Обучение грамоте, 1 класс — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Обучение грамоте, 1 класс

<<< Рабочие программы начального общего образования

Пояснительная записка

Рабочая программа по обучению грамоте  для 1 класса разработана на основании  нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Планируемых результатов начального общего образования,

Учебного плана ОУ.
Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой «Обучение грамоте», соответствующей требованиям ФГОС начального общего образования.

Программа  ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту (УМК):
Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.
Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Азбука. Учебник 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. Москва: — Просвещение, 2011.
Л. Ф. Климанова, В.И. Романина, Л. Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2011.
Л. Ф. Климанова, Л.Я. Желтовская. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. . 1 класс. М.: Просвещение, 2011.
Л. Ф. Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
Л. Ф. Климанова. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс. М.: Просвещение, 2011.

Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными  разработками. М.:  Просвещение, 2013.
Место данного курса.
На уроке по обучению грамоте в 1 классе отводится 207 часов (23 учебные недели по 9 часов в неделю), из них 115 часов выделяется на обучение письму и 92 часа на уроки чтения.

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русскийязык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

Цель курса.
Сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения.

Задачи курса.
обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Общая характеристика курса.

В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.

Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.

Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.

Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.

Период обучения грамоте включает три этапа:

  1. Подготовительный период обучения (55 ч)

Учащиеся начинают  работу с материалом из первого раздела, который называется   «Давайте знакомиться!» Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.
На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму.   Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты.    Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова.    Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком.    Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.
Одновременно с азбукой дети работают в Рабочей тетради «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.

  1. Основной (букварный) период обучения (144ч)

В этот период идет овладение звуко-буквенным письмом как наиболее эффективным способом записи мыслей, освоение чтения и письма как видов речевой деятельности, развивается культура речевого общения, совершенствуются коммуникативно-речевые навыки.

Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет название — «Страна АБВГДейка». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.     При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме.     Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное.    Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения грамоте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников.     «АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения.     Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.
Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями.     Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов.     При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта.     Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения.

В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в прописях №1  и  №2 «Мой алфавит».

  1. Послебукварный период обучения (18 ч)

Обобщающий (послебукварный)  этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете».     Основная задача этого периода — закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.

Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя с писателем, книгой, ее героями.

Параллельно с литературной частью азбуки идет работа в Рабочей тетради  «Пиши красиво». Главное назначение пособия — закрепить каллиграфические и орфографические навыки.
Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.
Информация об использованных технологиях обучения, формах уроков.
Технология обучения: ИКТ, проблемное, игровое, дифференцированное, разноуровневое, развивающее.
Формы уроков: фронтальная, индивидуальная, в малых группах, в парах, урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации.
Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды и формы контроля как  текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля:по письму -итоговая контрольная работа,    по чтению –проверка техники чтения.  Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания.

Проверка техники чтения.  Навыки чтения.
I  полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II  полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.

Учебно- тематический план 1 класс

Наименование разделов и тем Всего часов
Чтение Письмо
1 Добукварный период (45 ч.) «Азбука». Ч. 1.
«Давайте знакомиться»
20
Рабочая тетрадь
«Рисуй, думай, рассказывай»
25
2 Букварный период (144 ч.) «Азбука». Ч. 1, ч. 2.
«Страна АБВГДейка»
64
Прописи
«Мой алфавит». Ч. 1, ч. 2.
80
3 Послебукварный период (18 ч.) «Азбука». Ч. 2. «Про всё на свете», «Читалочка»
10
Рабочая тетрадь «Пиши красиво»
8
Итого 92 115
     207

Содержание учебного материала.

  1. Давайте знакомиться!(подготовительный этап)(45 ч).

Мир общения. 4 часа.
Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники.
Слово в общении. 4 часа.
Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.
Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова-названия конкрет­ных предметов и слова с обобщающим значением.
Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговарива­ют ли предметы? Слова и предметы. 10 час.
Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.
«Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произ­ведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.
Рисунки и предметы в общении. 8 час.
Предыстория письменной речи.
Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи.
Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.
Сообщения, записанные знаками-символами.
Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, груп­повых и индивидуальных форм работы.
Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символа­ми и др.
Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях.
Первоначальное обобщении: жесты, рисунки, знаки, слова – наши посредники в общении с людьми, средства общения.
Слово как главное средство общения.
Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. 9 час.
Звуковая структура слова.
Звуки в природе.
Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение.
Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование ус­ловными обозначениями).
Звучание и значение слова. 2 часа.
Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусто­ронняя единица языка (без терминологии).
Слово как сложный знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет).
Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов.
Слова и слоги. Ударение в слове. 3 часа.
Слог — минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово — номинативная (назывная) единица, слог — единица произношения. Слогообразующая функция гласных.
Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения.
Смыслоразличительная роль ударения (замок — замок, кружки – кружки).
Слово и предложение. 5 часов.
Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова.
Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца
Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и до этических текстов.
Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения.

