Пояснительная записка
«Чтобы помочь ребенку развить дар к рисованию,
мы должны создавать глаз, который видит, руку,
которая слушается и душу, которая чувствует»
(М. Монтессори).
Программа имеет художественную направленность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Искусство — своеобразная форма отражения жизни. Оно помогает детям всматриваться в окружающую действительность, вдумываться в прочитанное, учиться обобщать свои знания, наблюдения, отбирать в них важное и существенное, характерное и типичное. На основе этого создавать в своем воображении выразительные убедительные образы, которые могут быть реализованы в живописном или графическом решении. Развитие этих способностей образует основу композиционной деятельности. Художественно-образное мышление, где огромную роль играет общее воспитание, включает в себя идейное и смысловое истолкование заданной темы, сочинение сюжета, знакомство с основами искусствознания и многое другое. Для художественно-образного мышления важны целостные, эмоционально-окрашенные сильные впечатления, «запавшие» в душу ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы расширить горизонты творчества в процессе созидательной, созерцательной, оценочной деятельности детей.
«Мир фантазий» – это особая среда, способствующая развитию эмоционально — чувственного мира ребенка, среда, в которой ребенок чувствует себя защищенным и свободным во взгляде на мир, в своих суждениях.
Программа строится с учетом возрастных особенностей ребенка. Темы работ могут быть изменены с учетом интересов и предпочтений учащихся. Обучение навыкам рисования и средствам выразительности на первом этапе происходит не явно, а исподволь и является средством для выражения идеи и содержания, ибо получение технических навыков не гарантирует художественного развития. Только в единстве с содержанием технические навыки служат созданию художественного образа.
Особенность данной программы в том, что кроме академического рисунка и акварели, изучаются элементы декоративно-прикладного искусства и различные техники исполнения.
Цель — способствовать самовыражению и самореализации личности через овладение основами изобразительного искусства, развитие творческих способностей, формирование общей культуры детей.
Задачи:
Образовательные
-обучить основам изобразительного искусства;
-создать условия для формирования технических навыков: освоить технику гуаши и акварели; освоить технику графики; освоить смешанную технику;
-дать основы правильной композиции;
-познакомить с декоративно-прикладным искусством;
— сформировать представления о свете, звуке, движении, линии, форме, пространстве и их свете;
— сформировать умение выразить свои переживания, эмоции, ощущения на листе, используя « язык» изобразительного искусства.
Развивающие
— способствовать развитию эмоционально-эстетического отношения к действительности, сопереживания, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы;
-создать условия для развития фантазии, вкуса, наблюдательности, творческого мышления.
воспитательные
-создать условия для формирования волевых качеств;
-воспитывать доброжелательность в оценке своего и чужого труда;
-воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Программа рассчитана на обучение детей 9-12 лет.
Срок реализации программы – 2 года
1 год обучения-144 часа, 2 год обучения- 144 часа.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Формы и режим занятий.
1 год- 2раза по 4 часа в неделю.
2 год- 2раза по 4 часа в неделю.
В группу принимаются все дети, желающие рисовать. Занятия в изостудии проводятся в групповой форме и в малых группах.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К концу первого года обучения обучающие должны:
-уметь использовать линию с различным нажимом;
-уметь использовать штриховку для создания выразительной композиции;
— уметь использовать наложение цветовых пятен ;
-знать художественный материал и различные техники работы с ним.
К концу второго года обучения обучающиеся должны:
-уметь использовать цветовой и теневой контраст;
-уметь составлять композицию;
-знать пропорции фигуры и головы человека;
-уметь рисовать на тему;
-самостоятельно создавать новые оригинальные образы;
-уметь создавать гармоничную композицию ;
-уметь анализировать и давать оценку произведению искусства.
Способы проверки ожидаемых результатов:
—педагогические наблюдения;
-создание выставки работ обучающихся по окончании занятия, тематических выставок;
— индивидуальные и групповые беседы;
-открытые занятия ;
-участие в викторинах, выставках, конкурсах различного уровня.
Формой подведения итогов реализации образовательной программы являются выставки. Это дает возможность детям оценить и порадоваться результатам своего труда.
