ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Будь сильным и смелым» (киокушинкай каратэ-до) имеет физкультурно-спортивную направленность.
Киокусинкай, зародившись как одна из школ традиционного японского боевого искусства каратэ -до, в дальнейшем дал жизнь одноименному виду спорта, который весьма существенно выделяется среди других спортивных адаптаций каратэ правилами проведения соревнований. Правила проведения поединков диктуют необходимость специфической подготовки спортсменов с акцентом на формирование мощного мышечного корсета, снижение чувствительности к боли, закалку конечностей во избежание их травмирования при нанесении ударов в полную силу, на выработку высокой общей и скоростной выносливости, которая необходима для ведения боя в характерном для Киокусинкай высоком темпе, силу удара. Совершенно не случайно в нашей стране Киокусинкай признан самостоятельным видом спорта и включен в Реестр видов спорта Министерства спорта Российской Федерации как самостоятельная единица. Данной программой предусмотрено изучение приемов самообороны, позволяющие чувствовать себя более уверенными в нестандартных ситуациях на улице и соревнованиях, большое внимание уделяется изучению и соблюдению в повседневной жизни правил этикета, воздержанию от насилия, уважение к старшим. Обучение по программе позволит подготовиться к аттестации на черный пояс (1 Дан), изучить методики обучения технике самообороны и аттестоваться на тренера-инструктора Международной организации каратэ (IKO) .
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы. В условиях всеобщей интеграции и глобализации, а также безграничного доступа во всемирную сеть, проблема воспитания молодого поколения с сильным и волевым духом стоит как никогда остро. Неотъемлемой составляющей карате Киокусинкай является соблюдение этикета додзё, нацеленного на изменение самого образа жизни и стиля мышления воспитуемого. В заповедях этикета додзё отражены правила поведения учеников во время тренировок, отношение к учителю и товарищам. Также следует учитывать тот факт, что основной целью каратэ является не победа или поражение, а совершенствование характера.
Основные принципы обучения.
- принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой каратэ; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
- принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов, видео- и фотоматериалы, словесное описание нового приема со ссылкой на ранее изученные, использование тренажеров и имитаторов и т.д.)
- принцип доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи. В противном случае у занимающихся снижается интерес к тренировкам, при этом, однако необходимо приучать учеников к преодолению трудностей. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных элементов.
- принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.
Отличительные особенности программы.
Ведущая роль программы «Будь сильным и смелым» заключается в развитии духовных и физических возможностей человека, а также формирование активной жизненной позиции путём физического и морального совершенствования
Цель программы:
Формировать у обучающихся в объединении «Будь сильным и смелым» устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, овладении тактико-техническими навыками самообороны и их применении в соревновательной практике.
Для достижения поставленной цели требуется решить
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить воспитанников с историей и развитием каратэ и других видов единоборств,
- изучить базовой техники каратэ (ката),
- общая физическая подготовка,
- обучить навыкам самообороны на базе каратэ,
- подготовить к спортивным соревнованиям.
Развивающие:
- развить память, восприятие, внимание, быстроту мышления;
- развить способности взаимодействия в команде, поиск общих интересов, путей совместного преодоления трудностей,
- развить основные физические данные (реакции, скорости, силы, выносливости).
Воспитательные:
- воспитать уважения к старшим, чувства товарищества, ответственность за полученные навыки,
- формировать сильного характера, организованности, целеустремлённости, воли к победе, отстаивание личных и командных интересов
- приобщить к здоровому образу жизни, участие в общественной жизни.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на детей с 7-16 лет. К занятиям Киокусинкай допускаются дети и подростки, отнесенные к основной и подготовительной медицинской группе. Медицинские обследования занимающихся должны проводиться в начале каждого учебного года, а также перед спортивными мероприятиями, семинарами, после перенесенных заболеваний или длительных перерывов в занятиях.
Без заключения врача о состоянии здоровья учащиеся к практическим занятиям не допускаются.
Программа рассчитана на 4 года обучения:
1 год обучения 144 часа (два раза в неделю по 2 часа)
2 год обучения 144 часа (два раза в неделю по 2 часа)
3 год обучения 216 часов (три раза в неделю по 2 часа)
4 год обучения 216 часов (три раза в неделю по 2 часа)
В объединение принимаются все желающие, имеющие медицинский допуск к занятиям.
Формы занятий: теоретические, практические, групповые, индивидуальные.