  1. Страна АБВГДейка(букварный (основной) этап) (144 ч).

Гласные звуки и буквы. 28 час.
Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.
Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).
Звучание и значение слова.
Согласные звуки и буквы. 78 час.
Согласные звуки, обозначение их буквами.
Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их арти­куляция. Обозначение звуков буквами.
Смыслоразличительная функция звуков.
Мягкие и твердые согласные.
Обозначение на письме мягкости согласных.
Звонкие и глухие согласные.
Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Пра­вила переноса слов по слогам.
Открытый и закрытый слоги.
Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы-и, о-е, а-я, э-е, у-ю.
Правописание буквосочетанийжи-ши, ча-ща, чу-щу.
Слова с непроверяемым написанием(ученик, учитель, фамилия, пенал и др.).
Буквы е, ё, ю, я.14 час.
Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного зву­ка и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука [й’] и гласно­го а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердо­го знаков).
Буквы ь и ъ.12 час.
Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.
Употребление ь и ъ как разделительных знаков.
Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.
Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.
Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками (первоначальные наблю­дения).
Повторение — мать учения! Старинные азбуки и буквари. 12 час.
Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).
Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль.
III. Про все на свете (послебукварный этап) (18 ч).
Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к со­беседнику.
Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).
Звуко-слоговой состав слов.
Слово и предложение.
Знаки препинания в конце предложения.
Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак.
Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь.
Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова.
Планируемые предметные  результаты освоения учебной программы по курсу «Обучение грамоте» :1 класс

Развитие речи. Речевое общение:
Обучающийся научится:
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст  из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся  получит возможность научиться:
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать  их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам  ( после  анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений  за фактами и явлениями языка.

Календарно тематическое планирование


урока
Тема урока Практика Дата
1. «Твои новые друзья». «Дорога в школу». Гигиенические требования. Раскрашивание, обведение. (с.3 – 5) Подготовка руки к письму, обведение фигур по контуру, штриховка. Рабочая строка: верхняя и нижняя линейка, середина строки, слева, справа. Составление устного рассказа по рисунку.
2. «Что в центре?» Ориентировка на листе. Текст на списывание. Обведение фигур по образцу. (с.6 -7) Подготовка руки к письму, обведение фигур по контуру, штриховка. Ориентирование на листе: середина (центр), слева, справа. Обведение фигуры и линий на ней. Классификация слов-названий предметов, нахождение общего слова для целой группы предметов.
3. «Сравни». Форма и количество фигур. Прямые и наклонные линии. (с.8-10) Ориентирование на рабочей строке, различение верха и низа линейки, середины (центра) квадрата, левой и правой части. Обведение фигур по контуру, штриховка их по заданию учителя. Сравнение предметов по форме, величине и количеству.
4. «Сравни». Форма и количество фигур. Прямые и наклонные линии. (с.10-11) Ориентирование на рабочей строке, различение верха и низа линейки, середины (центра) квадрата, левой и правой части. Обведение фигур по контуру, штриховка их по заданию учителя. Сравнение предметов по форме, величине и количеству.
5. «Определи направление». Определение направления с помощью жеста. Замена жеста стрелкой. (с.12-15) Ориентирование на рабочей строке: верх и низ, середина, слева, справа. Обозначение направления движения стрелкой, рисование линии по направлению стрелки, рисование вертикальных и горизонтальных линий. Устный рассказ по рисунку.
6. «Найди пару». «Лото». Классификация. Рабочая строка. Письмо наклонных и прямых линий. Усвоение последовательности действий при письме с образца. (с.16-19) Обведение предметов по контуру, рисование бордюра. Письмо прямых и наклонных линий на рабочей строке. Два типа классификации: логическая («Лото») и ассоциативная («Найди пару»). Классификация слов – названий предметов, нахождение общего слова для целой группы предметов, составление устного рассказа по рисунку.
7. «Целое и часть» (анализ графической формы). Параллельные линии. Обведение образца. (с.20-21) Различение целого и части в предметах, дополнение части до целого и разбивание целого на части. Обведение по контуру, письмо параллельных линий, штриховка. Классификация слов – названий предметов, нахождение общего слова для целой группы предметов.
8. «Целое и часть» (анализ графической формы). Параллельные линии. Обведение образца. (с.22-23) Различение целого и части в предметах, дополнение части до целого и разбивание целого на части. Обведение по контуру, письмо параллельных линий, штриховка. Классификация слов – названий предметов, нахождение общего слова для целой группы предметов.
9. «Головоломки». «Овал». Развитие фонематического слуха. Упражнения на развитие воображения. Письмо элементов печатных букв. (с.24-25) Обведение предметных рисунков по контуру, проведение параллельных линий, штриховка. Письмо печатных элементов букв. Подготовка к звуковому анализу слов: вычленение первого звука в словах.
10. «В квартире». «Веселые превращения». Развитие фонематического слуха. Упражнения на развитие воображения. Письмо элементов печатных букв. (с.26-27) Составление устных рассказов по картинкам. Лексическая работа со словами. Упражнения в написании элементов букв В и Г. Выделение в словах первого звука.
11. «Сравни дома». «В магазине одежды». Тематическая классификация. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. (с. 28-29) Обведение предметных рисунков по контуру, проведение параллельных линий, штриховка. Письмо элементов печатных букв. Классификация слов по темам (одежда, обувь); различение названий группы предметов и названия каждого предмета. Развитие фонематического слуха.
12. «В походе». «На привале». Тематическая классификация. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. (с. 30-31) Обведение предметных рисунков по контуру, проведение параллельных линий, штриховка. Письмо элементов печатных букв. Классификация слов по темам (одежда, обувь); различение названий группы предметов и названия каждого предмета. Развитие фонематического слуха.
13. «На коньках». «Контуры и силуэты». Развитие фонематического слуха. Прямые и наклонные линии. (с.32-33) Обведение предметных рисунков по контуру, безотрывное письмо петлеобразных линий по пунктирам. Письмо прямых линий по образцу и элементов печатных букв. Развитие фонематического слуха.
14. «На волнах». «Морское путешествие». Развитие фонематического слуха. Прямые и наклонные линии. Классификация слов-названий морских и речных судов. (с.34-35) Обведение предметных рисунков по контуру, безотрывное письмо петлеобразных линий по пунктирам. Письмо прямых линий по образцу и элементов печатных букв. Развитие фонематического слуха. Классификация слов по темам.