Учебно-тематический план-1 год обучения (144 часа)
№
п/п |
Название темы |
Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Техника безопасности; комплектования группы; Инструктаж по охране труда. | 4 | 4 | — | |
1 | Воспоминание о лете | 16 | 8 | 8 |
1.1 | Знакомство с красками. Семь цветов радуги. | 4 | 2 | 2 |
1.2 | «Цветик-семицветик» | 4 | 2 | 2 |
1.3 | Композиционное построение рисунка | 4 | 2 | 2 |
1.4 | Холодная цветовая гамма | 4 | 2 | 2 |
2 | Осень пришла | 16 | 8 | 8 |
2.1 | Композиция « Золотая осень» | 4 | 2 | 2 |
2.2 | Рисование с натуры | 4 | 2 | 2 |
2.3 | Тематическое рисование (мокрый лист) | 4 | 2 | 2 |
2.4 | Теплая цветовая гамма | 4 | 2 | 2 |
3 | Народные промыслы | 20 | 10 | 10 |
3.1 | «Золотая Хохлома» | 4 | 2 | 2 |
3.2 | Декоративное рисование | 4 | 2 | 2 |
3.3 | Работа с бумагой: аппликация, оригами, коллаж | 2 | 2 | 2 |
3.4 | Витраж | 4 | 2 | 2 |
3.5 | Мини-композиция | 4 | 2 | 2 |
4 | В гостях у сказки | 16 | 8 | 8 |
4.1 | Витраж (закрепление) | 4 | 2 | 2 |
4.2 | Рисование с натуры | 4 | 2 | 2 |
4.3 | Сказочный букет (рисование с натуры) | 4 | 2 | 2 |
4.4 | Тематическое рисование (двумя цветами) | 4 | 2 | 2 |
5 | Народные праздники | 22 | 6 | 16 |
5.1 | Масленица | 6 | 2 | 4 |
5.2 | Русская красавица | 8 | 2 | 6 |
5.3 | Скоморох | 8 | 2 | 6 |
6 | Красота весеннего пробуждения | 44 | 14 | 30 |
6.1 | Что такое « легкие» и « холодные» цвета? | 8 | 2 | 6 |
6.2 | Букет для мамы | 8 | 2 | 6 |
6.3 | Этюды, зарисовки разных животных | 12 | 4 | 8 |
6.4 | Какого цвета весна | 8 | 2 | 6 |
6.5 | Рисование с натуры | 4 | 2 | 2 |
6.6 | Весенний лес | 4 | 2 | 2 |
7 | Лето в деревне (зарисовка по памяти домашних животных, птиц, бабочек, улиток, стрекоз) | 4 | 2 | 2 |
8 | Подведение итогов | 2 | 1 | 1 |
Итого | 144 | 58 | 86 |
Содержание образовательной программы –
1 год обучения
Техника безопасности; комплектования группы; Инструктаж по охране труда. (4 час). Теория. Культура труда при работе с художественными материалами и инструментами.
1.Воспоминание о лете. (16часов)
1.1 Знакомство с красками. Семь цветов радуги. Теория- 2час, практика-2 час, упражнения. Учимся работать по сырой бумаге. Знакомство с основными цветами, получение новых цветов путем смешивания основных
(желтый, синий, красный),с различными приемами работы кистью: пятно, линия, мазок. Акварель, гуашь.
1.2 «Цветик-семицветик». Теория-2 час,практика-2час. Знакомство с цветом.
1.3 Композиционное решение рисунка. Теория-2час , практика-2час. Рисование с натуры (Построение фигур), тень собственная и падающая.
1.4 Холодная цветовая гамма Теория -2 час , практика -2 час. Рисование холодным цветом.
2 Осень пришла (16часов).
2.1 Композиция « Золотая осень». Теория-2 час, практика- 2час. Понятие « композиции», масштаб, пропорции, линейный рисунок. Цветовая гамма ( холодные и теплые цвета ). Наглядность и материалы: репродукции с картин, фото, рисунки учителя. Акварель, восковые мелки.
2.2 Рисование с натуры. Теория -2 час, практика- 2час. Зарисовка простейших листьев деревьев. Составление растительного орнамента .Осенний букет из веток деревьев. Вид из школьного окна (береза). Компоновка, зарисовка с натуры. Работа в цвете. Наглядность и материалы: репродукции, акварель, бумага.
2.3 Тематическое рисование (мокрый лист). Теория-2 час, практика- 2час. Развитие воображения. Работа по цветовому пятну.
