<<< Рабочие программы основного общего образования
Пояснительная записка
Программа курса «История древнего мира» составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе. Программа изучения курса рассчитана на 68 часов, при учебной нагрузке 2 часа в неделю.
Рабочая программа по Истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2015 г. и комплексной программы под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой -2013г, учебника «История Древнего мира — 5 класс под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой издательство «Просвещение», 2014г.
Используемый учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира — 5 класс», Москва, издательство «Просвещение», 2014 г.
Актуальность программы:
В процессе изучения курса «История древнего мира » у учащихся начинают формироваться научные представления о месте древнейших цивилизаций в истории человечества
Цели и задачи курса «История древнего мира»:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
- раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;
- формировать у ученика терпимость, шроту мировоззрения, гуманизм.
Задачи курса:
- формировать историческое мышление:
- дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
- чем отличается Древний мир от мира современного.
В 5 и 6 классах осуществляется изучение основ духовно-нравственной культуры народов России в рамках предметной области ОДНКНР как логическое продолжение учебного предмета ОРКСЭ в начальной школе, ввиде интеграции в предметы « «История» и «Обществознание».
№ п/п | Темы предметной области ОДНКНР | Предметная область ОДНКНР изучается при рассмотрении тем по предмету. | Основные виды учебной деятельности |
1 | Род и семья – исток нравственных отношений. | История 5 класс. Тема «Знать своих предков – знать историю». |
Придумывают и изображают герб своей семьи. Совместно с родителями составляют свою родословную и рисуют свое родословное древо. Определяют семейные роли и характеризуют свои обязанности в семье. |
2 | Образцы нравственности в культуре родного края | ||
3 | Наши семейные праздники | ||
4 | Любовь и уважение к родному городу | ||
5 | Граница между добром и злом | ||
6 | Долг и совесть | ||
7 | Честь и достоинство | ||
8 | Счастье и смысл жизни | ||
9 | Справедливость и милосердие | ||
10 | Ценность рода и семьи | ||
11 | Образцы культуры народов | ||
12 | Взгляд светский и религиозный | ||
13 | Этикет – форма для содержания этики | ||
14 | Россия – наша Родина | ||
15 | Возлюби ближнего твоего… | История 5 класс. Тема «Первые христиане и их учение». |
Видеть проявление влияния христианской религии, получившей распространение в Древнем Риме, в современном мире. |
16 | Как стать счастливым | ||
17 | Подвиг христианской жизни | История 5 класс. Тема «Первые христиане и их учение». |
Видеть проявление влияния христианской религии, получившей распространение в Древнем Риме, в современном мире. |
Характеристика предмета
Для учащихся 5 класса «История Древнего мира» это первый систематический курс Всеобщей истории. Программа курса охватывает период от древности до падения Западной Римской империи. Учебный курс дает возможность проследить роль древних цивилизаций в складывании основ современного мира.
Курс построен по проблемно — хронологическому принципу, что позволяет уделить внимание наиболее важным сквозным проблемам древнего мира, и особенностям развития каждого раннего государства, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Ведущие принципы:
- Единство обучения и воспитания. В процесс обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.
- Единство требований к содержанию и уровню подготовки учащихся.
- Выработка единых подходов к методологии отбора содержания и преподавания истории в школе.
- Научная объективность.
- Историзм
- Построение учебных курсов с учетом возрастных особенностей учащихся
- Системность;
- Целостность;
- Объективность;
- Научность
- Доступность для учащихся основной школы;
Возрастные и психологические особенности детей
В основной школе (5- 9 классы) средний школьный возраст (от 10 до 15 лет – переходный возраст от детства к юности) характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этот период особенно интенсивно формируется их самосознание, интеллект, обостряется любознательность, стремление к познанию нового материала, расширяется их кругозор, приобретается жизненный опыт.
Условия реализации программы
Программа реализуется с помощью УМК
- Учебник. История. Введение в историю. Майков А.Н. Вентана — Граф, 2014.
- Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана — Граф, 2015.
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая учебник История Древнего мира, Москва, Просвещение, 2014.
- Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс, 1-2 части – М.: Просвещение, 2015г.
- Л.Л. Кочергина История древнего мира. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель»,2013г
- О.А. Северина История Древнего мира. Поурочное планирование. Волгоград, «Учитель-АСТ», 2013г.
