Мастера дизайна. Образовательная программа — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Мастера дизайна. Образовательная программа

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной программы.

Данная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа относиться к художественной направленности. Программа «Мастера дизайна» включает в себя широкие аспекты творческого развития подростка. В данную программу включены такие направления творчества как:  модульное оригами,  вышивка лентами, вязание крючком и бисероплетение.  Все эти направления развивают не только механические навыки, но и  логическое мышление, аккуратность, уважение к труду. Программа дает возможность не только освоить новые техники, но и привнести что-то свое в предлагаемые варианты моделей, а также научиться применять полученные навыки в повседневной жизни.

Изучая техники данной программы ребенок знакомиться, попутно,  с историей и культурой некоторых народов мира.

Новизна, актуальность, педагогическую целесообразность.

  • Новизна

В образовательной программе  представлены четыре популярные техники – модульное оригами, бисероплетение, вязание крючком и вышивка лентами. Эти технологии  гармонично дополняют друг друга,  что позволит технически усложнить изделия. Выбор техник основан на интересе учащихся к декоративно – прикладному творчеству и рукоделию на уроках технологии. Каждое изготовленное изделие будет нести в себе определенную декоративную или практическую  функцию, ребята смогут использовать их для себя или сделать качественный и приятный подарок.

  • Актуальность

При проведении анализа учебных программ по предмету «Технология» 5-7 классов выяснилось, что на модули «Рукоделие» и «Декоративно-прикладное творчество» отведено ограниченное количество времени.  Для того, чтобы заинтересованные в данных техниках (модульное оригами, бисероплетение, вязание крючком и вышивка лентами) учащиеся смогли лучше овладеть ими,  разработан данный курс.

  • Педагогическая целесообразность

Программа рассчитана на учащихся в возрасте 11-14 лет. Данная программа является одним из звеньев учебно –воспитательной работы и призвана решать единые с ней педагогические задачи. Занятия направлены на эстетическое и художественное развитие учащихся, носят воспитательный характер. Здесь открываются широкие возможности для использования фантазии и творчества, развития самоконтроля и аккуратности. Данный курс позволяет реализовать себя в условиях рыночной экономики.

Цель: обеспечение трудового, культурного и эстетического воспитания и развития  подростков, их жизненное и профессиональнее самоопределение.

Задачи:

  • Обучающие:

— изучение технических приемов мастеров прошлого и новых современных приемов;

— обучение владению инструментами, технологическими операциями.

  • Развивающие:

— развитие творческого потенциала;

— развитие образного и пространственного мышления;

— развитие координации движений, согласованности действий глаз и рук;

— развитие внимания.

  • Воспитательные:

— воспитание эстетического отношения к окружающему миру;

— способствовать поиску новых форм декоративного выражения образа;

— воспитание у ребенка коммуникативных качеств, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

— воспитание  аккуратности, вкуса, терпения, уважения к чужому и своему труду;

— помощь в выборе дальнейшего направления своей деятельности.

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ.

Программа «Мастера дизайна» уникальна тем, что включает в себя два видадекоративно — прикладного творчества и два вида рукоделия.Данные  техники выбраны не случайно, они могут дополнить друг друга, что позволит технически усложнить изделие. Изучение техник представлено в следующей последовательности: модульное оригами, бисероплетение, вязание крючком и вышивка лентами. Изучив модульное оригами, ребята смогут дополнить букет цветов в технике модульного оригами цветами из бисера или поставить в вазу из модулей цветы в технике бисероплетения; связав шарф крючком, они смогут украсить его вышивкой лентами.

Программа обучает техникам мастеров прошлого и современных мастеров. Знакомит ребят  с культурой и историей разных народов. Позволяет им проявить свой творческий потенциал, что, впоследствии, может отразиться на выборе профессии.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Данная программа рассчитана на возраст с 11 до 14 лет.  Именно подростковый период обусловлен желанием самореализации, становлением личности и характера. Поэтому необходимо подкреплять это желание методами созидания и создания красивых и нужных вещей, обучению полезным навыкам, применимым не когда-нибудь, а в данный момент. Также участие в реализации программы позволяет учащимся с пользой провести свое время после уроков.

Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Программа «Мастера дизайна» рассчитана на 2 года. На первом году обучения ребята постигают азы и основы техник, изготавливают несложные изделия. 2 год – закрепление знаний и умений, программа усложнена с учетом приобретенных навыков. При  изучении раздела «модульное оригами» ребята изучатсборку поделок в форме кольца и дополнение деталями, сборку поделки из рядов с убавлением и прибавлением модулей, сборку из нескольких отдельных деталей.