2.4 Теплая цветовая гамма « примакивание кистью». Теория- 2час, практика-2час. Рисование теплым цветом.
- Народные промыслы. (20 часов)
3.1 «Золотая Хохлома». Теория-2 час, практика- 2час. Знакомство с промыслом, краткие сведения. Прописывание основных приемов. Техника работы гуашью
3.2 Декоративное рисование. Мини-композиция « Травный букетик» Теория- 2 час, практика-2час
3.3 Работа с бумагой: аппликация, оригами, коллаж. Знакомство с промыслом, основные черты. Упражнения. Теория-2 час, практика-2 час.
3.4 «Витраж» Теория-2 час, практика-2 час. Прорисовка мелких деталей кистью (развитие графических навыков). Материалы: стекло, акварель. Стекло, краски.
3.5. Мини-композиция .Теория-2час, практика-2час.. Выставка работ по теме.
- В гостях у сказки. (16 часов)
4.1 Витраж (закрепление). Теория-2 час, практика-2 час. Задание на составление холодной и теплой гаммы. Просмотр репродукций с картин художников-анималистов. Организация плоскости листа, композиционный центр. Знакомство с цветовым контрастом. Наглядность: фотографии с изображением птиц, репродукции. Бумага, гуашь.
4.2 Рисование с натуры . Теория- 2 час, практика-2 час. Работа на тонированной бумаге, развитие воображения.
4.3 Сказочный букет. (Рисование с натуры). Теория-2 час, практика-2 час. Подбор холодных цветов, мазковые приемы.
4.4 Тематическое рисование (двумя цветами) . Теория-2час, практика-2 час. Создание художественного образа композиционными средствами, цветом.
- Народные празники. (22часов)
5.1 Масленица. Теория-2 час, практика-4 часа. Водоноски ,няньки, зимний пейзаж с лошадью, проводы зимы. Наглядные пособия.
5.2 Русская красавица. Теория-2 час, практика-6 часа. Зарисовки костюма (сарафан, кокошник). Репродукции.
5.3 Скоморох. Теория-2 час, практика-6 часа. Создание художественного образа. Репродукции. Бумага, гуашь.
- Красота весеннего пробуждения. (44 часа )
6.1 Что такое « легкие» и « холодные» цвета. Теория -2 час, практика-6 часа. Работа с палитрой. Цветоведение. Гуашь.
6.2 Букет для мамы. Теория -2 час, практика-6часа. Способы изображения природных форм , крупные и мелкие формы, их взаимодействие в листе. Передача светом и цветом настроения. Основные и дополнительные цвета, их взаимодействие, совершенствование различных кистевых приемов.
6.3 Этюды, зарисовки разных животных. Последовательность рисования животных. Теория -4часа, практика-8 часа. Выявление образа через форму, фактуру, цвет.
6.4 Какого цвета весна. Теория- 2 час, практика-6часа. Разнообразие зеленого цвета. Цветение сакуры. Просмотр репродукций с работ китайских художников ( Хокусай), этюды И. Левитана. Техника : акварель.
6.5 Рисование с натуры. Теория 2 час, практика-2 час. Рисование с натуры ветки вербы, весенних цветов, стрекоз, улиток.
6.6 Весенний лес. Теория-2 час, практика-2 час. Состояние в природе ( закат, ночь, утро, дождь ). Репродукции с картин Васильева, Куинджи. Техника : акварель. Выставка работ детей по теме.
- Лето в деревне.( зарисовки по памяти домашних животных, птиц, бабочек, улиток, стрекоз) 4 часа. Теория -2час, практика-2час. Выявление образа через фактуру. Предварительное задание : зарисовки животных, бабочек, птиц. ( силуэт) по памяти.
- Подведение итогов. Выставка работ. (2 часа). По итогам года оформляется выставка работ всех обучающихся.