 

15. «На лугу». «Мы рисуем». Тематическая классификация. Развитие воображения. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. (с.36-37) Обведение предметных рисунков по контуру, штриховка по пунктирным линиям. Письмо элементов печатных букв по образцу. Развитие фонематического слуха. Классификация слов по темам, различение названий группы предметов и названия каждого предмета.
16. «Под грибом». Развитие воображения. Нахождение закономерностей. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. (с.38-39) Обведение предметных рисунков по контуру, штриховка по пунктирным линиям. Письмо элементов печатных букв по образцу. Развитие фонематического слуха. Классификация слов по темам, различение названий группы предметов и названия каждого предмета.
17. «Мы – спортсмены». Обведение по пунктиру. Лексическая работа: спортивный инвентарь. Классификация: виды спорта. Элементы звукового анализа. (с.40-41) Обведение предметных рисунков по контуру, штриховка по пунктирным линиям. Письмо элементов печатных букв по образцу. Развитие фонематического слуха. Классификация слов по темам, различение названий группы предметов и названия каждого предмета.
18. «Домики трех поросят». Штриховка, обведение. Устный диалог по сказке. Звуковая ориентировка в слове; элементы печатных букв. (с.42-43) Обведение предметных рисунков по контуру, штриховка по пунктирным линиям. Письмо элементов печатных букв по образцу. Развитие фонематического слуха. Классификация слов по темам, различение названий группы предметов и названия каждого предмета.
19. «В гостях у бабушки». Слова – названия предметов. Логические упражнения. Звуковой анализ: определение последовательности звуков в слове. (с.44-45) Обведение предметных рисунков по контуру, штриховка по пунктирным линиям. Письмо элементов печатных букв по образцу. Развитие фонематического слуха. Классификация слов по темам, различение названий группы предметов и названия каждого предмета.
20. «Мы – художники». Звуковой анализ слов. Печатание элементов букв. Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль. (с.46-47) Обведение предметных рисунков по контуру, штриховка по пунктирным линиям. Письмо элементов печатных букв по образцу. Развитие фонематического слуха. Классификация слов по темам, различение названий группы предметов и названия каждого предмета.
21-22. «Прогулка в парке». «Знаки в городе». Классификация, обобщение. Письмо элементов печатных букв. Усвоение последовательности действий при письме с образца, контроль. (с.48-53) Обведение предметных рисунков по контуру, штриховка по пунктирным линиям. Письмо элементов печатных букв по образцу. Развитие фонематического слуха. Классификация слов по темам, различение названий группы предметов и названия каждого предмета.
23-24. «Подумай и сравни». Классификация. Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв. (с.54-57) Обведение предметных рисунков по контуру, штриховка по пунктирным линиям. Письмо элементов печатных букв по образцу. Развитие фонематического слуха. Классификация слов по темам, различение названий группы предметов и названия каждого предмета.
25. «Проверь себя». Классификация. Из истории орудий письма. Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв. (с.58-63) Обведение предметных рисунков по контуру, штриховка по пунктирным линиям. Письмо элементов печатных букв по образцу. Развитие фонематического слуха. Классификация слов по темам, различение названий группы предметов и названия каждого предмета.
26. Знакомство с тетрадью «Мой алфавит». (с.3-5) Знакомство с письменными буквами алфавита. Упражнения в написании обобщённых элементов письменных букв. Рабочая строка. Роль наклонных линий.