На первом году обучения, занимающиеся гармонично, в соответствии с возрастными особенностями, развивают различные физические качества. В игровой форме изучают основы традиционной базовой техники. Изучаются базовые ката в объеме программных знаний традиционной школы Киокусинкай, соответствующих стилевому ученическому разряду (11-9 кю). Знакомятся с правилами техники безопасности.
На втором году обучения начинается изучение традиционной базовой техники Киокусинкай, изучаются базовые ката в объеме программных знаний традиционной школы Киокусинкай, соответствующих стилевому ученическому разряду (8-7 кю). В игровой форме изучаются основы парного взаимодействия. Изучаются правила этикета, принятые в восточных боевых искусствах, в целом, и в Киокусинкай, в частности.
Третий год обучения предусматривает продолжение изучения и совершенствование базовой техники Киокусинкай, изучение базовых ката в объеме программных знаний традиционной школы Киокусинкай, соответствующих стилевому ученическому разряду (6-5 кю). Изучаются правила личной и общественной гигиены. Занимающиеся знакомятся с историей соревнований по виду спорта.
На четвертом году продолжается изучение базовой техники Киокусинкай и изучение базовых ката в объеме программных знаний традиционной школы Киокусинкай соответствующих стилевому ученическому разряду (4кю). Даются элементарные знания основ самозащиты, правил поведения в общественных местах.
В дальнейшем совершенствование навыков занимающихся проводится на основе программы четвертого года обучения с акцентом на индивидуальный подход и оно может проводиться в смешанных группах. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Подведение итогов реализации образовательной программы осуществляется в форме открытых занятий, в форме тестов по теоретической и практической (физической )подготовке. Результативность занятий определяется анализом следующих параметров:
- развитие двигательных навыков, координации движений
- развитие силы, скорости, выносливости; гибкости
- освоение технического арсенала
- освоение спортивной (кумитэ) и прикладной (самооборона) практики (техники).
Параметры п.п. 1,2 контролируются постоянно посредством выполнения тестов -серий физических и специальных упражнений (отжимания, махи ногами, прыжки с вращением и т.д.) Параметры л.п. 2, 3 оцениваются в ходе контрольных уроков и внутренних экзаменов. При этом ученики в течение 1,5-2 часов выполняют насыщенную техническими элементами и физическими упражнениями программу требований к соответствующей квалификации. По итогам внутренних экзаменов ученики допускаются к сдаче квалификационных экзаменов.
Параметры п. 4 оцениваются в ходе учебных боев и соревнований по кумитэ различного уровня или на специальных экзаменах по самообороне.
Обучающие должны владеть:
— умениями и навыками в технике Киокусинкай, согласно требованиям экзаменационного минимума;
— навыками развития физических качеств с учетом индивидуальных особенностей и требований настоящей программы;
— знаниями о правилах этикета Киокусинкай, правилах техники безопасности на занятиях, ухода за спортивным снаряжением и личной гигиене, навыкам здорового образа жизни.
Программа состоит из подпрограмм:
1 год обучения
-Основы техники на «Зеленый пояс» ( 3 Kю);
-Основы техники на «Белый пояс» (11 кю);
— Основы техники на «Оранжевый пояс» ( 10 Kю; 9 Kю);
2 год обучения :
-Основы техники на «Синий пояс» ( 8 Kю; 7 Kю);
— Основы техники на «Коричневый пояс» ( 2 Kю);
3 год обучения :
— Основы техники на «Желтый пояс» ( 6 Kю; 5 Kю);
-Основы техники на «Коричневый пояс» ( 1 Kю);
4 год обучения:
— Основы техники на «Зеленый пояс» ( 4 Kю;)
— Основы техники на «Коричневый пояс» ( 2 Kю);
Нормативы, выполнение которых необходимо для получения спортивных разрядов.