Учебно-тематический план
2 год обучения
(144 часа)
№ п/п | Название темы
|
Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Техника безопасности; комплектования группы; Инструктаж по охране труда. | 2 | 2 | — | |
1 | Воспоминание о лете | 18 | 3 | 15 |
1.1 | Просмотр летних работ. Мои краски (упражнения по цветоведению). Рисование по сырому (облака, цветы),теплые и холодные цвета. | 6 | 1 | 5 |
1.2 | Зарисовка растений с натуры. ( Прогулка в парк, сбор материала). Составление композиции, самостоятельная творческая работа- зарисовка с натуры. | 6 | 1 | 5 |
1.3 | Живописная композиция « Это было летом». Творческое задание. Смешанная техника: акварель, гуашь, восковые мелки, фломастеры. Выставка детских работ по теме. | 6 | 1 | 5 |
2 | Осень пришла | 10 | 3 | 7 |
2.1 | Цветоведение: получение сложных цветов. | 4 | 1 | 3 |
2.2 | Рисование композиции по памяти « Деревья осенью». | 6 | 2 | 4 |
3 | Орнамент | 8 | 2 | 6 |
3.1 | Что такое орнамент? Роспись молочной кружки. | 4 | 1 | 3 |
3.2 | Геометрический орнамент. Роспись греческой вазы. | 4 | 1 | 3 |
4 | Зимний пейзаж | 16 | 4 | 12 |
4.1 | Вид из школьного окна | 4 | 1 | 3 |
4.2 | Новогодняя открытка | 4 | 1 | 3 |
4.3 | У птичьей кормушки | 4 | 1 | 3 |
4.4 | Иллюстрация к сказке Г-Х. Андерсена « Снежная королева». | 4 | 1 | 3 |
5 | Соседи по планете (кошки, собаки, лошади). Последовательность рисования животных. | 8 | 2 | 6 |
6 | Иллюстрации к сказкам П. Бажова | 8 | 2 | 6 |
7 | Рисование на стекле | 16 | 4 | 12 |
7.1 | Рисование орнамента | 4 | 1 | 3 |
7.2 | Рисование цветов | 4 | 1 | 3 |
7.3 | Рисование двумя красками | 4 | 1 | 3 |
7.4 | Поход в цирк. Клоун. | 4 | 1 | 3 |
8 | Гармония жилья и природы. | 36 | 11 | 25 |
8.1 | Русская деревня весной. | 4 | 1 | 3 |
8.2 | Русь деревянная. Древне-русские города. | 6 | 2 | 4 |
8.3 | Интерьер русской избы ( сундуки) | 4 | 1 | 3 |
8.4 | Зарисовки бытовых предметов | 6 | 2 | 4 |
8.5 | Работа по тонированной бумаге. Архитектура из простейших геометрических фигур ( главка, луковка, шатер, барабан) | 4 | 1 | 3 |
8.6 | Наш город украшают фонари | 4 | 1 | 3 |
8.7 | Мосты и решетки Санкт-Петербурга. | 8 | 3 | 5 |
9 | Праздничные композиции. | 12 | 3 | 9 |
9.1 | Зимние праздники (Рождество, Святки). | 4 | 1 | 3 |
9.2 | Пасхальный натюрморт. Пасхальные яйца. | 4 | 1 | 3 |
9.3 | Вербное воскресенье | 4 | 1 | 3 |
10 | Натюрморт. | 8 | 2 | 6 |
10.1 | Натюрморт из цветов и фруктов | 4 | 1 | 3 |
10.2 | Декоративный натюрморт | 4 | 1 | 3 |
11 | Выставка работ. Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 |
12 | Итого | 144 | 39 | 105 |
Содержание образовательной программы — 2 год обучения.
Техника безопасности; комплектования группы; Инструктаж по охране труда. (2 часа). Теория. Просмотр летних работ. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами (кисти, карандаши, мелки) и красками.
- Воспоминание о лете. (18 часов) Теория- 1 час, практика-5 часов.
- Просмотр летних работ. Мои краски (упражнения по цветоведению). Рисование по сырому (облака, цветы), теплые и холодные цвета.
- Зарисовка растений с натуры. Работа с основными цветами и их производными. Повторение различных приемов работы кистью: пятно, линия, мазок. ( Прогулка в парк, сбор, материала). Составление композиции, самостоятельная творческая работа — зарисовка с натуры.
- Живописная композиция «Это было летом» Теория-1 час, практика-5 часов. Творческое задание. Смешанная техника: акварель, гуашь, восковые мелки, фломастеры. Выставка детских работ по теме.
- Осень пришла (10 часов)
- Цветоведение: получение сложных цветов. Теория-3 часа, практика-7 часов. Сад доброго волшебника. Сад злого волшебника.
- Рисование композиции по памяти « Деревья осенью». Развитие воображения, поиски новых цветовых сочетаний , полученных при работе « по сырому».
