<<< Рабочие программы начального общего образования
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, примерных программ по учебным предметам.
Начальная школа М., Просвещение, 2011 — (стандарты второго поколения), авторской программы Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой «Математика» (образовательная система «Перспектива»).
Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребенок учится познавать окружающий мир, решать жизненно-важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей. Данная программа определяет начальный этап непрерывного курса математики, разрабатываемого с позиции усиления общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования подрастающего человека как личности. Предлагаемая система обучения опирается на эмоциональный и образный компонент мышления младшего школьника и предполагает формирование обогащенных математических знаний, умений на основе использования широкой интеграции математики с другими областями знания и культуры. Данная программа на один учебный год, всего 136 часов (4 часа в неделю).
В результате обучения математики реализуются следующие цели:
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Методика обучения математики ориентирована на решение следующих задач:
- развитие числовой грамотности учащихся;
- формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов- действий и повышения интеллектуальной емкости математического материала;
- формирование умений переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов и т. д.;
- развитие умения измерять величину и проводить вычисления, связанные с величинами;
- развитие творческих способностей учащихся;
- формирование и развитие познавательных интересов.
Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений;
рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу находящим применение в учебной практике; система упражнений, направленная на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях.
Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач. В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (УУД) (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Математика» является формирование следующих умений:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения задачи;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебных задач;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- перерабатывать полученную информацию;
- наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других;
- формировать свою мысль в устной письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Содержание программы.
Числа и действия над ними
Тысяча как новая счетная единица. Счет тысячами. Класс единиц и класс тысяч. Первый, второй и третий разряды в классе единиц и классе тысяч. Счет тысячами, сотнями, десятками и единицами в пределах 1 000 000. Разрядный состав многозначного числа в пределах 1 000 000.
Приемы сложения и вычитания многозначных чисел в пределах 1 000 000, основанные на знании нумерации и способов образования числа.
Умножение и деление на 1000, 10 000 и т. д. Умножение и деление круглых чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах миллиона.
Умножение и деление на трехзначное число.
Решение составных задач в 2—5 действий на нахождение неизвестного по двум разностям, на нахождение неизвестного по сумме и кратному отношению, на встречное движение и движение в противоположных направлениях, на исключение одной из величин, на нахождение дроби числа и числа по его дроби.
Геометрические фигуры и их свойства Угол. Имя угла. Виды углов: прямой, острый и тупой углы. Раскраска и перегибание фигур. Преобразование фигур на плоскости. Симметрия фигур. Объединение и пересечение фигур. Пересекающиеся прямые. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые, параллельные прямые. Координатный угол. Координаты точки. Конус. Цилиндр. Шар. Простейшие сечения круглых тел.
Величины и их измерение
Площадь геометрической фигуры и ее измерение. Палетка. Равновеликие фигуры. Равносоставленные фигуры. Единицы площади: квадратный километр, ар, гектар. Соотношение между единицами площади. Приближенное вычисление площадей. Площадь прямоугольника. (Геометрия на клетчатой бумаге: площадь треугольника, параллелограмма, ромба и др.)
Объем куба. Единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы времени: секунда, век.
Четыре действия со значениями величин. Перевод единиц измерения.
- Числа от 100 до 1000 : — повторение (16 часов);
- Прием рациональных вычислений (35 часов).
- Числа, которые больше 1000. Нумерация (13 часов).
- Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (12 часов).
- Числа, которые больше . Умножение и деление (60 часов.
Итого-136 часов
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Предметными результатами изучения курса «Математика» является формирование следующих умений:
- освоение начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- формирование основ логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;- читать и записывать дробные числа;- сравнивать доли предмета;- выполнять умножение и деление на трехзначное число;
- составлять задачу по ее краткой записи, таблице, чертежу и т. д.;
- решать задачи в 4-5 действий;
- копировать и преобразовывать изображение прямоугольного параллелепипеда на клетчатой бумаге, дорисовывая недостающие элементы;
- находить периметр и площадь плоской ступенчатой фигуры по указанным на чертеже размерам.
Для отслеживания результатов предусмотрены следующие формы контроля:
- Текущий контроль его можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме:
- самостоятельная работа;
- математический диктант;
- самооценка и самоконтроль;
- Тематический контроль;
- 3. Итоговый контроль: комплексная итоговая работа по итогам обучения.
Формы урока:
- урок изучения нового материала;
- урок совершенствования знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок контроля и самоконтроля;
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы обучающихся, работу в парах, проектную деятельность.