27. Звуковой анализ слов. Строчная и заглавная буквы Аа. (с.6-7) Слого-звуковой анализ слов. Придумывание слов с заданным звуком в начале, середине, конце слова. Сравнение печатной и письменной буквы. Письмо печатных и строчных букв. Упражнения на выделение ударного гласного в словах.
28. Строчная и заглавная буквы Оо. (с.8- 9) Правила употребления заглавной буквы на письме в именах людей, кличках животных, а также в начале предложения. Письмо заглавной и строчной букв Оо. Составление звуковых схем слов с опорой на рисунок, раскрашивание рисунка.
29. Строчная и заглавная буквы Уу. (с.10-11) Различение значения и звучания слова на основе моделей. Слого-звуковой анализ слов со звуком [у] в начале и середине слов, выделение ударного слога. Слова с конкретным и обобщающим значением. Письмо печатной и письменной буквы Уу.
30. Строчная и заглавная буквы Ии. (с.12-13) Работа с моделями слов, слого-звуковой анализ слов со звуком [и]. Письмо печатных и письменных букв Ии.
31. Письмо буквы ы. (с.14) Характеристика звуков [и] – [ы], слого-звуковой анализ слов с этими звуками. Письмо строчной буквы ы.
32. Строчная и заглавная буквы Ээ. (с.15-16) Слого-звуковой анализ слов со звуком [э], письмо заглавной и строчной букв Ээ.
33. Повторение изученных букв. Буквенная мозаика. (с.17) Слого-звуковой анализ слов с изученными буквами на моделях слов и в громко-речевой форме. Сравнение строчных и заглавных букв, печатных и письменных. Письмо имён собственных с большой буквы. Составление предложений по схеме.
34. «Пиши, да не спеши!». Запись коротких слов. (с.18-19) Слого-звуковой анализ слов с изученными буквами на моделях слов и в громко-речевой форме. Сравнение строчных и заглавных букв, печатных и письменных. Письмо имён собственных с большой буквы. Составление предложений по схеме.
35. Строчная и заглавная буквы Мм. (с.20-21) Выделение в словах звуков [м] – [м’], слого-звуковой анализ слов с этими звуками в начале и середине слова. Письмо строчной и заглавной букв Мм. Составление предложений по схеме, рассказа по картинке. Выделение в словах звуков [c] – [c’], слого-звуковой анализ слов с этими звуками. Письмо заглавной буквы С. Чтение слов и предложений, написанных письменным шрифтом.
36. Строчная и заглавная буквы Сс. (с.22-23) Выделение в словах звуков [c] – [c’], слого-звуковой анализ слов с этими звуками в начале и середине слова. Письмо строчной и заглавной букв Сc.
37. Строчная и заглавная буквы Нн. (с.24-25) Нахождение слов со звуками [н] – [н’], слого-звуковой анализ слов с этими звуками. Письмо заглавной и строчной буквы Н. Анализ и запись предложений с соблюдением правил письма. Чтение слов и предложений, написанных письменным шрифтом.
38. Строчная и заглавная буквы Лл. (с.26-27) Нахождение слов со звуками [л] – [л’], слого-звуковой анализ слов с этими звуками. Письмо заглавной и строчной букв Лл. Анализ и запись предложений с соблюдением правил письма. Чтение слов и предложений, написанных письменным шрифтом.
39. Повторение изученных букв М, С, Н, Л. (с.28) Слого-звуковой анализ слов с изученными буквами. Письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами.
40. Закрепление изученных букв. Самостоятельный звуковой анализ слов по выбору. Составление и запись предложений. (с.29) Слого-звуковой анализ слов с изученными буквами. Письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами.
41. Строчная и заглавная буквы Тт. (с.30-31) Выделение в словах звуков [т] – [т’], слого-звуковой анализ слов с этими звуками. Письмо заглавной и строчной букв Тт. Чтение слов и предложений, написанных письменным шрифтом.
42. Строчная и заглавная буквы Тт. (с.32-33) Выделение в словах звуков [т] – [т’], слого-звуковой анализ слов с этими звуками. Письмо заглавной и строчной букв Тт. Чтение слов и предложений, написанных письменным шрифтом.