- Орнамент (8 часов). Теория -2 часа, практика- 6 часов.
- Что такое орнамент? Роспись молочной кружки. Составление несложного орнамента, ритм, различные варианты повтора. Развитие моторики, графических навыков.
- Геометрический орнамент. Роспись греческой вазы.
4.Зимний пейзаж (16 часов). Теория-4 часа, практика-12 часов.
4.1 Вид из школьного окна. Работа с палитрой (цветоведение). Белый и черный цвет, их оттенки, смешение с другими цветами.
4.2 Новогодняя открытка. Беседа о симметрии. Новогодние игрушки с элементами зимнего пейзажа.
4.3 «У птичьей кормушки». Зарисовки птиц в движении.
4.4 Иллюстрация к сказке « Морозко». Работа по загрунтованному листу. Портрет в композиции. Создание художественного образа композиционными средствами, цветом. Выставка детских работ по теме.
- Соседи по планете (кошки, собаки, лошади). Последовательность рисования животных. (8 часов). Теория – 2часа, практика -6 часов. Наблюдения и зарисовки в зоопарке. Просмотр рисунков художников-анималистов. Выставка детских работ.
- Иллюстрации к сказкам П. Бажова ( 8 часов). Теория –2 часа, практика -6 часов. Композиционные средства и их роль в передаче художественного образа. Приемы работы штрихом и линией, техника цветного карандаша. Выставка работ учащихся.
- 7. Рисование нс стекле (16 часов). Теория -4 часа, практика -12 часов.
7.1 Рисование орнамента, эскиз, нанесение рисунка на стекло.
7.2 Рисование цветов. Предварительное задание: зарисовка цветов.
7.3 Рисуем двумя красками. Создание многофигурной композиции- возможность выразить общую динамику.
7.4 Поход в цирк. Клоун и дрессированные животные.
- Гармония жилья и природы. (36 часов). Теория -11 часов, практика-25 часов.
8.1 Русская деревня весной. Русская изба, мельница. Материалы: тушь, акварель.
8.2 Русь деревянная. Древне-русские города. Беседа об архитектуре. Образное восприятие форм, объема, связь природных форм и архитектуры, понятие стиля, пропорции, символика форм. Древнерусские города России. Постройки о. Кижи. Материалы: гелевая ручка, гуашь.
8.3 Интерьер русской избы. (сундуки).
8.4 Зарисовки предметов быта. Наглядная перспектива. Передача объема светотенью.
8.5 Символы города: кораблик, ангел. Работа по тонированной бумаге. Архитектура их простейших геометрических фигур (главка, луковка, шатер, барабан).
8.6. Наш город украшают фонари. Образное восприятие форм и объема, связь природных форм и архитектуры, понятие стиля, пропорции, символика форм. Материалы: тушь, перо, тростниковое перо.
8.7 Мосты и решетки Санкт-Петербурга. Мосты, купола, шпили, чугунное кружево Санкт-Петербурга. Создание композиций по впечатлениям от экскурсий. Развитие наблюдательности и творческой памяти. Развитие графических навыков ( линия, штрих ).
- Праздничные композиции (12 часов). Теория -3 часа, практика- 9 часов.
9.1 Зимние праздники (Рождество, Святки). Развитие образных представлений, воображения. Передача светом настроения.
9.2 Пасхальный натюрморт. Пасхальные яйца. Композиционные средства их нескольких предметов. Передача светом настроя праздника. Совершенствование навыков работы линией, приемов работы тонкой кистью.
9.3 Вербное воскресенье. Ветка вербы. Предварительное задание: беспредметная композиция (изобразить цветом колокольный звон: набат, благовест)
- Натюрморт. (8 часов). Теория-2 часа, практика- 6 часов.
10.1 Натюрморт из цветов и фруктов. Поиск композиционного решения в эскизах, основные, дополнительные цвета, гармония цветовых отношений, передача освещенности (светлые и теплые цветовые отношения). Композиционные средства и их роль в передаче художественного образа.
10.2 Декоративный натюрморт. Пятно, линия, орнаментальность, гармония 3-4 цветовых отношений и формы.
- Выставка работ. Подведение итогов. 2 часа. По итогам года оформляется выставка работ всех обучающихся.
