю), из них 6 часов включены в фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фазу запуска), 86 часов – в фазу постановки и решения системы учебных задач. Во второй фазе 21 час отводится на внеклассное чтение (уроки работы с книгой).
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Совершенствуется техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность.
Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно4 (см. Примечание).
Содержание учебного предмета
Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
- употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
- употребление ъ и ь как разделительных знаков;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику5 (см. Примечание).
Предметные результаты.
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;
- читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);
- читать выразительно, т. е. орфоэпически правильно с сохранением интонации конца предложения;
- самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
- находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события);
- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; используя опорные слова (словесная модель текста);
- представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема).
Круг детского чтения
Учащиеся научатся:
- называть имя и фамилию автора, заголовок прочитанных или прослушанных произведений в классе;
- рассказывать об учебной книге; сравнивать художественную и учебную книгу;
- находить в содержании учебника произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;
- различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;
- различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;
- находить в тексте слова, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;
- придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;
- создавать собственные творческие объекты: фотогазету, плакат и др.;
- иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;
- разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя.
Календарно тематическое планирование
№
урока |
Тема урока | Практика | Дата | |
1. | Мир общения. (с.3-5) | Введение понятия «общение», практическое освоение его содержания. Нормы речевого этикета при знакомстве. Беседы по картинкам. Знакомство со значками на полях учебника. | ||
2. | Мы теперь ученики. Культура общения. С.6-7) | Рассказы по серии рисунков о первом школьном дне. Рассказы учащихся об их первом школьном дне. Логическое упражнение. Культура общения. | ||
3. | Книжки – мои друзья. (с.8-9) | Практическая деятельность по чтению-рассматриванию книг. | ||
4. | Слово в общении. Важно не только что сказать, но и как сказать. (с.10-13) | Составление рассказа по серии рисунков. Представление о нравственных ценностях миролюбия, дружелюбия. Роль слова в мирных способах разрешения проблемных, конфликтных ситуаций. Логическое упражнение. Коллективное сочинение истории по пословице. | ||
5. | Помощники слова в общении. Страшный зверь. (с.14-15) | Средства, сопровождающие речевое общение. Роль жестов в общении, их значение. | ||
6. | Мы пришли в театр. (с.16-17)
|
Беседа о театре. Определение настроения героя по мимике, жестам, позе. Разыгрывание сценок из спектакля. | ||
7. | Общение без слов. Как понять животных? (с.18-23) | Культура общения. Описывание животных, их поведения, действий. Сравнение ситуаций, изображённых на рисунках. Составление рассказов. Разыгрывание сценки. | ||
8. | Разговаривают ли предметы? (с.24-25) | Технические средства как посредники общения. Составление рассказа по заданному началу. | ||
9. | Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении. (с.26-29) | Понятия: «слово», «предмет». Игровые ситуации на использование предметов в общении вместо слов. Знаки-рисунки. Подбор наименования предмета по его описанию. Коммуникативно-ролевая игра «В магазине». | ||
10. | В Цветочном городе. Знаки охраны природы. (с.30-33) | Использование предметов и рисунков в качестве знаков. Соотнесение двух способов письменного обозначения: рисунками и буквами. Представление о знаках наглядно-образного характера и их роли в общении. | ||
11. | Как найти дорогу. Дорожные знаки. (с.34-37) | Ориентировочная функция знаков. Роль предметов как возможных ориентиров в пространстве. Способы обозначения ориентиров (словесно, жестами, графически). Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. | ||
12. | Удивительная встреча. Звёздное небо. (с.38-39) | Средства, способы письменного общения. Структурные части рассказа. Запись высказывания с помощью рисунков и условных знаков. | ||
13. | Загадочное письмо. (с.40-41) | Средства, способы письменного общения. Структурные части рассказа. Запись высказывания с помощью рисунков и условных знаков. | ||
14.