- Н.Б.Крючкина Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. Методическое пособие. Москва, «Сфера», 2013г.
- Л.И.Зверева, А.Е. Тувельман. Древний мир. Краткие конспекты уроков для учителя истории. Москва, «Владос». 2012г.
- Б.Е. Андрюсев Опорные конспекты по истории древнего мира, Москва, «Владос». 2012г
- ТСО:DVD-плеер, видеомагнитофон, телевизор, мультимедийная установка
- CD, DVD диски
Организация образовательного процесса осуществляется через различные технологии:
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
1. Игровые технологии
2. Проблемное обучение
3. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
4. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
5. Технология программированного обучения
6. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
7. Групповые технологии.
8. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
1. Педагогика сотрудничества.
2. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Частно-предметные педагогические технологии.
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)
Современное традиционное обучение
Место курса в учебном плане. Сроки и этапы реализации программы
Рабочая программа составлена на 68 часов в соответствии с количеством учебных недель при учебной нагрузке 2 часа в неделю и содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Связь программы со смежными дисциплинами
Использование межпредметных связей — одна из наиболее сложных методических задач учителя истории. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Для эффективного изучения истории нужны межпредметные связи с учебными дисциплинами: литература, география, информатика, Мировая художественная культура, краеведение, изобразительное искусство, музыка, обществознание.
Виды и формы контроля
Контроль осуществляется через различные формы работ:
- Промежуточный контроль (тестирование)
- Лабораторная работа – самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения материала и выполнение задания в рабочей тетради. Работа с документами
- Фронтальный опрос
- Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;
- Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;
- Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала,
- Диктанты, срезы, контрольные работы.
Предусмотрены творческие работы учащихся: сообщения, презентации, проекты.
Система оценивания знаний и умений учащихся по Истории Древнего мира (5 класс)
I.Описание методики определения результатов:
- Оценивание по истории учитель – предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету.
- Родители вправе получить информацию о порядке оценивания по предмету от учителя – предметника, классного руководителя.
- При оценивании учитываются:
- сложность материала;
- самостоятельность и творческий характер применения знаний;
- уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;
- полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;
- аккуратность выполнения письменных работ;
- наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;
- особенности развития учащегося.
- Оценивание итогов обучения делится на:
- текущее оценивание в течение учебного года;
- итоговое оценивание (четвертное, полугодовое, годовое, курсовое).
4.1. Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:
- за контрольную работу;
- за самостоятельную работу;
- за практическую работу;
- за тестовую работу;
- за презентацию
- за устные ответы
II. Оценивание учащихся (5класс)
При оценивании устного ответа учащегося 5 класса оценка ставится:
- за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке
- за участие во внеурочных мероприятиях по предмету
- за исправление ответов учащихся
- за умение использовать в ответе различные источники знаний (текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)
- за работу с историческими источниками и их анализ
- за выполнение домашней работы;
- за работу в группах по какой-либо теме;
- за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;
- за ролевую игру или викторину
- за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме
При оценивании письменных ответов оценка ставится:
- за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно
- за составление плана — простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
- за исторический диктант
- за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
- за тестовую работу
- за письменное сообщение
4.2. Итоговое оценивание
Итоговыми оценками в основной школе являются четвертные отметки, полугодовые и годовые.
Четвертные и годовая оценки выставляются на основании не менее трёх текущих оценок.
III. Критерии оценивания знаний учащихся
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оценивание устных ответов:
Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.
Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы
Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» — 100-90 %
Оценка «4» — 89-70 %
Оценка «3» — 69-45 %
Оценка «2» — 44-20 %
Содержание изучаемого курса — Предмет «История»
Примерная программа учебного предмета «История» на уровне основного общего образования разработана на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, подготовленной в 2013-14 г. в целях повышения качества школьного исторического образования, воспитания гражданственности и патриотизма, формирования единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Введение в изучение истории
- Историческая память народа. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия.
- Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки.Музеи.) Деятельность археологов, этнография.
- Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов, улиц. Историческая карта. Легенда карты.
- Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летосчисление в истории. Тысячелетие, столетие (век), год. Историческое развитие. Деление истории на периоды.
- Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Мое имя.
- Государственные символы. История становления гербов. Гербы в европейских странах. История Российского герба. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Знамена. Флаги. Национальные цвета. Гимны. Россия — многонациональное государство
- Курсы «Всеобщая история» и «История России».