В зависимости от подготовки, уровня развития навыков и творческих потребностей детей педагог может изменять темы и количество часов на выполнение работ
В работе над натуральными постановками необходимо развивать у детей эмоциональное отношение к изображаемым объектам для создания обобщенно-живописного образа (возможно использование музыкальных литературных образов в качестве вспомогательного средства). Композиционная работа должна быть положена в основу метода обучения изобразительному искусству (пейзаж, натюрморт, сюжетная композиция ). Выразительность изображения зависит от способности вычленить предмет в пространстве, от композиционного восприятия его, от вписанности предметов в прямоугольник картинной плоскости.
В ходе работы необходимо опираться на непосредственное наблюдение натуры. На этом этапе будут полезны вспомогательные задания: наброски, зарисовки и последующая обработка их с использованием различных графических приемов.
В процессе работы над натюрмортом, композицией, городским пейзажем (работа по памяти, в основу цветового решения ложится локальный цвет. Понимание локального цвета – уже значительное достижение. Дальнейшее развитие цветовосприятия и понимание живописного решения связано с наблюдением локального цвета в цветовоздушной среде.
Главным на протяжении всех лет обучения является знакомство со средствами изобразительного искусства, работа по раскрытию образа с помощью этих средств.
На занятиях присутствуют все виды деятельности: подражательный, поисковый, творческий, познавательный, коммуникативный, ценностно- ориетированный.
Программа предполагает кроме развития навыков работы в различных изобразительных техниках, дать основы художественной грамоты: наглядная перспектива, закономерности построения предметов несложной формы в перспективе, передача объема светотенью.
Формы, методы и приемы обучения в изостудии.
В ходе проведения занятий педагог применяет приемы сообщения информации (беседа, объяснение), приемы демонстрации репродукций, иллюстраций и пр. наглядного материала, организации самостоятельной деятельности и др. На первом году обучения предполагается познакомить детей с приемами работы карандашом и кистью (различными способами штриховки, разнохарактерными линиями), основами цветоведения (колорит, принцип смешивания красок, передачи цветом настроения, состояния), основами композиции.
Формы проведения занятий: беседы, выставки, игры, экскурсии, практические занятия и др. Процесс обучения строится с учетом индивидуальных способностей детей. В ходе освоения программы учитывается темп специальных умений и навыков. Тематика занятий выбирается с учетом интересов детей, возможности самовыражения. Теория закрепляется одновременно в процессе практических занятий.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий.
Словесные методы обучения :устное изложение, беседа, дискуссия, анализ изобразительного произведения и др.
Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций, показ исполнения педагогом, наблюдение, работа по образцу.
Практические методы обучения: выполнение творческих работ.
Работа над темой строится с опорой на экскурсии и зарисовки, постановки в группе, лекции с демонстрацией репродукций, разбор работ после завершения темы, постоянное оформление небольших выставок по мере завершения темы.
Программа построена на принципе от простого к сложному. Все знания и умения приобретаются в практических занятиях. Задания по рисованию с натуры обеспечивают развитие наблюдательности, зрительной памяти. Проводятся беседы по цветоведению, показ методов рисования, лучших детских работ, репродукций, иллюстраций, фотографий. Обучающиеся знакомятся с творчеством известных художников.
Материально-техническое обеспечение программы.
— помещение;
-мольберты или парты с наклонной доской;
-Столики-подставки для постановки;
-стеллажи;
-Проектор;
-Коммпьютр;
— репродукции;
— методическая литература;
— кисти различной формы, толщины, гуашь, акварель, тушь, бумага и пр. инструменты и материал
Методическое обеспечение образовательной программы
Тема программы | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал,
техническое оснащение занятий |
Формы подведения итогов |
Техника безопасности; комплектования группы; Инструктаж по охране труда. | Беседа | Вводное занятие. Знакомство с программой.
Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Правила поведения на занятии. Оборудование живописца.
|
Учебный кабинет
(столы, стулья, интерактивная доска) |
Опрос |
1.Воспоминание о лете.