43. Строчная буква к. (с.34) Выделение в словах звуков [к] – [к’], слого-звуковой анализ слов с этими звуками. Письмо строчной буквы к. Чтение слов и предложений, написанных письменным шрифтом. Списывание текста, подбор заглавия к нему по схеме.
44. Заглавная буква К. (с.35-36) Слого-звуковой анализ слов. Письмо заглавной буквы К и слов с ней. Дописывание и составление предложений.
45. Письмо слов и предложений. (с.37) Наблюдение за многозначностью слова, классификация слов по их значению.
46. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.38-39) Слого-звуковой анализ слов с изученными буквами. Деление слов на слоги. Письмо изученных букв и слов с ними. Запись небольших предложений.
47. Буквенная мозаика. (с.41) Конструирование букв, их характеристика. Составление слов из данных букв. Классификация букв.
48. Строчная и заглавная буквы Рр. (с.42-43) Выделение в словах звуков [р] – [р’], слого-звуковой анализ слов с этими звуками. Письмо заглавной и строчной букв Рр. Письмо слов и предложений с изученными буквами.
49. Строчная и заглавная буквы Вв. (с.44-45) Выделение в словах звуков [в] – [в’], слого-звуковой анализ слов с этими звуками. Письмо заглавной и строчной букв Вв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.
50. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.46-47) Слого-звуковой анализ слов с изученными буквами. Деление слов на слоги. Письмо изученных букв и слов с ними. Запись небольших предложений. Перевод печатного текста в письменную форму.
51. Письмо строчной буквы п. (с.48) Выделение в словах звуков [п] – [п ’], слого-звуковой анализ слов с этими звуками. Письмо строчной буквы п. Чтение слов и предложений, написанных письменным шрифтом.
52. Письмо заглавной буквы П. (с.49) Слого-звуковой анализ слов. Письмо заглавной буквы П и слов с ней. Запись предложений.
53. Письмо строчной буквы г. (с.50) Выделение в словах звуков [г] – [г’], слого-звуковой анализ слов с этими звуками. Письмо строчной буквы г. Чтение слов и предложений, написанных письменным шрифтом.
54. Письмо заглавной буквы Г. (с.51) Слого-звуковой анализ слов с новым звуком. Письмо заглавной буквы Г. Письмо слов с новой буквой. Дописывание и составление предложений. Классификация слов по их значению.
55. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.52) Слого-звуковой анализ слов с изученными буквами. Деление слов на слоги. Письмо изученных букв и слов с ними. Запись небольших предложений. Перевод печатного текста в письменную форму.
56. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.53) Слого-звуковой анализ слов с изученными буквами. Деление слов на слоги. Письмо изученных букв и слов с ними. Запись небольших предложений. Перевод печатного текста в письменную форму.
57. Строчная и заглавная буквы Ее. Запись слогов, слов и предложений. (с.54-55) Письмо строчной и прописной букв Ее. Письмо слов и предложений с новой буквой. Правило правописания имён собственных. Списывание с печатного текста. Составление устных рассказов по картинке, придумывание заглавия.
58. Строчная и заглавная буквы Ёё. Запись слогов, слов и предложений. (с.56-57) Письмо строчной и прописной букв Ёё. Письмо слов и предложений с новой буквой. Правило правописания имён собственных. Списывание с печатного текста. Составление устных рассказов по картинке, придумывание заглавия.
59. Буквы е и ё после согласных. (с.58-59) Слого-звуковой анализ слов с буквами е, ё после согласных. Обозначение мягкости согласных с помощью букв е, ё. Списывание с печатного текста.
60. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.60-61) Слого-звуковой анализ слов с изученными буквами. Слуховой диктант: запись слогов и слов с буквами е, ё. Составление рассказа.
61. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.62-63) Классификация букв гласных и согласных звуков. Письмо изученных букв. Запись имён собственных.