Норматив | Спортивный разряд |
10-9 кю( | 3-ий юношеский |
8-7 кю | 2-ой юношеский, 3-ий взрослый |
6 кю | 1-ый юношеский, 2-ой взрослый |
5кю | |
4кю | 1 -ый взрослый |
3кю | KMC |
2 кю | |
1 кю | МС |
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п.п. | Название темы | Кол-во часов |
1 | Комплектование группы | 2 |
2 | Организация тренировок, инструктаж по технике безопасности. | 2 |
3 | Изучение асан Хатха йоги. | 1 |
4 | Контрольное занятие на определение физического развития детей. | 2 |
5 | Краткая история Кекусинкай каратэ. Этикет додзе. Додзе Кун. | 1 |
6 | Подготовка к показательным выступлениям в течение года. | 2 |
7 | Работа над программой 11 кю | Всего:44 |
· стойки | 7 | |
· удары руками | 6 | |
· блоки | 6 | |
· удары ногами | 6 | |
· ката | 8 | |
· рэнраку (боевые связки) | 5 | |
· экзамен | 6 | |
8 | Работа над программой 10 кю | Всего: 44 |
· стойки | 6 | |
· удары руками | 6 | |
· блоки | 6 | |
· удары ногами | 6 | |
· ката | 6 | |
· рэнраку (боевые связки) | 4 | |
· кумитэ | 4 | |
· экзамен | 6 | |
9 | Работа над программой 9 кю | Всего: 44 |
· стойки | 6 | |
· удары руками | 6 | |
· блоки | 6 | |
· удары ногами | 6 | |
· ката | 6 | |
· рэнраку (боевые связки) | 4 | |
· кумитэ | 4 | |
· экзамен | 6 | |
10 | Открытый урок | 2 |
Итого | 144 |
Учебно-тематический план 2 год обучения
№ п.п. | Название темы | Кол-во часов |
1 | Организация тренировок, техника безопасности. | 2 |
2 | Контрольное занятие на определение физического развития детей за период летних каникул. | 2 |
3 | Повторение программы прошлого года | 6 |
4 | Подготовка к показательным выступлениям в течение года. | 2 |
5 | Работа над программой 8 кю | Всего:65 |
· стойки | 9 | |
· удары руками | 9 | |
· блоки | 9 | |
· удары ногами | 9 | |
· ката | 13 | |
· рэнраку (боевые связки)
· кумитэ |
5
5 |
|
· экзамен | 6 | |
6 | Работа над программой 7 кю | Всего: 65 |
· стойки | 9 | |
· удары руками | 9 | |
· блоки | 9 | |
· удары ногами | 9 | |
· ката | 13 | |
· рэнраку (боевые связки) | 5
|
|
· кумитэ | 5 | |
· экзамен | 6 | |
Итого | 144 |
Учебно-тематический план 3 год обучения
№ п.п. | Название темы | Кол-во часов |
1 | Организация тренировок, техника безопасности. | 2 |
2 | Контрольное занятие на определение физического развития детей за период летних каникул. | 2 |
3 | Повторение программы прошлого года | 18 |
4 | Подготовка к показательным выступлениям в течение года. | 2 |
5 | Работа над программой 6 кю | Всего:96 |
· стойки | 14 | |
· удары руками | 14 | |
· блоки | 14 | |
· удары ногами | 14 | |
· ката | 20 | |
· рэнраку (боевые связки)
· кумитэ |
7
7 |
|
· экзамен | 6 | |
6 | Работа над программой 5 кю | Всего: 96 |
· стойки | 14 | |
· удары руками | 14 | |
· блоки | 14 | |
· удары ногами | 14 | |
· ката | 20 | |
· рэнраку | 7
|
|
· кумитэ | 7 | |
· экзамен | 6 | |
Итого | 216 |
Учебно-тематический план 4 год обучения
№ п.п. | Название темы | Кол-во часов |
1 | Организация тренировок, техника безопасности. | 2 |
2 | Контрольное занятие на определение физического развития детей за период летних каникул. | 2 |
3 | Повторение программы прошлого года | 36 |
4 | Подготовка к показательным выступлениям в течение года. | 10 |
5 | Работа над программой 4 кю | Всего:166 |
· стойки | 10 | |
· удары руками | 16 | |
· блоки | 16 | |
· удары ногами | 16 | |
· ката | 40 | |
· рэнраку (боевые связки)
· кумитэ |
26
36 |
|
· экзамен | 6 | |
Итого | 216 |
Содержание программы
Теоретическая подготовка: терминология и философия, квалификационные нормативы, техника безопасности, запрещенные и разрешенные действия и техники.
Практическая подготовка: решаются задачи всестороннего развития. Включает в себя: общефизическую подготовку (ОФП), специальную физическую подготовку (СФП), техническую подготовку, тактическую подготовку, учебные бои, лечебная практика ( асаны Хатха-йоги и Раджа-йоги, тибетская гимнастика, приемы реанимации, закаливающие процедуры), ката (формальные упражнения) .
1 год обучения
1.Организационные мероприятия.
Комплектование группы.
- Организация тренировок, инструктаж по технике безопасности.
- Изучение асан Хатха йоги.
- Контрольное занятие на определение физического развития детей.
- Краткая история Кекусинкай каратэ. Этикет додзе. Додзе Кун.
- Подготовка к показательным выступлениям в течение года.
