<<< Рабочие программы начального общего образования
Пояснительная записка
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально -логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне —их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Характеристика учебного предмета, курса.
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даѐт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную, эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвѐртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребѐнок может получить художественно-творческий опыт. Все
блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1чв неделю, всего —134 ч.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребѐнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развиваетсяспособность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребѐнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребѐнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее —ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео-и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известнымпонятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами ипроцессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчествеи в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Содержание курса
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства.
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок.
Материал
ы для рисунка: карандаш, ручка, фло
мастер, уголь, пастель, мелки и т. д.
Приѐмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и ха
рактерные черты.Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет —основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Графика скульптурных работ.
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного объема. Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выра-зительного образа (пластилин, глина —раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы).
Объѐм —основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.Художественное конструирование и дизайн.
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приѐмы
работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин —раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон —сгибание, вырезание).
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).
Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий).
АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция.
Элементарные приѐмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива.
Понятия: линия горизонта, ближе —больше, дальше—меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,тонкое и толстое, тѐмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное
и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет.
Основные и составные цвета. Тѐплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чѐрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия.
Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и худо-жественный обра
з. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма.
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.Объѐм.
Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости. Способы передачи объѐма.
Выразительность объѐмных композиций.
Ритм.
Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля —наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнѐзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разныенароды и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя —Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражѐнные в искусстве. Образ защитника Отечества.Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ
современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
(34 час)
№ | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||
|
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 34 ч.
I ЧЕТВЕРТЬ 8 ч. Восхитись вечно живым миром красоты (11ч.) |
План | Факт | ||
1 | Целый мир от красоты.
Образ пространства в искусстве. |
Создавать элементарные композиции на заданную тему. Наблюдать природу и природные явления. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости | |||
2 | Дерево жизни – символ мироздания.
Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки. |
Наблюдать форму, строение, цвет предметов растительного мира и последовательно строить их изображение. | |||
3 | Мой край родной – моя земля.
Пейзаж. Графическая композиция. |
Наблюдать природу и природные явления. Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы. Использовать элементарные правила перспективы. | |||
4 | Цветущее дерево – символ жизни.
Изображение растительных мотивов городецкой росписи. |
Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений. Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа. | |||
5 | Пава-краса, птица счастья.
Изображение Городецких птиц. Включение их в композицию. |
Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений. Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа. | |||
6 | Конь-огонь – символ солнца, плодородия и добра.
Изображение мотива коня в технике Городецкой росписи. |
Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений. Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа. | |||
7 | Связь поколений в традиции Городца. | Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений. Использовать стилизацию форм для создания орнамента. | |||
8 | Знатна русская земля своими мастерами.
Портрет художника или народного мастера. |
Наблюдать и анализировать натуру,
использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании изображения. |
|||
I I ЧЕТВЕРТЬ 8 ч. | |||||
9 | Вольный ветер – дыхание земли.
Графические наброски на передачу динамики. |
Наблюдать природу и природные явления. Использовать графические средства для создания выразительных образов природы. | |||
10 | Движение – жизни течение.
Живописные наброски на передачу статики и динамики. |
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать формы предметов. Создавать элементарные композиции на заданную тему. Наблюдать природу и природные явления. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости | |||
11 | Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении. | Создавать сюжетную композицию на заданную тему, использовать различные средства живописи для создания выразительных образов. | |||
Любуйся ритмами в жизни природы и человека | |||||
12 | Родословное древо.
Семейный портрет. |
Наблюдать и анализировать натуру, использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании изображения. | |||
13 | «12 братьев друг за другом бродят…» Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды. | Изображать портреты сказочных персонажей, старинной русской одежды; передавать своё отношение к персонажу. | |||
14 | Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев». | Ознакомление с произведениями художников лаковой миниатюры и И.Билибина. Создавать сюжетную композицию на основе прочитанного произведения. Изображать портреты сказочных персонажей, передавать своё отношение к персонажу. | |||
15 | Новогодние импровизации.
Колорит. |
Создавать сюжетную композицию на заданную тему. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла. | |||
16 | Твои новогодние поздравления.
Конструирование новогодней открытки. |
Создавать сюжетную композицию на заданную тему. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
|
|||
III ЧЕТВЕРТЬ 10 ч. | |||||
17 | Зимние фантазии.
Наброски и зарисовки по наблюдению, по памяти. |
Создавать сюжетную композицию на заданную тему, наблюдать природу и природные явления, использовать различные средства живописи для создания выразительных образов. Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. | |||
18 | Зимние картины.
Сюжетная многоплановая композиция. |
Создавать сюжетную композицию на заданную тему, наблюдать природу и природные явления, использовать различные средства живописи для создания выразительных образов. | |||
19 | Ожившие вещи.
Натюрморт. |
Наблюдать и анализировать натуру, обсуждать формы, размеры, цвета предметов, положения в пространстве и освещённости. Изображать предметы разнообразные по форме. | |||
20 | Выразительность формы предметов.
Декоративный натюрморт. |
Наблюдать и анализировать натуру, обсуждать формы, размеры, цвета предметов, положения в пространстве и освещённости. Изображать предметы разнообразные по форме. | |||
21 | Русское поле. Бородино.
Зарисовка по представлению русских и французских воинов времён Отечественной войны 1812 года. |
Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании изображения. Изображать русских и французских воинов времён Отечественной войны 1812 года; передавать своё отношение к персонажу. | |||
22 | Да, были люди в наше время…
Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». |
Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
Создавать сюжетную композицию на основе прочитанного произведения. |
|||
23 | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать убранство крестьянского дома и костюма. Изображать орнаментальные мотивы в соответствии с их символическим значением. | |||
24 | Народная расписная картинка-лубок. | Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. | |||
25 | Народная расписная картинка-лубок. | Создавать сюжетную композицию на заданную тему. Использовать графические приёмы лубочной техники для передачи собственного замысла. | |||
Восхитись созидательными силами природы и человека | |||||
26 | Вода – живительная стихия
Поисковые эскизы плаката. |
Использовать художественные средства выразительности для создания плаката. | |||
IV ЧЕТВЕРТЬ 8ч. |
|||||
27 | Повернись к мирозданию!
Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа. |
Использовать художественные средства выразительности для создания плаката. | |||
28 | Русский мотив.
Композиция и колорит весеннего пейзажа. |
Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Создавать композиции на заданную тему. Наблюдать природу и природные явления. | |||
29 | Этот праздник со слезами на глазах.
Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. |
Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства (скульптура, живопись). Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о её героях. | |||
30 | Медаль за бой, за труд из одного металла льют.
Медальное искусство. |
Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о её героях. | |||
31 | Орнаментальный образ в веках. | Орнамент народа мира. | |||
32 | Обобщение изученного | Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира.
Понимать и передавать в собственной художественной деятельности узбекские узоры. |
|||
33 | Резерв | ||||
34 | Резерв | ||||
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1 Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г.А. Изобразительное искусство. Учебник. 4 класс
Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013. 2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс; Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013. |
Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы
Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013 |
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Компьютер | 1 | |
Магнитная (белая) классная доска | 1 | |
Классная доска | 1 | |
Проектор | 1 | |
Интерактивная приставка mimio | 1 | |
Документ-камера | 1 | |
Пульты mimio | 1 |