<<< Рабочие программы начального общего образования
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» автор Т.Я. Шпикалова, М.: «Просвещение», 2011 г., уровень обучения – базовый.
Преподавание изобразительного искусства осуществляется в соответствии с государственным стандартом общего образования 2004 года («Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089»).
Количество часов в году 34
Рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе реализуется на учебных занятиях (уроках) по учебно-методическому комплекту УМК Т.Я. Шпикаловой(включен в Федеральный перечень УМК, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году).
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Используемый учебно-методический комплект:
- Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. – М. : Просвещение, 2011.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа и планирование учебного курса. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. – М. : Просвещение, 2011.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс [Текст] : учеб.для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М. : Просвещение, 2013.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. – М. : Просвещение, 2014.
- Шпикалова, Т. Я., Ершова Л.В. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 3 класс» [Электронный ресурс] / Т. Я. Шпикалова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Shpikalova_risovanie3
Содержание учебного курса:
Мир изобразительных (пластических) искусств
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Дейнеки и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т. д.).
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрики или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
Материал распределен по разделам:
№ | Тема | Ко-во часов |
1 | осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» | 11 ч |
2 | ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» | 10 ч |
3 | ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» | 5ч |
4 | ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» | (8 ч |
Итого: 34 часа
Требования к уровню усвоения предмета
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и уменийорганизовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки оканчивающих 3 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать / понимать:
- доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
- понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет,архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;
- основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
- основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
- названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
- основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);
уметь:
- организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
- правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
- применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
- выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
- решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
- выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
- выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
- лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
- конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
- высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
- проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
- проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе на 2017-2018 учебный год
№ n/n | Тема урока | Вид контроля | Количество часов в полугодии |
1. | 2. | 3. | 4. |
1 | Земля одна, а цветы на ней разные.
Натюрморт: свет, цвет, |
текущий | |
2 | В жостовском подносе все цветы России.Русские лаки: традиции мастерства. | текущий | |
3 | В жостовском подносе все цветы России.
Русские лаки: |
текущий | |
4 | «Каждый художник урожай своей земли хвалит».
Натюрморт: свет итень, форма и объем. |
текущий | |
5 | «Лети, лети, бумажный змей!».
Орнаменты народов мира: традиции мастерства |
текущий | |
6 | «Чуден
свет – мудры люди, дивны дела их». Лоскутная мозаика: традиции мастерства. |
текущий | |
7 | Живописные просторы Родины.Пейзаж: пространство
и цвет. |
текущий | |
8 | Родные края в росписи гжельской майолики.
Русская майолика: традиции мастерства. |
текущий | |
9 | «Двор что город, изба что терем».
В мире народного зодчества: традиции русского мастерства. |
текущий | |
10
11 |
«То ли терем, то ли царёв дворец».
В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. «Каждая птица своим пером красуется».Живая природа: форма |
текущий | |
12 | «Каждая изба удивительных вещей полна».Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции. |
текущий | |
13 | Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. | текущий | |
14 | «Зима не лето, в шубу одета».
Орнаменты народов мира: традиции мастерства. |
текущий | |
15 | «Зима – за морозы, а мы – за праздники». Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. | текущий | |
16 | «Всякая красота фантазии да умения требует». Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых. |
текущий | |
17 | «В каждом посаде в своём наряде».
Русский народный костюм: узоры-обереги. |
текущий | |
18 | Жизнь костюма в театре.
Сценический костюм героя: традиции народного костюма. |
текущий | |
19 | Россия державная.
В мире народного зодчества: памятники архитектуры. |
текущий | |
20 | «Город чудный…».
Памятники архитектуры: импровизация. |
текущий | |
21 | Защитники земли Русской. Сюжет-ная композиция: композиционный центр. | текущий | |
22 | Дорогие, любимые, родные.
Женский портрет: выражение и пропорции лица. |
текущий | |
23 | Широкая масленица.
Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет. |
текущий | |
24 | Красота и мудрость народной игрушки.
Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства. |
текущий | |
25 | Герои сказки глазами художника.
Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. |
текущий | |
26 | Герои сказки глазами художника.
Сюжетная композиция: композиционные центр и цвет. |
текущий | |
27 | Водные просторы России.Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. | текущий | |
28 | Цветы России на павловопосадских платках и шалях.русская набойка: традиции мастерства. |
текущий | |
29 | «Всяк на свой манер».
Русская набойка: композиция и ритм. |
текущий | |
30 | В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет. | текущий | |
31 | Гербы городов Золотого кольца России.Символические изображения: состав герба. | текущий | |
32 | Сиреневые перезвоны.
Натюрморт: свет и цвет. |
текущий | |
33 | «У всякого мастера свои затеи».
Орнаментынародов мира: традиции мастерства. |
текущий | |
34 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект. |
текущий |