- Работа над программой 11 кю
- стойки
- удары руками
- блоки
- удары ногами
- ката
- боевые связки
- экзамен
8.Работа над программой 10 кю
- стойки
- удары руками
- блоки
- удары ногами
- ката
- боевые связки
- экзамен
- Работа над программой 9 кю
- стойки
- удары руками
- блоки
- удары ногами
- ката
- боевые связки
- экзамен
10.Открытый урок
2 год обучения
- Организация тренировок, техника безопасности.
- Контрольное занятие на определение физического развития детей за период летних каникул.
- Повторение программы прошлого года.
- Подготовка к показательным выступлениям в течение года.
- Работа над программой 8 кю
- стойки
- удары руками
- блоки
- удары ногами
- ката
- рэнраку (боевые связки)
- кумитэ
- экзамен.
- Работа над программой 7 кю
- стойки
- удары руками
- блоки
- удары ногами
- ката
- рэнраку (боевые связки)
- кумитэ
- экзамен.
3 год обучения
- Организация тренировок, техника безопасности.
- Контрольное занятие на определение физического развития детей за период летних каникул.
3.Повторение программы прошлого года.
4 Подготовка к показательным выступлениям в течение года.
- Работа над программой 6 кю
- стойки
- удары руками
- блоки
- удары ногами
- ката
- рэнраку (боевые связки)
- кумитэ
- экзамен.
- Работа над программой 5 кю
- стойки
- удары руками
- блоки
- удары ногами
- ката
- рэнраку (боевые связки)
- кумитэ
- экзамен.
4 год обучения
- Организация тренировок, техника безопасности.
2.Контрольное занятие на определение физического развития детей за период летних каникул.
3.Повторение программы прошлого года.
4.Подготовка к показательным выступлениям в течение года.
5.Работа над программой 4 кю
- стойки
- удары руками
- блоки
- удары ногами
- ката
- рэнраку (боевые связки)
- кумитэ
- экзамен.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План по технике «Белый пояс»
А)Техника.
Основы техники (Kihon):
1.Позиции/стойки/(Tachikata):
Йой-дати (стойка готовности)
Фудо-дати (стойка ожидания, основная)
Хайсоку –дати (стойка с сомкнутыми ступнями)
Мусуби –дати («связанная стойка», пятки вместе ,носки врозь)
Хейко –дати(стойка с параллельными ступнями на ширине плеч)
Шизен -дати (Сотохачиджи- дачи)
Утихотидзи-дати( стойка японской цифры «восемь»)
Сантин-дати(«стойка трех точек»)
Дзенкуцу-дати(передняя наклонная стойка)
Киба-дати(стойка всадника)
Цуруаши-дати(стойка журавля)
- Удары( Tsuki):
Сейкен чудан цуки ( проникающий удар передней частью кулака в средний уровень);
Сейкен дзедан цуки ( проникающий удар передней частью кулака в верхний уровень ) ;
Сейкен аго ути ( секущий удар передней частью кулака в подбородок ) ; Сейкен шита цуки ( проникающий удар перевернутой передней частью кулака в нижнюю часть корпуса противника
Сейкен какэ цуки (круговой проникающий удар передней частью кулака «крюком» в корпус противника );
Хиджи ути ( секущий удар локтем);
Уракен гаммен ути ( секущий удар тыльной частью кулака в лицо противника); Уракен саю ути ( секущий удар тыльной частью кулака в сторону);
Уракен хидзо ути ( секущий удар тыльной частью кулака в селезенку);
Уракен маваши ути (круговой секущий удар тыльной частью кулака в затылок противника); Шуто гаммен ути ( секущий удар внешним ребром ладони в лицо );
Шуто сакоцу ути ( секущий удар внешним ребром ладони в ключицу );
Шуто сакоцу утикоми ( «вбивающий» удар внешним ребром ладони в ключицу );
Шуто хидзо ути (секущий удар внешним ребром ладони в селезенку);
Шуто ути-ути (секущий удар внешним ребром ладони изнутри ).