Календарно-тематическое планирование
№
урока |
Тема
урока |
Контроль
|
Практика(содержание урока)
|
Кол-во
часов |
|
1-3. | Числа от 100 до 1000 (повторение). | текущий | Число как результат счёта предметов. Порядок следования при счёте. | 3ч. | |
4. | Умножение на однозначное число. Повторение. | текущий | Устные и письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Величины и зависимости между ними, именованные числа, их преобразование, сравнение. | 1ч. | |
5-6. | Деление на однозначное число.
С. 13-17. |
.
текущий |
Устные и письменные приёмы деления трёхзначного числа на однозначное. Деление с остатком. | 2ч. | |
7-8. | Числовые выражения.
С. 17-22. |
текущий | Компоненты сложения, вычитания, умножения, деления. Сравнение числовых выражений. | 2ч. | |
9-11. | Диагональ многоугольника.
С. 23-28. |
текущий | Отрезок, соединяющий две вершины многоугольника. | 3ч. | |
12-13. | Порядок действий в выражениях со скобками.
С. 29-32. |
текущий | Повторить порядок действий в выражениях со скобками и без. | 2ч. | |
14. | Административная входная комбинированная контрольная работа (40 мин). | контрольная работа | Применение изученных способов действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | 1ч. | |
15. | Анализ ошибок и коррекция знаний. Группировка слагаемых. С. 33-34.
|
текущий | Находить суммы нескольких слагаемых при помощи группировки слагаемых разными способами. | 1ч. | |
16. | Группировка слагаемых.
С. 35.
|
текущий | Находить суммы нескольких слагаемых при помощи группировки слагаемых разными способами. | 1ч. | |
17-18. | Округление слагаемых.
С. 36-39. |
. текущий | Познакомить со способом округления чисел до круглого числа и нахождения результата. | 2ч. | |
19-20. | Умножение чисел на 10 и на 100. | .
|
Познакомить с приёмами умножения чисел на 10 и на 100. | 2ч. | |
21-22. | Умножение числа на произведение. | текущий | Познакомить с приёмами умножения числа на произведение. Дать понять, что значение произведения нескольких множителей не меняется от порядка выполнения действий. | 2ч. | |
23. | Комбинированная контрольная работа № 1 «Группировка слагаемых» (40 мин). | Контрольная работа | Применение изученных способов действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | 1ч. | |
24. | Анализ ошибок и коррекция знаний. Окружность и круг.
|
текущий | Корректировка знаний учащихся по итогам контрольной работы. Познакомить с новыми понятиями (круг, окружность, радиус, диаметр). Умение пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. | 1ч. | |
25-26. | Среднее арифметическое. | текущий | Ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения; умение находить среднее арифметическое нескольких чисел, применять эти знания при решении задач. | 2ч. | |
27-28. | Умножение двузначного числа на круглые десятки. | текущий | Правила умножения чисел на 10 и 100; совершенствование вычислительных навыков. | 2ч. | |
29-31. | Скорость. Время. Расстояние. | текущий | Сформулировать представление о новых величинах: скорость, время, расстояние; познакомить с единицами измерения скорости и способом их записи; развивать умение решать задачи на нахождение скорости, времени и расстояния. | 3ч. | |
32-33. | Письменное умножение двузначного числа на двузначное. | текущий | Умножение двузначного числа на двузначное. Алгоритм письменного умножения данного вида. | 2ч. | |
34-35. | Виды треугольников. | текущий | Правильно называть элементы угла – вершины и его стороны, правильно называть и обозначать угол с помощью трёх и одной букв; распознавать острые, тупые и прямые углы. | 2ч. | |
36-37. | Деление круглых чисел на 10 и на 100. | текущий | Способы деления круглых чисел и формирование умения решать задачи на деление с использованием нового числового материала. | 2ч. | |
38. | Комбинированная контрольная работа №2 по теме «Умножение на двузначное число» (40 мин). | контрольная работа | Применение изученных способов действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | 1ч. | |
39. | Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение изученного. | текущий | Корректировка знаний учащихся по итогам контрольной работы. | 1ч. | |
40.
|
Деление числа на произведение. | текущий | Вывести правило деления числа на произведение, установить случаи использования этого правила в вычислениях. | 1ч. | |
41. | Цилиндр. | текущий | Модель фигуры, части цилиндра. | 1ч. | |
42-43. | Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам. | текущий | Знакомство с задачами нового вида. | 2ч. | |
44-45. | Деление круглых чисел на круглые десятки. | текущий | Приёмы деления многозначных круглых чисел на круглые десятки. | 2ч. | |
46. | Деление на двузначное число. | текущий | Формирование умения делить трёхзначное число на двухзначное число, когда в записи частного одна или две цифры, умение выполнять деление с остатком.