На 2 году увеличивается  количество часов на бисероплетение и вязание крючком. В технике бисероплетение предлагается изготовление аксессуаров из бисера (браслеты и ожерелья). В технике вязания крючком предлагается изготовление вязаных аксессуаров (возможно выполнение комплекта).  В разделе вышивка лентами предлагается декорирование вязанных крючком аксессуаров (шапки, сумки).

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся в группах по 15 человек (1-го года обучения) и по 12 человек (2-го года обучения). 2 раза в неделю по 2 занятия с перерывом в 10 мин, чтобы дети могли отдохнуть, а также для проветривания помещения.

Ожидаемые результаты:

  • — безопасными приемами пользования инструментами (ножницы, игла);
  • — навыками конструирования модульного оригами;
  • — навыками вышивки лентами;
  • — навыками вязания крючком;
  • — умение создавать цветы из бисера;
  • — различными технологиями прикладного творчества;
  • — способами изготовления различных форм декоративного выражения образа;
  • — способами изготовления и художественного оформления изделий.

Формы подведения итогов.

Отслеживание результатов освоения программы проводиться в форме выставок, конкурсов творческих работ обучающихся. Проведение анализа и взаимоанализа работ и поделок учащихся.

Учебно-тематический план (1 год)

Название темы Кол-во часов всего Кол-во часов теории Кол-во часов практики
1 Вводное занятие. Техника безопасности 4 4  
2 Модульное оригами

-Композиция «Цветы в вазе» (изготовление цветов и вазы)

-Велосипед – кашпо (элемент интерьера)

— Подставка для карандашей

— Свободная тема

34 2 32

8

 

6

 

8

8

3 Бисероплетение

— Букет «Полевые цветы» (изготовление лепестков колокольчиков, травки, сборка цветов и  букета)

— Букет «Маки и ромашки» (изготовление лепестков и листьев цветов, сборка цветов и букета)

28 2 26

14

 

 

 

12

 

4 Вязание крючком

вязание воздушных петель, столбиков без накида, с накидом

— вязание полотна в форме квадрата, круга

— Подушка в форме круга

— Прихватка «4 квадрата»

— Шарф

— Повязка на голову

38 2 36

6

 

 

4

 

8

6

8

4

5 Вышивка лентами

— Технология   вышивки лентами ( плоский узел,тамбурный  шов, полупетельки с прикрепом,

узелки, вытянутый стежок с прикрепками, вытянутый стежок с завитком, сетка, петелька с глазком,  роза-паутинка, бантик).

— Декорирование полотенец (создание комплекта)

— Декорирование шарфа и повязки

— Панно «Весна»

— Свободная тема

36 2 34

8

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

6

 

6

8

 

6 Итоговые занятия 4 3 1
  ИТОГО: 144 13 131

 

Содержание программы

                                          (1 год обучения)

Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: введение в образовательную программу, комплектование группы, инструменты, техника безопасности. Понятие «Дизайн», направления «дизайна».

Тема 2. Модульное оригами.

Теория: История модульного оригами. Особенности техники модульного оригами

Практика: Технология модульного оригами.  Сборка поделок в форме кольца, сборка рядов модулей. Поделки: композиция «Цветы в вазе», велосипед-кашпо,  подставка для карандашей, свободная тема. Проведение тематической выставки.

Тема 3. Бисероплетение

Теория: История бисероплетения. Виды бисера, дополнительные инструменты и материалы. Техника плетения цветов из бисера.

Практика: технология плетения из бисера. Образцы плетения.  Поделки: «Полевые цветы», «Букет маков и ромашек». Проведение тематической выставки.

Тема 4. Вязание крючком

Теория: История вязания крючком. Крючки и виды ниток. Цвет и композиция. Особенности техники вязания крючком. Условные обозначения.

Практика: образование воздушной петли, вывязывание шнурка из воздушных петель, вывязывание образцов: столбики без накида, столбики с 1 накидом, вязание круга, вязание квадрата. Поделки: подушка в форме круга, прихватка «4 квадрата», шарф и повязка на голову. Проведение тематической выставки.

Тема 5. Вышивка лентами.

Теория: История вышивки лентами. Инструменты и материалы для вышивки. Особенности вышивки лентами.

Практика: технология вышивки лентами.  Плоский узел. Изучение основных декоративных швов (тамбурный шов, полупетельки с прикрепом, узелки, вытянутый стежок с прикрепками, вытянутый стежок с завитком, сетка, петелька с глазком, роза – паутинка, бантик) Поделки: Декорирование полотенец, декорирование шарфа и повязки,панно «Весна», свободная тема. Проведение тематической выставки.

Тема 6. Итоговые занятия.

Теория: обсуждение работ

Практика: организация и проведение  итоговой выставки работ обучающихся.