 

62. Строчная и заглавная буквы Бб. Парные звуки [б] — [п]. (с.3-6) Слого-звуковой анализ слов с новым звуком (на основе звуковой модели слова, в громко-речевой форме), характеристика нового звука на основе имеющихся знаний (согл., тв. – мягк.). Письмо строчной и заглавной букв Бб, слов с этой буквой. Анализ графической формы. Дописывание предложений. Классификация слов по их значению. Использование в общении имён собственных и слов вежливости.
63. Строчная и заглавная буквы Зз. (с.7-8) Слого-звуковой анализ слов с новым звуком (на основе звуковой модели слова, в громко-речевой форме), характеристика нового звука на основе имеющихся знаний (согл., тв. – мягк.). Письмо строчной и заглавной букв Зз, слов с этой буквой. Анализ графической формы. Дописывание предложений. Соотнесение предложения со схемой.
64. Сравнение звуков [з] и [с]. (с.9) Сравнение звуков [з] и [с]. Письмо слов парами: коса — коза и т. д. Упражнения в написании слов с изученными буквами. Дописывание предложений. Составление рассказа. Родственные слова.
65. Упражнение в написании слов с изученными буквами. (с.10) Письмо слов и предложений с изученными буквами. Составление предложений. Слого-звуковой анализ слов с изученными буквами.
66. Списывание с печатного текста. Запись предложений. (с.11) Работа со словом: переносное значение слова. Письмо слов-антонимов. Составление с ними словосочетаний и предложений.
67. Строчная и заглавная буквы Дд. Сравнение звуков [д] — [т]. (с.12-14) Слого-звуковой анализ слов с новым звуком (на основе звуковой модели слова, в громко-речевой форме), характеристика нового звука на основе имеющихся знаний (согл., тв. – мягк.). Письмо строчной и заглавной букв Дд, слов с этой буквой. Анализ графической формы. Дописывание и составление предложений.
68. Строчная и заглавная буквы Жж. Слог «жи». (с.15-16) Слого-звуковой анализ слов с новым звуком (на основе звуковой модели слова, в громко-речевой форме), определение ударного слога, выделение согласного твёрдого [ж]. Письмо строчной и заглавной букв Жж, слов с этой буквой. Анализ графической формы. Слова со слогом «жи». Дописывание и составление предложений.
69. Упражнение в написании слов с изученными буквами. (с.17) Письмо слов со слогом «жи», повторение правописания кличек животных. Составление предложений.
70. Упражнение в написании слов с изученными буквами. (с.18) Письмо слов со слогом «жи», повторение правописания кличек животных. Составление предложений. Озаглавливание текста. Списывание с печатного текста.
71. Буквенная мозаика. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.19) Повторение изученных строчных и заглавных букв Зз, Бб, Дд, Жж. Письмо изученных букв и слов с ними. Многозначные слова. Слова-антонимы.
72. Буквы Яя в начале слова и после гласных. (с.20-21) Деление слов с новой буквой на слоги, выделение слитно произносимого слога [й’а] и обозначение его буквой я. Письмо строчной и заглавной букв Яя. Списывание слов и предложений.
73. Упражнение в написании слов с изученными буквами. (с.22) Списывание с рукописного и печатного текста с соблюдением гигиенических правил письма, графических и орфографических требований. Письмо слов, элементарных предложений. Составление предложений с использованием рисунков.
74. Письмо слов с буквой я после согласной. (с.23) Письмо слов с буквой я после согласных. Слого-звуковой анализ слов с мягкими согласными. Обобщение представлений о гласных буквах, которые пишутся после мягких согласных (е, ё, и, я); упражнения в написании слов с этими буквами после согласных.
75. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.24) Упражнения в написании слов с буквами е, ё, и, я после согласных. Озаглавливание текста. Списывание с печатного образца.
76. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.25) Письмо слов и предложений с изученными буквами. Составление устного рассказа по картинке. Списывание предложений
77. Строчная и заглавная буквы Хх. (с.26-27) Слого-звуковой анализ слов с новым звуком (на основе звуковой модели слова, в громко-речевой форме). Письмо строчной и заглавной букв Хх, слов с этой буквой. Анализ графической формы. Составление слов и предложений.
78. Буква ь – показатель мягкости согласных. (с.28-29) Сравнение слов с твёрдыми и мягкими согласными, обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Письмо слов с ь на конце и в середине слова. Составление и записывание предложений. Тематическая классификация слов.
79. Письмо слов и предложений с мягким знаком. (с.30-31) Письмо слов с мягким знаком. Преобразование слов с мягким знаком на конце в слова с мягким знаком в середине слова. Логические упражнения на классификацию и обобщение. Дописывание предложений. Составление текста по аналогии.