|
1ч. | |
47. | Комбинированная контрольная работа №3 по теме «Деление на двузначное число» (40 мин). | контрольная работа. | Применение изученных способов действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | 1ч. | |
48. | Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Деление на двузначное число». | текущий | Корректировка знаний учащихся по итогам контрольной работы. | 1ч. | |
49. | Деление на двузначное число. | текущий | Формирование умения делить трёхзначное число на двухзначное число, когда в записи частного одна или две цифры, умение выполнять деление с остатком. | 1ч. | |
50-52. | Нумерация. Тысяча. Счёт сотнями. | текущий | Запись многозначных чисел, сравнение. | 3ч. | |
53. | Десяток тысяч. Счёт десятками тысяч. | текущий | Приёмы сложения и вычитания любых многозначных чисел.
|
1ч. | |
54. | Сотня тысяч. Счёт сотнями тысяч. Миллион. | текущий | Приёмы сложения и вычитания любых многозначных чисел. | 1ч. | |
55. | Виды углов. | текущий | Знакомство с понятиями: «угол», «стороны угла», «вершина угла», «острый угол», «тупой угол»; учить распознавать виды углов на чертеже. | 1ч. | |
56. | Разряды и классы чисел. | текущий | Приёмы сложения и вычитания любых многозначных чисел. | 1ч. | |
57. | Конус. | текущий | Модель фигуры, части конуса.
|
1ч. | |
58. | Административная рубежная комбинированная контрольная работа за 1 полугодие (40 мин). | контрольная работа. | Применение изученных способов действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | 1ч. | |
59. | Анализ ошибок и коррекция знаний. Миллиметр. | Корректировка знаний учащихся по итогам контрольной работы. Расширение знаний детей о единицах длины. | 1ч. | ||
60. | Единицы длины. | текущий | Знание величин, единиц длины. | 1ч. | |
61. | Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. | текущий | Решение задач изученных видов. | 1ч. | |
62-63. | Алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел. | текущий | Рациональный способ сложения, группировка. | 2ч. | |
64-65. | Центнер и тонна. | текущий | Новые единицы массы; соотношение тонны и центнера с уже известной единицей – килограммом. | 2ч. | |
66-67. | Доли и дроби. | текущий | Понятия: доли и дроби; чтение, запись и графическое изображение долей и дробей. | 2ч. | |
68- 69. | Единица времени – секунда. | текущий | Познакомить с новой единицей времени – секундой; повторить изученные ранее единицы времени. | 2ч. | |
70-71. | Сложение и вычитание величин. | текущий | Единицы массы, преобразование именованных чисел в более мелкие единицы измерения и наоборот. Сложение и вычитание величин. | 2ч. | |
72. | Повторение по теме «Именованные числа». | текущий | Преобразование именованных чисел в более мелкие единицы измерения и наоборот. Сложение и вычитание величин. | 1ч. | |
73. | Комбинированная контрольная работа №5 по теме «Именованные числа» (40 мин). | контрольная работа. | Применение изученных способов действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | 1ч. | |
74. | Анализ ошибок и коррекция знаний. Умножение многозначного числа на однозначное. | текущий | Корректировка знаний учащихся по итогам контрольной работы. Расширение знаний детей о приёме умножения многозначного числа на однозначное. | 1ч. | |
75. | Умножение многозначного числа на однозначное. | текущий | Алгоритм умножения на однозначное число. | 1ч. | |
76-77. | Умножение на 10, 100, 1000, 10000, 100000. Деление числа, которое оканчивается нулями, на 10, 100, 10000, 100000. | текущий | Приём умножения многозначных чисел на 10, 100, 1000, 10000, 100000. | 2ч. | |
78-79. | Нахождение дроби от числа. | текущий | Знакомство с новым видом задач на нахождение дроби от числа. Уметь применять знания на практике. | 2ч. | |
80. | Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи. | текущий | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на круглое. | 1ч. | |
81. | Таблица единиц длины. | текущий | Знание величин и единиц их измерения. | 1ч. | |
82. | Комбинированная контрольная работа №6 по теме «Дроби» (40 мин). | контрольная работа. | Применение изученных способов действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | 1ч. | |
83. | Анализ ошибок и коррекция знаний. Задачи на движение. | текущий | Корректировка знаний учащихся по итогам контрольной работы. Повторение знаний детей о задачах на движение. | 1ч. | |
84-86. | Задачи на встречное движение. | текущий | Новый вид задач на встречное движение. | 3ч. | |
87-88. | Таблица единиц массы. | текущий | Знание величин и единиц их измерения. | 2ч. | |
89-91. | Задачи на движение в противоположных направлениях. | текущий | Новый вид задач на движение. | 3ч. | |
92-93. | Умножение на двузначное число. | текущий | Письменное умножение на двузначное число. | 2ч. | |
94-95. | Задачи на движение в одном направлении. | текущий | Новый вид задач на движение. | 2ч. | |
96. | Повторение изученного. | текущий | Вычислительные навыки при преобразовании именованных чисел, умножении на двузначные числа. | 1ч. | |
97. | Комбинированная контрольная работа №7 по теме «Задачи на движение»
(40 мин). |
контрольная работа. | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий при решении задач на движение. | 1ч. | |
98. | Анализ ошибок и коррекция знаний. Время. Единицы времени. | текущий | Корректировка знаний учащихся по итогам контрольной работы. Расширение знаний детей о величинах. | 1ч. | |
99-101. | Время. Единицы времени. | текущий | Углубление знаний о времени.