Учебно-тематический план

(2 год)

№№ Название темы Кол-во часов всего Кол-во часов теории Кол-во часов практики
11 Вводное занятие. Техника безопасности 2 2  
22 Модульное оригами

— Фигура «Кот»

— Фигура «Лебедь»

28 4 24

12

12

23 Бисероплетение

— Образцы плетения. Браслет «Цветок  с восемью лепестками». Браслет  «Цепочка «Крестик». Браслет  «Цепочка ромбами». Браслет  «Цепочка «Соты». Браслет «Шнурок».

— Комплект  «Ожерелье и браслет» (изготовление браслета и ожерелья)

36 2 34

20

 

 

 

 

 

 

14

24 Вязание крючком

— Вязание полотна в форме треугольника, многоугольника

— Вязание образцов ажурных узоров и ажурного мотива

— Вязание домашних тапочек

— Вязание шапки

— Накидка из ажурных мотивов

— Сумка

48 2 46

4

 

 

6

 

6

6

10

 

14

25 Вышивка лентами

—  Декорирование шапки вышивкой

—  Декорирование сумки вышивкой.

—   Декорирование футболки (блузки) вышивкой

—  Панно «Цветочная поляна».

— Свободная тема

26 2 24

4

 

4

 

6

 

6

4

26 Итоговые занятия 4 3 1
  ИТОГО: 144 13 131


Содержание программы

(2 год обучения).

Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: введение в образовательную программу, комплектование группы, инструменты, техника безопасности.

Тема 2. Модульное оригами.

Теория: Повторение особенностей техники модульного оригами, обсуждение сложностей при выполнении прошлых работ.  Прибавление и убавление модулей в ряду.

Практика: Технология модульного оригами. Сборка поделок в форме кольца и дополнение деталями, сборка поделки из рядов с убавлением и прибавлением модулей, сборка из нескольких отдельных деталей. Поделки: «Кот», «Лебедь».  Проведение тематической выставки.

Тема 3. Бисероплетение

Теория:  Виды бисера, дополнительные инструменты и материалы. Повторение техники плетения цветов из бисера. Техника создания браслетов из бисера.

Практика: технология плетения из бисера. Образцы плетения. Поделки: Браслет «Цветок  с восемью лепестками»,браслет « Цепочка «Крестик», браслет «Цепочка ромбами», браслет «Цепочка «Соты», Браслет «Шнурок», комплект «Ожерелье и браслет». Проведение тематической выставки.

Тема 4. Вязание крючком

Теория: Крючки и виды ниток. Особенности техники вязания крючком (прибавление и убавление петель, ажурное вязание)

Практика: Форма «Треугольник», «Многоугольник». Вязание образцов ажурных узоров. Запись их условных обозначений. Вязание ажурного квадратного мотива. Поделки: тапочки, шапка, ажурная накидка из мотивов, сумка. Проведение тематической выставки.

Тема 5. Вышивка лентами.

Теория: Инструменты и материалы для вышивки. Особенности вышивки лентами. Повторение уже известных швов. Новые виды швов.

Практика: технология вышивки лентами. Изучение новых декоративных швов (обвитая наметка, наметка зигзагом, крест, полупетельки с прикрепкой зигзагом). Поделки: декорирование шапки,  декорирование сумки, декорирование футболки (блузки), панно «Цветочная поляна», свободная тема. Проведение тематической выставки.

Тема 6. Итоговые занятия.

Теория: обсуждение работ

Практика: организация и проведение  итоговой выставки работ обучающихся.

 

Материально – техническое обеспечение программы.

  • Цветная бумага для принтера
  • Ножницы
  • Бисер и стеклярус
  • Проволока для плетения
  • Леска
  • Вязальные нитки (смесовые)
  • Крючки для вязания №3 и 4
  • Ленты для вышивки (5мм)
  • Иглы для вышивки лентами
  • Пяльцы
  • Канва
  • Нитки швейные
  • Ткань х\б
  • Папка для инструментов и материалов

Методическое обеспечение образовательной программы.

Первый  год обучения

Тема и разделы программы Методы и приемы проведения занятий Дидактический материал, техническое оснащение занятий Формы подведения итогов
1 Введение в образовательную программу. Техника безопасности беседы Инструкция по технике безопасности, правила работы Мини — выставка
2 Модульное оригами Лекции, творческие практические занятия Образцы готовых изделий, книга «Модульное оригами» О. Валюх / ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Белгород, 2013. Мини — выставка
3 Бисероплетение Лекции, творческие практические занятия Образцы готовых изделий, схемы, книга «Цветы из бисера» под ред. Л. Мартынова, изд. «Культура традиций», Москва, 2003. Мини — выставка
4 Вязание крючком Лекции, творческие практические занятия Образцы готовых изделий, схемы, «Большая книга рукоделия» сост. А. Григорьева, изд. «Белый город», Москва, 2008.