|
Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова? Звуковой анализ слов. (с.42-45)
|
Способы записи высказывания с помощью рисунков и условных знаков. Звуковые способы передачи сообщений. Сопоставление звуков природы со звуками человеческой речи. Речевой аппарат, органы речи. Установление последовательности звуков в слове на основе их условных обозначений. | ||
15. | Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов. (с.46-49) | Понятия «гласный звук», «согласный звук», особенности произнесения звуков. Звуковой анализ слов. Способы обозначения звуков устной речи. | ||
16. | Твёрдые и мягкие согласные. Модели слов. (с.50-51) | Твёрдые и мягкие согласные. Звуковой анализ слов с мягкими согласными звуками. | ||
17. | Звучание и значение слова. (с.52-53) | Соотнесение звучания и значения слова. Звуковой анализ слов. Классификация слов. | ||
18. | Слова и слоги. Ударение в слове. (с.54-57) | Слог как часть слова. Произнесение слов по слогам. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Культура речи. | ||
19. | Слово и предложение. (с.58-61) | Предложение и его функции. Умение различать слово и предложение. Выделение предложений в речи. Текст. | ||
20. | «Повторение – мать учения». (с.62-64) | Предложение и его функции. Умение различать слово и предложение. Выделение предложений в речи. Текст. | ||
21. | Звук [а], буква Аа. (с.66-68) | Работа с моделями слов; звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ: кто кому говорит; что, как и зачем говорит? Составление предложений по схемам. | ||
22. | Звук [о]; буква Оо. (с.69) | Работа с моделями слов; звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ: кто кому говорит; что, как и зачем говорит? Составление предложений по схемам. | ||
23. | Звук [у], буква Уу. (с.70-71)
|
Модели слов. Звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Игра «Третий лишний». | ||
24. | Звуки [и], [ы]. Буквы Ии, ы. (с.72-73)
|
Звуковой анализ слов. Сравнение звуков [и] — [ы]. Обозначение звуков буквами. Модели слов-омонимов. Чтение предложений с пиктограммами. | ||
25. | Звук [э], буква Ээ. (с.74-75) | Звуковой анализ слов со звуком [э]. | ||
26. | «Узелки на память». (с.76) | Повторение. Чтение заглавий, записанных акрофоническим способом. Ребусы. Составление предложений по схемам. | ||
27. | «Узелки на память». (с.77) | Повторение. Чтение заглавий, записанных акрофоническим способом. Ребусы. Составление предложений по схемам. | ||
28. | Звуки [м] — [м`]. Буква Мм. (с.78) | Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений. | ||
29. | Звуки [с] — [с`], буква Сс. (с.79) | Звуковой анализ. Чтение слогов, слов, предложений. Ударение в словах. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. | ||
30. | Звуки [н] — [н`], буква Нн. (с.80) | Звуковой анализ. Чтение слогов, слов и предложений. Продолжение диалога «Мы сами». | ||
31. | Звуки [л] — [л`], буква Лл. (с.81) | Звуковой анализ. Выразительное чтение текста. Логические упражнения. Составление предложений. | ||
32. | Повторение. (с.82-83) | Игры со словами. Чтение предложений и текста. | ||
33. | Звуки [т] — [т`], буква Тт. (с.84) | Слоговое чтение. Многозначные слова. Составление устных рассказов. | ||
34. | Буква Тт. Закрепление. (с.85) | Чтение слов и предложений с изученными буквами. | ||
35.
|
Звуки [к] — [к`], буква Кк. (с.86-87) | Звуковой анализ. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. | ||
36.
|
Чтение слов и текстов с изученными буквами. (с.88) | Чтение трёхсложных слов. Чтение текстов. Чтение текстов по частям. | ||
37.
|
Чтение слов и текстов с изученными буквами. (с.89) | Чтение трёхсложных слов. Чтение текстов. Чтение текстов по частям. | ||
38.
|
«Узелки на память». (с.90-91) | Чтение слов и предложений с изученными буквами. Звуко-буквенный анализ слов. Составление рассказа по картинке с помощью опорных слов. | ||
39.
|
Звуки [р] — [р`], буква Рр. (с.92) | Звуковой анализ. Чтение слов с новой буквой. Устные рассказы. | ||
40. | Звуки [в], [в`], буква Вв. (с.93) | Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы. | ||
41. | Звуки [п] — [п`], буква Пп. (с.94) | Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы. | ||
42.
|
Повторение изученного материала. Чтение текстов. (с.95) | Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы. | ||
43.
|
Звуки [г] — [г`], буква Гг. (с.96-97) | Звуковой анализ слов. Упражнение в различении звуков [г] — [г`]. Чтение текстов слогами и словами. Логические упражнения на обобщение. | ||
44. | Сравнение звуков [г] и [к]. (с.98-99) | Звуковой анализ. Чтение слогов и слов на сопоставление звуков [г] и [к]. Лексическая работа. Чтение текстов. | ||
45.
|
Закрепление изученных букв Рр, Пп, Гг, Кк. (с.100-101) | Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами. Упражнения на классификацию и обобщение. Культура общения в магазине. | ||
46.