1.1Знакомство с красками. Семь цветов радуги. |
изложение информации,
Практическое занятие |
Памятка работы с инструментами,инструкционные карты
Образцы рисунков |
репродукции картин художников разных жанров
Простой карандаш, циркуль, цветные карандаши, кисточка краски, бумага для рисования |
Обсуждение
опрос |
1.2«Цветик-семицветик».
|
Беседа, практическое занятие | словесные
наглядные практические |
методическая литература, интернет, раздаточный материал.на листе, акварель, кисти, палитра
|
обсуждение
практическая работа Объяснительноиллюстративная
|
1.3Композиционное построение рисунка
|
исследовательская
беседа в сочетании с практической работой |
словесные
наглядные практические |
методическая литература, интернет, раздаточный материал
на листе, акварель, кисти, палитра
|
обсуждение
практическая работа Объяснительно-иллюстративный |
1.4 Холодная цветовая гамма
|
исследовательская
беседа в сочетании с практической работой |
Словесные
наглядные игровые беседа с детьми практические
|
наглядные пособия
на листе, акварель, кисти, палитра
|
практическая работа Объяснительно-иллюстративный
|
2.Осень пришла
2.1Композиция «Золотая осень»
|
изложение информации
практическая работа Выполнение декоративной композиции |
словесные
наглядные с практической работой |
Композиция,
репродукции картин художников разных жанров на листе, акварель, кисти, палитра
|
практическая работа
Объяснительно-иллюстративный |
2.2 Рисование с натуры | изложение информации
просмотр картин практическая работа
|
словесные
наглядные
|
компьютер,
репродукции картин художников разных жанров акварель, кисти, бумага, карандаш,
|
практическая работа
Объяснительно-иллюстративный |
2.3Тематическое рисование (мокрый лист)
|
изложение информации
практическая работа Выполнение декоративной композиции
|
словесные
наглядные проблемно-поисковые |
наглядные пособия, бумага, карандаш, гелиевые ручки, маркеры
|
практическая работа
опрос |
2.4Теплая цветовая гамма | изложение информации
просмотр проектора, литературы и наглядные пособия
|
словесные
наглядные практическая работа
|
Проектр
компьютер интернет справочная литература наглядные пособия интернет Бумага, карандаш, краски, |
опрос
обсуждения практическая работа Объяснительно-иллюстративный |
3.Народные промыслы.
3.1«Золотая Хохлома»
|
изложение информации
просмотр проектора, литературы и наглядные пособия |
наглядные исследовательские
|
Проектр
компьютер интернет справочная литература наглядные пособия интернет Бумага, карандаш, краски, клей, цветная бумага, ножницы |
обсуждение
анализ опрос Объяснительно-иллюстративный практика |
3.2Декоративное рисование | Изложение материала
практическая работа Выполнение декоративной композиции
|
практическая работа
|
наглядные пособия
Бумага, гуашь, кисть |
практическая работа
Объяснительно-иллюстративный |
3.3 Работа с бумагой: аппликация, оригами, коллаж
|
Изложение материала
практическая работа
|
практическая работа
|
Проектр
компьютер интернет справочная литература наглядные пособия интернет Бумага, карандаш, краски, клей, цветная бумага, ножницы |
опрос
обсуждения практическая работа Объяснительно-иллюстративный |
3.4 Витраж | Изложение материала
практическая работа
|
практическая работа
|
методическая литература, интернет,
наглядные пособия рамка, обводка, краска, карандаш, эскиз |
опрос
обсуждения практическая работа Объяснительно-иллюстративный |
3.5
Мини-композиция |
Выполнение декоративной композиции | практическая работа
|
методическая литература, интернет,
наглядные пособия, репродукции картин художников разных жанров Бумага, акварель, гуашь, кисть |
практическая работа
опрос выставка работ |
4.В гостях у сказки
4.1Витраж (закрепление)
|
Выполнение декоративной композиции | практическая работа | методическая литература,
наглядные пособия Бумага, акварель, гуашь, кисть Кисти, рамка |
опрос
обсуждения практическая работа |
4.2 Рисование с натуры
|
практическая работа
|
практическая работа
словесные наглядные |
методическая литература,
наглядные пособия бумага, гуашь, кисти
|
опрос
обсуждения практическая работа
|
4.3 Сказочный букет (рисование с натуры)
|
изложение информации
просмотр примеров, литературы и наглядные пособия
|
практическая работа
словесные наглядные |
методическая литература,
наглядные пособия клей, резак, бумага, кисти, краски |
практическая работа
наглядный, Объяснительно-иллюстративный |
4.4 Тематическое рисование (двумя цветами) | Применение наработанных навыков | практическая работа
словесные наглядные |
методическая литература,
наглядные пособия Бумага, акварель, гуашь, кисть Кисти |
практическая работа
Объяснительно-иллюстративный Опрос, выставка работ |
5.Народные праздники
5.1 Масленица
|
Применение наработанных навыков | практическая работа
словесные наглядные |
Окружающий мир Бумага, акварель, гуашь, кисть | практическая работа
опрос |
5.2 Русская красавица
|
Применение наработанных навыков | практическая работа
словесные наглядные |
Окружающий мир
Бумага, акварель, гуашь, кисть |
практическая работа
опрос |
5.3 Скоморох | Применение наработанных навыков | практическая работа
словесные наглядные |
Построение
Бумага, акварель, гуашь, кисть |
итоговый тест
анализ |
6.Красота весеннего пробуждения
6.1 Что такое « легкие» и « холодные» цвета ?