80. Строчная и заглавная буквы Йй. (с.32-33) Слого-звуковой анализ слов с новым звуком. Письмо строчной и заглавной букв Йй, слов с этой буквой. Анализ графической формы. Составление слов и предложений.
81. Повторение. Письмо слов с буквой й. (с.34-35) Письмо слов и предложений с буквой й. Составление устного рассказа по картинке. Списывание текста.
82. Буквы Юю в начале слова и после гласных. (с.36-37) Деление слов с новой буквой на слоги, выделение слитно произносимого слога [й’у] и обозначение его буквой ю. Письмо строчной и заглавной букв Юю. Списывание слов и предложений.
83. Буква Ю после согласных. Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные звуки. (с.38) Письмо слов с буквой ю после согласных. Слого-звуковой анализ слов с мягкими согласными. Обобщение представлений о гласных буквах, которые пишутся после мягких согласных (е, ё, ю, я); упражнения в написании слов с этими буквами после согласных.
84. Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные звуки. Буквенная мозаика. (с.39) Конструирование букв. Обобщение представлений о гласных буквах, которые пишутся после мягких согласных (е, ё, ю, я); упражнения в написании слов с этими буквами после согласных. Слуховой или зрительный диктант.
85. Повторение изученного материала. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Составление устного рассказа по картинке. Списывание предложений
86. Строчная и заглавная буквы Шш. (с.40-41) Слого-звуковой анализ слов с новым звуком, определение ударного слога, выделение твёрдого согласного [ш]. Письмо строчной и заглавной букв Шш. Анализ графической формы букв Шш. Дописывание предложений, списывание с печатного образца.
87. Правописание сочетаний жи-ши. Парные согласные [ж] — [ш]. (с.42-43) Слого-звуковой анализ слов с изученными буквами. Сравнение парных звуков ж-ш, характеристика их как парных по звонкости-глухости. Упражнение в написании слов со слогами «жи» — «ши». Дописывание и составление предложений.
88. Строчная и заглавная буквы Чч. (с.44-45) Слого-звуковой анализ слов с согласным звуком [ч], письмо строчной и заглавной букв Чч и слов с ними. Письмо слов со слогами «чу», «ча». Самостоятельное составление и записывание небольших предложений.
89. Строчная и заглавная буквы Щщ. (с.46-47) Слого-звуковой анализ слов с согласным звуком [щ], письмо строчной и заглавной букв Щщ и слов с ними. Письмо слов со слогами «щу», «ща». Самостоятельное составление и записывание небольших предложений.
90. Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу. (с.48) Слого-звуковой анализ слов с изученными буквами. Упражнение в написании слов со слогами «ча» — «ща», «чу» — «щу». Дописывание и составление предложений.
91. Повторение изученного материала. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.49) Слого-звуковой анализ слов с изученными буквами. Упражнение в написании слов с буквой щ. Выборочное списывание. Составление из слов предложения и запись его.
92. Строчная и заглавная буквы Цц. (с.50-51) Слого-звуковой анализ слов с согласным звуком [ц], письмо строчной и заглавной букв Цц и слов с ними. Самостоятельное составление и записывание небольших предложений. Тематическая классификация слов.
93. Строчная и заглавная буквы Фф. (с.52-53) Слого-звуковой анализ слов с новым звуком, самостоятельный подбор слов. Письмо строчной и заглавной букв Фф. Запись слов с буквами в — ф, их сравнение. Сравнение значения и звучания слов. Письмо предложений. Правила оформления предложений на письме.
94. Повторение изученного материала. (с.54-56) Выборочное списывание. Тематическая классификация слов. Письмо слов и предложений с изученными буквами.
95. Разделительные ь и ъ. Списывание слов с предварительным проговариванием. (с.57-58) Письмо разделительного ъ. Письмо слов с разделительным мягким и твёрдым знаками. Письмо соединений букв, слов, предложений.
96. Разделительные ь и ъ. Списывание слов с предварительным проговариванием. (с.59-61) Упражнения в написании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками.
97. Буквенная мозаика. Повторение изученного материала. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (с.62-63) Повторение изученных букв. Выполнение упражнений на их закрепление. Отработка правописания разделительных знаков. Выборочный диктант. Списывание слов и составление с ними предложений.
98. Секреты письма. Элементы букв щ, ц. (с.4-6) Письмо элементов букв, строчных и прописных букв, соединений букв, слов. Письмо слов, элементарных предложений.
99. Отработка элементов букв щ, ц, л, м, я, ч. (с.7-9) Письмо элементов букв, строчных и прописных букв, соединений букв, слов. Письмо слов, элементарных предложений. Тематическая классификация слов.