|
Буквы Ее и Ёё в начале слова и после гласных. (с.102-103) | Правила чтения букв Ее и Ёё. Слова-омонимы. Составление слов из букв. Чтение текста. Пересказ. | ||
47.
|
Буквы е и ё как показатель мягкости предшествующего согласного звука. (с.104-105)
|
Правила чтения букв е и ё, стоящих в слове после букв, обозначающих согласные звуки. Позиционное чтение слогов: мо-мё, ло-ле, сэ-се. | ||
48.
|
Упражнение в чтении букв Ее и Ёё. (с.106-107) | Чтение букв Ее и Ёё, занимающих разную позицию в слове. | ||
49.
|
«Узелки на память». (с.108-110)
|
Повторение изученных букв. Чтение слов с изученными буквами в составе предложений, текстов. Пересказ. | ||
50.
|
Звуки [б] — [б`], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п]. (с.4-5) | Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Сравнение звуков [б] и [п]. Наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук. | ||
51. | Звуки [з] — [з`], буква Зз. (с.6-7) | Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Составление описаний по опорным словам. Деление текста на части. | ||
52. | Парные звуки по звонкости-глухости: [з] и [с], [з’] и [с’]. (с.8-9) | Расширение представления о согласных, парных по звонкости-глухости. Звуковой анализ. Наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук. Чтение слов, предложений, текстов. | ||
53. | «Повторение – мать учения». (с.10-11) | Повторение наиболее важных сведений об изученных буквах. Скороговорки, ребусы, загадки. | ||
54. | Звуки [д] — [д`], буква Дд. Парные согласные [д] — [т]. (с.12-13) | Звуковой анализ. Знакомство с новой буквой. Чтение слов, предложений, текстов. Подбор заголовка к тексту. Деление текста на части. | ||
55. | Звук [ж], буква Жж. (с.14-15) | Звуковой анализ. Знакомство с новой буквой. Чтение слов, предложений, текстов. Лексическая работа над значением слов. | ||
56. | Закрепление изученного материала. (с.16-19) | Чтение предложений и текстов с изученными буквами. Жанровые особенности текстов. | ||
57. | «Узелки на память». Упражнение в чтении и рассказывании. (с.20-23) | Закрепление изученных букв. Чтение предложений и текстов с изученными буквами. Рассказывание по картинкам. Родственные слова. | ||
58. | Буква Я в начале слова и после гласных. (с.24-25) | Правила чтения буквы Яя с учётом её позиции в слове. Чтение и пересказ текста. Разыгрывание диалогов. | ||
59. | Буква Я после согласных как показатель их мягкости. (с.26-27) | Буква Я как показатель мягкости предшествующего согласного. Упражнение в чтении слогов ра-ря, на-ня и др. Составление рассказа по картинкам с помощью опорных слов. | ||
60. | Закрепление изученных букв. (с.28) | Чтение предложений и текстов. Многозначные слова. | ||
61. | Закрепление изученных букв. (с. 29) | Чтение предложений и текстов. Чтение познавательных текстов. | ||
62. | Звуки [х] — [х`], буква Хх. (с.30-31) | Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений. Пересказ прослушанного текста по опорным словам. | ||
63. | Мягкий знак — показатель мягкости согласных. (с.32-33) | Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука. Чтение слов с «ь». Чтение в парах. | ||
64. | Звук [й], буква Йй. (с.34-35) | Звуковой анализ. Чтение слов и предложений. | ||
65. | Повторение изученного материала. Чтение текстов. (с.36-37) | Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами. | ||
66. | Буква Ю в начале слова и после гласных. (с.38-39) | Правила чтения буквы Юю в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги. Чтение слов и предложений. | ||
67. | Буква Ю после согласных. (с.40-41) | Правила чтения буквы ю после букв, обозначающих согласные звуки. Чтение слов: лук — люк, круг — крюк. | ||
68. | Закрепление изученного материала. (с.42-47) | Чтение слов с изученными буквами на материале устного словесного творчества. Приговорки, игры, загадки, песенки. | ||
69. | Звук [ш], буква Шш. (с.48) | Чтение слов и предложений с новой буквой. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами. Чтение небольшого текста с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания. | ||
70. | Звук [ш], буква Шш. Сочетания жи-ши. (с. 49) | Отработка слогового чтения и чтения целыми словами. Согласные и гласные звуки, обозначение согласных звуков на схеме условными знаками и буквами. Характеристика и различение твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих. Ударение. Ударный слог. | ||