|
изложение информации
практическая работа Выполнение композиции |
словесные
наглядные практические |
Проектр
компьютер интернет справочная литература наглядные пособия интернет Бумага, карандаш, краски, |
обсуждение
практическая работа Объяснительно-иллюстративный |
6.2 Букет для мамы
|
изложение информации
практическая работа Выполнение декоративной композиции |
практическая работа
словесные наглядные |
репродукции картин художников разных жанров
Простой карандаш, цветные карандаши, кисточка краски, бумага для рисования |
обсуждение
практическая работа Объяснительно-иллюстративный |
6.3Этюды, зарисовки разных животных
|
Применение наработанных навыков | практическая работа
словесные наглядные |
Проектр
компьютер интернет справочная литература наглядные пособия интернет Бумага, карандаш, краски, |
обсуждение
практическая работа Объяснительно-иллюстративный |
6.4 Какого цвета весна
|
Применение наработанных навыков | словесные
наглядные практические |
карандаши,
кисточка краски, бумага для рисования |
обсуждение
практическая работа Объяснительно-иллюстративный |
6.5 Рисование с натуры
|
изложение информации
практическая работа Выполнение композиции |
практическая работа
словесные наглядные |
репродукции картин художников разных жанров
карандаши, кисточка краски, бумага для рисования |
обсуждение
практическая работа Объяснительно-иллюстративный Выставка работ |
6.6 Весенний лес | Практическое занятие | словесные
наглядные практические |
карандаши,
кисточка краски, бумага для рисования |
обсуждение
практическая работа Объяснительно-иллюстративный |
7. Лето в деревне (зарисовка по памяти домашних животных, птиц, бабочек, улиток, стрекоз)
|
изложение информации,
Практическое занятие |
практическая работа
словесные наглядные |
карандаши,
кисточка краски, бумага для рисования |
обсуждение
практическая работа Объяснительно-иллюстративный |
8. Подведение итогов |
Применение наработанных навыков |
практическая работа словесные наглядные |
карандаши, кисточка краски, бумага для рисования |
Выставка работ Опрос анализ |
Литература для педагога
1.Белый А. « Теория символизма»- М. 1994 г
2.Герчук Ю.А. « Что такое орнамент»- М. 1998 г
- Даниэль С. «Искусство видеть».М. Искусство 1989 г.
- Зайцев А. С. « Наука о цвете и живопись» -М . Искусство 1986 г
- Кандинский В.О. « О духовном в искусстве . Точка и линия на плоскости»- СПб. Азбука 2001 г.
- Князева О. Л. « Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» М. 1999
- Лотман Ю. Н. « Беседы о русской культуре» СПб. Искусство. 1994 г
- Осорина М. В. « Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». СПб. Питер, 1999 г.
- Пыляев М. И. « Старый Петербург» — СПб. ИКПА. 1991 г.
- Топоров В. Н. « Геометрические символы» (энциклопедия «мифы народов мира» ) М. 1980 г.
- Турчин В. С, « По лабиринтам авангарда» — М. МГУ .1993 г.
- Фаворский В. А. « Литературно- теоретическое наследие»- М. 1998 г.
- Флоренский В.А. « Избранные труды по искусству» -М. 1996 г.
Литература для обучающихся.
1.Боярский П.В. « Седлайте коней» ( как рисовать лошадь), Детская литература, М, 1983 г
- Зеленина Е. Л. « Играем, познаем, рисуем.» М. 1996 г
- Пыляев М.И, « Старый Петербург» СПб: ИКПА, 1991 г
- Топоров В.Н. « Геометрические символы» -М. 1980 г