- Как работать с учебным материалом по истории.
Содержание тем учебного курса «История Древнего мира»
Жизнь первобытных людей (5 часов)
- Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
- Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
- Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Первобытные земледельцы и скотоводы
- Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
- Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
- Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
- Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Древний Восток (17 часов)
- Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
- Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
- Города — Мемфис, Фивы.
- Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
- Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
- Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
- Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
- Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Западная Азия в древности
- Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
- Города шумеров Ур и Урук.
- Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
- Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
- Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
- Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами.
- Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
- Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
- Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания.
- Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
- Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
- Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Индия и Китай в древности
- Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме.
- Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
- Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории.
- Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
- Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Древняя Греция (17 часов)
- Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
- Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
- Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
- Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
- Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
- Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
- Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
- Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
- Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
- Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
- Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
- Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
- Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
- Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
- Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
- Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Македонские завоевания в IV в. до н. э.
- Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
- Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
- Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,
- Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
- Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
Древний Рим (15 часов)
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
- Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
- Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
- Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
- Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
- Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
- Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
- Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Гражданские войны в Риме
- Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
- Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
- Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».
- Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
- Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
- Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Римская империя в первые века нашей эры
- Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
- Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
- Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
- Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
- Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
- Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
- Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Падение Западной Римской империи
- Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
- Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение (6 ч)
- Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
- Вклад народов древности в мировую культуру.
Учебно-тематический план
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
1. | Введение в историю | 5 |
2. | Жизнь первобытных людей | 8 |
3. | Древний Восток | 17 |
4. | Древняя Греция | 17 |
5. | Древний Рим | 17 |
6. | Итоговое повторение | 4 |
7. | Итого | 68 |
Общие планируемые предметные результаты освоения курса «История Древнего мира» в основной школе (ООП ООО):