|
3ч. | |
102. | Умножение величины на число. Таблица единиц времени.
С. 67-70. |
текущий | Называть время разными способами, используя механические и электронные часы. Знакомство с таблицей времени. | 1ч. | |
103. | Деление многозначного числа на однозначное. Шар. С.71-75. | текущий | Операции деления многозначного числа на однозначное. Образование круга. | 1ч. | |
104 – 105. | Нахождение числа по его дроби. | текущий | Операции нахождения числа по его дроби. | 2ч. | |
106. | Деление чисел, которые оканчиваются одним, двумя, тремя нулями на круглые десятки, сотни и тысячи. С.78 – 81. | текущий | Расширение знаний о делении. | 1ч. | |
107 – 108. | Задачи на движение по реке. | текущий | Создание условий для обучения задачам на движение по реке. | 2ч. | |
109. | Комбинированная контрольная работа №8 по теме «Задачи на движение». | контрольная работа. | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий при решении задач на движение. | 1ч. | |
110. | Анализ ошибок и коррекция знаний. Деление многозначного числа на двузначное. | текущий | Корректировка знаний учащихся по итогам контрольной работы. | 1ч. | |
111. | Деление многозначного числа на двузначное. | текущий | Расширение знаний о делении. | 1ч. | |
112- 113. | Деление величины на число. Деление величины на величину. | текущий | Расширение знаний об алгоритме деления. | 2ч. | |
114- 115. | Ар и гектар. | текущий | Определение новых единиц измерения.
|
2ч. | |
116. | Админи-стративная итоговая комбини-рованная контрольная работа (40 мин). | контрольная работа. | Применение изученных способов действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | 1ч. | |
117. | Анализ ошибок и коррекция знаний. Таблица единиц площади. | текущий | Корректировка знаний учащихся по итогам контрольной работы. | 1ч. | |
118. | Умножение многозначного числа на трёхзначное число. | текущий | Алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное число. | 1ч. | |
119 – 120. | Деление многозначного числа на трёхзначное число. | текущий | Алгоритм деления многозначного числа на трёхзначное число. | 2ч. | |
121-122. | Деление многозначного числа с остатком. | текущий | Алгоритм деления многозначного числа на трёхзначное число с остатком.
|
2ч. | |
123. | Приём округления делителя. | текущий | Алгоритм деления многозначного числа на трёхзначное число при помощи приема округления делителя. | 1ч. | |
124-127. | Особые случаи умножения и деления многозначных чисел. | текущий | Навыки умножения и деления многозначного числа на трёхзначное число. | 4ч. | |
128. | Комбинированная контрольная работа №9 по теме «Задачи на движение» (40 мин). | контрольная работа. | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий при решении задач на движение. | 1ч. | |
129. | Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение вычислений на порядок действий. | текущий | Корректировка знаний учащихся по итогам контрольной работы. | 1ч. | |
130 -136. | Повторение за курс 4 класса. | текущий | Установление зависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Использование формулы пути при решении задач. | 7ч. |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Математика»:
- Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Учебник «Математика» в 2 ч. Ч. 1
- Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Учебник «Математика» в 2 ч. Ч. 2
- Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. «Рабочая тетрадь №1» по математике
- Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. «Рабочая тетрадь №2» по математике