Практическое пособие «Учусь вязать», сост. Кондратюк Л. С., КФ ВНИИ полиграфии, Киев, 1992.

Мини — выставка
5 Вышивка лентами Лекции, творческие практические занятия Чогги Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. Изд. АСТ – ПРЕСС КНИГА, Москва, 2005.

Образцы готовых изделий, схемы, «Большая книга рукоделия» сост. А. Григорьева, изд. «Белый город», Москва, 2008.

Мини — выставка
6 Итоговое занятие Обсуждение Готовые изделия Выставка

 

Методическое обеспечение образовательной программы.

Второй  год обучения

Тема и разделы программы Методы и приемы проведения занятий Дидактический материал, техническое оснащение занятий Формы подведения итогов
11 Введение в образовательную программу. Техника безопасности беседы Инструкция по технике безопасности, правила работы Мини — выставка
22 Модульное оригами Лекции, творческие практические занятия Образцы готовых изделий, книга «Модульное оригами» О. Валюх / ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Белгород, 2013.

Книга М. А. Карлесси «Модульное оригами. Складываем объемные фигурки из бумаги», ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Белгород, 2014.

Книга «Модульное оригами. Объемные поделки своими руками», Зайцева А. А., ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Белгород, 2014.

Сайт «Страна мастеров»

Мини — выставка
33 Бисероплетение Лекции, творческие практические занятия Книга «Азбука бисероплетения»,ред. М. Зимина,  практическое пособие, изд. «Корона-принт», СПб, 1998.

Практическое пособие Магина А. «Бисер: Плетение и вышивка», изд. «ОЛМА-ПРЕСС», Москва, 1999.

Мини — выставка
44 Вязание крючком Лекции, творческие практические занятия Образцы готовых изделий, схемы, «Большая книга рукоделия» сост. А. Григорьева, изд. «Белый город», Москва, 2008.

Книга С. Томпсон «Чудесные цветы и букеты. Вяжем крючком», ООО Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Белгород, 2014.

Мини — выставка
55 Вышивка лентами Лекции, творческие практические занятия Чогги Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. Изд. АСТ – ПРЕСС КНИГА, Москва, 2005.

Образцы готовых изделий, схемы, «Большая книга рукоделия» сост. А. Григорьева, изд. «Белый город», Москва, 2008.

Мини — выставка
6 Итоговое занятие Обсуждение Готовые изделия Выставка


Список литературы для учителя:

  • Пособие «Модульное оригами» О. Валюх / ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Белгород, 2013.
  • Книга М. А. Карлесси «Модульное оригами. Складываем объемные фигурки из бумаги», ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Белгород, 2014.
  • Книга «Модульное оригами. Объемные поделки своими руками», Зайцева А. А., ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Белгород, 2014.
  • Пособие «Цветы из бисера» под ред. Л. Мартынова, изд. «Культура традиций», Москва, 2003.
  • Практическое пособие Магина А. «Бисер: Плетение и вышивка», изд. «ОЛМА-ПРЕСС», Москва, 1999.
  • Книга «Азбука бисероплетения»,ред. М. Зимина, практическое пособие, изд. «Корона-принт», СПб, 1998.
  • «Большая книга рукоделия» сост. А. Григорьева, изд. «Белый город», Москва, 2008.
  • Книга С. Томпсон «Чудесные цветы и букеты. Вяжем крючком», ООО Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Белгород, 2014.
  • Чогги Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. Изд. АСТ – ПРЕСС КНИГА, Москва, 2005.

Список литературы для учащихся:

  • Пособие «Модульное оригами» О. Валюх / ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Белгород, 2013.
  • Книга М. А. Карлесси «Модульное оригами. Складываем объемные фигурки из бумаги», ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Белгород, 2014.
  • Книга «Модульное оригами. Объемные поделки своими руками», Зайцева А. А., ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Белгород, 2014.
  • Пособие «Цветы из бисера» под ред. Л. Мартынова, изд. «Культура традиций», Москва, 2003.
  • Практическое пособие Магина А. «Бисер: Плетение и вышивка», изд. «ОЛМА-ПРЕСС», Москва, 1999.
  • Книга «Азбука бисероплетения»,ред. М. Зимина, практическое пособие, изд. «Корона-принт», СПб, 1998.
  • «Большая книга рукоделия» сост. А. Григорьева, изд. «Белый город», Москва, 2008.
  • Книга С. Томпсон «Чудесные цветы и букеты. Вяжем крючком», ООО Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Белгород, 2014.
  • Чогги Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. Изд. АСТ – ПРЕСС КНИГА, Москва, 2005.

Яндекс.Метрика