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Календарно-тематическое планирование по истории для 5 класса на 68 часов
на 2017 – 2018 учебный год
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Формы контроля | Задания для учащихся | Оборудование Наглядность |
||||||
Количество часов | |||||||||||
Раздел 1. | Что изучает история — 8 часов | ||||||||||
1. | Что изучает история. | Изучение нового материала | Беседа | §1 | Политическая карта мира. | 1 | |||||
2. | Источники знаний о прошлом | Комбинированный | Фронтальный опрос | §2 | МП | 1 | |||||
3. | Измерение времени. Археология помощница историков. |
Урок изучения нового материала | Решение хронологических задач Мини-рассказ |
§3-4 | Таблица | 1 | |||||
4. | Историческая карта. | Комбинированный | Фронтальная групповая | §5 | Карта РФ | 1 | |||||
5. | Наука о народах и наука о прошлом. Знать своих предков-знать историю |
Урок изучения нового материала | Исследование | §6-7 | МП | 1 | |||||
6. | Географические названия- свидетели прошлого О прошлом свидетельствуют гербы. |
Комбинированный | Групповая работа | §8-9 | Видеофильм | 1 | |||||
7. | Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов |
Комбинированный | Групповая работа | §10,11 | МП | 1 | |||||
8. | Как работать с учебными материалами по истории. | Урок контроля | Исторический диктант | Таблица «Период всемирной истории». | 1 | ||||||
Раздел 2. | Жизнь первобытных людей -5 часов | ||||||||||
9. | Древнейшие люди | Изучение нового материала | Беседа | §1 | Карта мира, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (К М) История Древнего мира. Урок №1. История первобытного общества (слайды 4,5, 10, 12, 13) |
1 | |||||
10. | Родовые общины охотников и собирателей | Комбинированный урок | Фронтальный опрос
Составление схемы |
§2 | Рисунки с изображениями орудий труда. | 1 | |||||
11. | Возникновение искусства и религиозных верований | Комбинированный урок | Написание эссе | §3 | Презентация. | 1 | |||||
12. | Возникновение земледелия и скотоводства. | Комбинированный урок | Объяснения терминов Составление плана | §4 | Орудия труда. Рисунки. | 1 | |||||
13. | Появление неравенства и знати | Комбинированный урок | Анализ исторических источников | §5 | Презентация. таблица | 1 | |||||
Раздел 3. | Древний Восток – 14 часов | ||||||||||
14. | Древний Египет. Государство на берегах Нила |
Урок изучения нового материала | Задания с кратким ответом Составление схемы | §6 | Презентация. Карта Египта | 1 | |||||
15. | Жизнь египетского вельможи Как жили земледельцы и ремесленники |
Урок- исследование | Составить рассказ-описание «Жизнь земледельца» Задания с развёрнутым ответом. |
§7,8 | Рисунки. Исторический документ. |
1 | |||||
16. | Военные походы фараонов | Урок- реконструкция | Работа с картой, беседа | §9 | Инд. работа по карточкам. Диск «Всеобщая история (CordisMedia)» Разметь карту «Древний Египет» | 1 | |||||
17. | Религия древних египтян | Комбинированный урок | Разработка сюжетов для инсценировки | §10 | 1 | ||||||
18. | Искусство Древнего Египта | Видео — урок | Беседа | §11, 12 | Фильм « Египетские пирамиды» |
1 | |||||
19. | Западная Азия в древности. | Урок изучения нового материала | Подготовка презентации | §13 | Презентация. Карта. | 1 | |||||
20. | Вавилонское царство | Комбинированный урок с элементами практикума | Беседа с элементами самост работы | §14 | Исторический документ. | 1 | |||||
21. | Финикия | Комбинированный урок | Составление опорной схемы | §15 | Презентация. Карта финикийские колонии. | 1 | |||||
22. | Ассирийская военная держава | Комбинированный урок | Подготовка презентации | §18 | Индивидуальная. Поисковая- Работа с контурной картой. |
1 | |||||
23. | Библейские сказания | Урок самостоятельной работы | Составление плана | §16 | Сообщения. | 1 | |||||
24. | Древняя Палестина | Комбинированный урок с видеофильмом | Беседа | §17 | Презентация. | 1 | |||||
25. | Древняя Персия | Комбинированный урок | Тестирование | §19 | Карта « Персидское царство в 6 –ом веке до н.э. | 1 | |||||
26 27 |
Древняя Индия и Китай. | Урок- путешествие | Составление опорной схемы Беседа с элементами самост . работы |
§20, 21 | Карта « Индия в древности». | 2 | |||||
29 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. |
Комбинированный урок с элементами практикума. | Написание отзыва по заданной проблеме | §22,23 | Исторический документ. | 1 | |||||
30 | Повторение и обобщение темы: «Древний Восток» | Повторительно-обобщающий | Тест | 1 | |||||||
Раздел 4. | Древняя Греция – 17 часов | ||||||||||
31 | Древнейшая Греция | Урок изучения нового материала | Анализ историч источников | §24,25 | К.М. Урок № 9. Крит. Микены. Ранняя Греция (6-18) Книга «Планета чудес и загадок» «Кносский дворец» |
1 | |||||
32 | Поэма Гомера «Илиада» | Урок — практикум | Ролевая игра | §26 | работа с учебником, поиск ответа на проблемные задания. | 1 | |||||
33 | Поэма Гомера «Одиссея» | Урок — практикум | Ролевая игра Составление плана | §27 | Поиск знаний по проблеме, сообщения | 1 | |||||
34 | Религия древних греков | Комбинированный | Беседа, понятийный диктант | §28 | Книга «Легенды и сказания Древней Греции» | 1 | |||||