71. | Звук [ч`], буква Чч. (с.50-51) | Слого-звуковой анализ слов с выделением нового звука, обозначение его буквой. Чтение слов и предложений с новой буквой. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами. | ||
72. | Звук [щ`]. Буква Щщ. Буквосочетания ча-ща, чу-щу. (с.52-53) | Слого-звуковой анализ слов с выделением нового звука, обозначение его буквой. Чтение слов и предложений с новой буквой. Упражнение в темповом чтении слов и предложений. | ||
73. | Звук [щ`]. Буква Щщ. Закрепление изученного. (с.54-55) | Упражнение в темповом чтении слов и предложений с изученными буквами. Ответы на вопросы по тексту. Пересказ прочитанного. Хлеб – всему голова. | ||
74. | Звук [ц], буква Цц. (с.56) | Слого-звуковой анализ слов с выделением нового звука, обозначение его буквой. Чтение слов и предложений с новой буквой. Чтение текста по слогам и целыми словами. | ||
75. | Звуки [ф] — [ф`], буква Фф. (с.57-59) | Слого-звуковой анализ слов с выделением нового звука, обозначение его буквой. Чтение слов и предложений с новой буквой. Сравнение звуков [в] — [ф]. Классификация слов. | ||
76. | Разделительные ь и ъ. (с.60-61) | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака (угол – уголь). Функция разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака. Сравнение слов семя — семья; сел – съел и др. Чтение небольшого текста с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания. | ||
77. | Разделительные ь и ъ. (с.62-63) | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака (угол – уголь). Функция разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака. Сравнение слов семя — семья; сел – съел и др. Чтение текстов. Работа в паре: «Моя первая энциклопедия». | ||
78. | «Узелки на память». Алфавит. (с.64-67) | Классификация изученных звуков и букв. Правописание буквосочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу». Упражнение в чтении слов с разделительными ь и ъ. Культура общения. | ||
79. | Повторение. Знаки вокруг нас. Знаки городов России. (с.68-71) | Классификация изученных звуков и букв. Повторение сведений о знаках. Знакомство с гербами городов России. | ||
80. | Старинные азбуки и буквари. Повторение и обобщение по всем изученным буквам. (с.72-75) | Объяснение различия звуков и букв. Изображение слова с помощью модели. Объяснение происхождения слов «азбука» и «букварь». Основная мысль текста. | ||
81. | По страницам старинных азбук. Повторение и обобщение по всем изученным буквам. (с.76-78) | Объяснение различия звуков и букв. Изображение слова с помощью модели. Объяснение происхождения слов «азбука» и «букварь». Основная мысль текста. | ||
82. | Про всё на свете. С чего начинается общение? (с.80-83) | Использование в общении формул речевого этикета. Выделение гласных и согласных звуков; обозначение их буквами. Обозначение мягких согласных звуков условными знаками на схемах несложных слов. | ||
83. | Умеет ли разговаривать природа? (с.84-87) | Использование в общении формул речевого этикета. Выделение гласных и согласных звуков; обозначение их буквами. Обозначение мягких согласных звуков условными знаками на схемах несложных слов. | ||
84. | Умеет ли разговаривать природа? (с.88-91) | Использование в общении формул речевого этикета. Выделение гласных и согласных звуков; обозначение их буквами. Обозначение мягких согласных звуков условными знаками на схемах несложных слов. | ||
85. | Что, где, когда и почему? Удивительное рядом. (с.92-95) | Упражнение в плавном чтении слов и предложений. Книга – источник знаний. Детские научно-популярные книги. Культура общения. | ||
86. | Чтобы представить слово. Об одном и том же по-разному. (с.96-101) | Сравнение рассказов о временах года. Текст научный и художественный. Выразительное чтение произведений. | ||
87. | Книга природы. Сравни и подумай. (с.102-105) | Наблюдение над текстами (художественными и научно-популярными). | ||
88. | Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. (с.106-109) | Выразительное чтение художественных произведений.
|
||
89. | Считалочки в стране Считалия. Сказки. Присказки. (с.110-113) | Выразительное чтение художественных произведений. | ||
90. | Загадки. Читаем загадки выразительно. (с.114-117) | Выразительное чтение художественных произведений. | ||
91. | Семейное чтение. Чтение текстов. (с.118-121) | Выразительное чтение художественных произведений. | ||
92. | Из старинных книг для чтения. (с.122-126) | Выразительное чтение художественных произведений. |