 

100. Отработка элементов букв г, п, р, т. Письмо слов и предложений. (с.10-12) Письмо элементов букв, строчных и прописных букв, соединений букв, слов. Письмо слов, элементарных предложений. Тематическая классификация слов.
101. Списывание слов, предложений. Отработка элементов букв г, к. (с.13-15) Письмо элементов букв, строчных и прописных букв, соединений букв, слов. Письмо слов, элементарных предложений. Тематическая классификация слов.
102. Отработка элементов букв у, д, з. (с.16-19) Письмо элементов букв, строчных и прописных букв, соединений букв, слов. Письмо слов, элементарных предложений. Тематическая классификация слов.
103. Упражнения по чистописанию. Отработка элементов букв о, с, б. (с.20-21) Письмо элементов букв, строчных и прописных букв, соединений букв, слов. Письмо слов, элементарных предложений. Тематическая классификация слов.
104. Отработка элементов буквы ю. Упражнения по чистописанию. (с.22-23) Письмо элементов букв, строчных и прописных букв, соединений букв, слов. Письмо слов, элементарных предложений. Тематическая классификация слов.
105. Отработка элементов букв э, ж, ф. Написание жи, ши. (с.24-25) Письмо элементов букв, строчных и прописных букв, соединений букв, слов. Письмо слов, элементарных предложений. Тематическая классификация слов.
106. Отработка обобщенных элементов букв Ее. Упражнения по чистописанию. (с.26-27) Отработка написания букв Ее. Нахождение букв мягких согласных звуков. Составление словосочетаний. Дописывание предложений. Составление из слогов имени сказочного героя.
107. Соединения букв. Списывание слов и предложений. (с.28-29) Отработка написания элементов букв, составление из слогов слов. Дописывание предложения. Составление рассказа.
108. Отработка обобщенных элементов букв ь, ъ, ы, в. Восстановление текста. (с.30-31) Отработка написания элементов букв, составление из слогов слов. Смыслоразличительная роль ударения. Дописывание предложения.
109. Отработка обобщенных элементов букв А, Л. Упражнения по чистописанию. (с.32-33) Отработка написания элементов букв, составление из слогов слов. Правописание имён собственных. Дописывание и составление предложения. Тематическая классификация слов.
110. Отработка обобщенных элементов букв Г, П, Т, Р, У, Ф. Письмо слов и предложений. (с.34-37) Отработка написания элементов букв, составление из слогов слов. Правописание имён собственных. Дописывание и составление предложения. Тематическая классификация слов. Дифференцирование слов на одушевлённые и неодушевлённые по вопросам кто? что? Правописание буквосочетаний «ча» — «ща», «чу» — «щу», «жи» — «ши».
111. Закрепление первоначальных орфографических навыков. Отработка обобщенных элементов букв Б, В, З. (с.38-41) Отработка написания элементов букв, составление из слогов слов. Правописание имён собственных. Дописывание и составление предложения. Тематическая классификация слов.
112. Отработка обобщенных элементов букв Б, В, З, Ю, Н. Чистописание. (с.42-44) Отработка написания элементов букв, составление из слогов слов. Правописание имён собственных. Дописывание и составление предложения. Тематическая классификация слов. Правописание буквосочетаний «ча» — «ща», «чу» — «щу», «жи» — «ши».
113. Отработка обобщенных элементов букв К, Д. Списывание предложений. (с.45-47) Отработка написания элементов букв, составление из слогов слов. Правописание имён собственных. Дописывание и составление предложения. Тематическая классификация слов.
114. Закрепление первоначальных орфографических навыков. Отработка обобщенных элементов букв. (с.48-51) Отработка написания элементов букв, составление из слогов слов. Правописание имён собственных. Дописывание и составление предложения. Тематическая классификация слов.
115. Закрепление первоначальных орфографических навыков. Отработка обобщенных элементов букв. (с.52-62) Отработка написания элементов букв, составление из слогов слов. Правописание имён собственных. Дописывание и составление предложения. Тематическая классификация слов.

Яндекс.Метрика