35 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу Зарождение демократии в Афинах. |
Комбинированный урок с элементами практикума | Составление плана ответа Беседа, написание исторического портрета |
§29,30 | Составление плана-ответа, сообщение по проблеме | 1 | |||||
36 | Древняя Спарта. | Урок-путешествие | Написание эссе | §31 | Фильм о спартанцах. | 1 | |||||
37 | Основание греческих колоний. | Комбинированный урок с элементами практикума | Выполнение дифференц заданий | §32 | Работа с материалом текста | 1 | |||||
38 | Победа греков над персами в Марафонской битве | Комбинированный урок с элементами практикума | Самостоятельная работа | §34 | Карта Греко – персидские войны в 5 веке до н.э. | 1 | |||||
39 | Нашествие персидских войск на Элладу | Урок- исследование | Написание отзыва | §35 | Карта Греко – персидские войны в 5 веке до н.э. Схема Фермопильского ущелья. | 1 | |||||
40 | В гаванях афинского порта Пирей. | Комбинированный урок | Беседа Исторический диктант |
§36 | План порта Пирей. Электронная энциклопедия. |
1 | |||||
41 | В городе богини Афины | Урок- экскурсия | Беседа, работа с иллюстр. материалом | §37 | Карта «Древняя Греция в V в.до н.э.» | 1 | |||||
42 | В афинских школах и гимназиях. В театре Диониса |
Урок- путешествие | Подготовка презентации | §38, 39 | Составление конспекта, обсуждение проблемных вопросов | 1 | |||||
43 | Афинская демократия при Перикле. | Комбинированный урок с элементами практикума | Беседа, анализ историчисточников | §40 | Отпечатанные материалы. | 1 | |||||
44 | Города Эллады подчиняются Македонии. | Комбинированный урок | Беседа, анализ историч источников | §41 | Карта «Древняя Греция в V в.до н.э.» | 1 | |||||
45 | Походы Александра Македонского на Восток. | Комбинированный урок | Беседа, составление схемы | §42,43 | Карта Завоевательные походы Александра Македонского на Восток». |
1 | |||||
46 | В древней Александрии Египетской. | Урок- путешествие | Составление плана экскурсии | §43 | Карта Завоевательные походы Александра Македонского на Восток». Презентация. |
1 | |||||
47 | Древняя Греция (повторение и обобщение изученного материала) | Урок применения знаний | Фронтальный опрос, Тест | Тест. Кроссворд. | 1 | ||||||
Раздел 5. | Древний Рим -17 часов | ||||||||||
48 | Древнейший Рим | Изучение нового материала | Беседа, анализ документов | §44 | Карта «Древняя Италия». | 1 | |||||
49 | Завоевание Римом Италии. | Комбинированный урок | Работа с картой | §45 | Карта «Древняя Италия» Презентация |
1 | |||||
50 | Устройство Римской республики. | Комбинированный урок с элементами практикума | Терминологический диктант, беседа | §46 | Схема римского войска. Рисунки. | 1 | |||||
51 | Пунические войны. Вторая война Рима с Карфагеном. | Комбинированный урок | Составление схемы | §47 | Карта « Война Рима с Карфагеном» План битва при Каннах |
1 | |||||
52 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье во 2-ом веке до нашей эры. | Комбинированный урок | Беседа, работа с картой | §48 | Карта « Рост римского государства» стр. 221. | 1 | |||||
53 | Рабство в Древнем Риме | Комбинированный урок с элементами практикума | Составлять рассказ | §49 | 1 | ||||||
54 | Земельный закон братьев Гракхов. | Комбинированный урок | Составление исторического портрета, беседа | §50 | Исторический документ. | 1 | |||||
55 | Положение рабов в Риме. Восстание Спартака. | Комбинированный урок с элементами практикума | Написание заметки в газету | §51 | Схема восстание рабов под предводительством Спартака. | 1 | |||||
56 | Единовластие Цезаря в Риме. | Комбинированный урок | Подготовка рассказа, составление историч портрета | §52 | Карта Гражданские войны в Риме. | 1 | |||||
57 | Установление империи в Риме. | Комбинированный урок | Составление конспекта | §53 | 1 | ||||||
58 | Соседи Римской империи | Комбинированный урок | Беседа, работа с Интернет — ресурсами | §54 | Карта Римской империи. | 1 | |||||
59 | В Риме при императоре Нероне.
|
Комбинированный урок | Составление рассказа | §55 | Презентация. | 1 | |||||
60 | Первые христиане и их учение. | Комбинированный урок | Беседа с элементами дискуссии | §56 | Исторический документ. | 1 | |||||
61 | Расцвет Римской империи во 2-ом веке. | Комбинированный урок с элементами практикума | Анализ историч. источников | §57 | Презентация. | 1 | |||||
62 | «Вечный город» во время империи. | Урок- экскурсия | Составление плана экскурсии | §58 | Презентация. | 1 | |||||
63 | Римская империя при Константине. | Комбинированный урок с элементами практикума | Беседа | §59 | План город Рим в период империи. | 1 | |||||
64 | Взятие Рима готами | Комбинированный урок | Репортаж с места событий | §60 | Карта « Разделение Римской империи и вторжение варваров» |
1 | |||||
65 | Культурное, политическое наследие Древнего Рима (повторение и обобщение) | Комбинированный урок | Тестирование | Тест. Кроссворд. | 1 | ||||||
66 | Повторение и обобщение по курсу | Повторительно-обобщающий | 1 | ||||||||
67 | Повторение и обобщение по курсу | 1 | |||||||||
68 | Повторение и обобщение по курсу | 1 |