3.Блоки(Uke):
Дзедан уке (блок предплечьем на верхнем уровне );
Чудан сото уке ( блок предплечьем снаружи внутрь на среднем уровне );
Чудан ути уке (блок предплечьем изнутри наружу на среднем уровне) ;
Гедан бараи ( нижнее парирование, «сметание» предплечьем);
Ути уке гедан бараи ( двойной блок: средний блок изнутри наружу и нижнее парирование предплечьем одновременно). 4.Удары ногой ( Keri) :
Маэ гери кеаге ( высокий ,не сгибая колено, пинок вперед);
Маэ-гери (проникающий удар ногой вперед «пинок»);
Ути маваши гери ( круговой удар ногой изнутри наружу – ребром ступни );
Сото маваши гери (круговой удар внутренней частью ступни снаружи вовнутрь );
Маэ хиза гери (прямой удар коленом );
Маваши хиза гери ( круговой удар коленом);
Маваши гери ( дугообразный удар ногой в верхний/дзедан/, средний/чудан/ ,нижний / гедан или лоу-кик / уровни);
Йоко гери кекоми ( проникающий удар ребром ступни в бок);
Йоко гери кеаге ( высокий боковой пинок, не сгибая колено ); Кансетсу гери ( удар ребром ступни в коленный сустав );
Уширо гери ( проникающий удар пяткой /какато/ назад
*Основы движения ( Ido) :
В Дзенкуцу- дати : движение вперед и назад, повороты в сочетании с техникой ударов и блоков руками и ногами .
Например: Дзенкуцу-Дати+ Сейкен Ой Цуки или Гяку Цуки.
*Ката:
Ката «Стоек» (Мусуби-дати+Йой-дати+Сантин-дати+Кокуцу-дати+Камаэтэ-дати+Зенкуцу-дати+Киба-дати+Шико-дати+Каке-дати+Церуаши-дати+Некоаши-дати+Фудо-дати );
Кихон Соно Ити;
Кихон Соно Ни;
Тайкеку Соно Ити;
Тайкеку Соно Ни;
Сокуги Тайкеку Соно Ити.
Б) Кондиция
- Гибкость: головой дотянуться до пола из положения сидя(ноги – шпагат);
- Отжимания на руках (Сейкен): 20 раз;
- Подпрыгивания на корточках: 20 раз;
- Стойка на руках 20 секунд (при поддержке другого человека);
- Подтягивание на высокой перекладине: 3 раза;
- Тоби Хиза Мае гери (прямой удар коленом в прыжке по шарику):достичь уровня челюсти экзаменуемого;
- Тоби Мае гери (удар ногой в прыжке по шарику): достичь уровня роста экзаменуемого.
- Прыжок через палку (пояс): 10 раз.
В) Кумитэ
- Якусоку Кумитэ (обусловленный спарринг) , блок против атаки : -блок руками против удара руками (ногами);
-блок ногами против удара руками (ногами).
2.Дзию Кумитэ (свободный спарринг ): 1 бой – 30 секунд. *Критерии: Рейги (спокойствие, поза);Камаэ(готовность);Киай.
Г) Теория устный (письменный) экзамен
*Экзамен проводится по терминологии и философии, принадлежащих уровню «Белый пояс»:
— Основатель Киокушинкай каратэ-до Масутацу Ояма.
— Складывание кимоно и завязывание пояса;
— Клятва Додзе (Додзекун);
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
План по технике «Оранжевый пояс»
Основы техники, что и для « Белого пояса»
А).Техника
*Основы техники ( Kihon ):
1.Позиции ( стойки )/ Tachikata /:
— Кокуцу-дати (задняя наклонная стойка);
— Некоаши-дати («Кошачья стойка»).
2.Техника дыхания (KokyuHo): — Ногарэ 1 («Мягкое» дыхание — Раздел 10 Кю); — Ногарэ 2 («Мягкое» дыхание с задержкой — Раздел 9 Кю).
*Основы движения(Ido)
Кокуцу-дати(Некоаши-дати):Движение вперед и назад, поворот. Например: Кокуцу-дати+Чудан Учи Уке;
Зенкуцу-дати с усложненной техникой (в сравнении с техникой на «Белый пояс»): Зенкуцу-дати+Сейкен Ой Цуки дважды{В разделе 9 Кю: Зенкуцу-дати+блоки руками +Сейкен Ой(Гяку)Цуки дважды};
Зенкуцу-дати+Сейкен Чудан Санбон Цуки{В разделе 9 Кю: Зенкуцу-дати+блоки руками+Сейкен Санбон Цуки на три уровня(едан,гедан,чудан)}.
*Ката:
Все ката на «Белый пояс» в более качественном исполнении + Такиеку Соно Сан; Сокуги Такиеку Соно Ни;Сан.(В разделе 9 Кю – в более качественном исполнении).
Б).Кондиция
- Гибкость: тот же критерий, что и для белого пояса, но с улучшением по сравнению с тем уровнем.
- Отжимания на руках (Сейкен): 25 раз (в Разделе 10 Кю);30 раз ( в Разделе 9 Кю).
- Подпрыгивания на корточках: 25 раз (в Разделе 10 Кю);30 раз (в Разделе 9 Кю).
- Стойка на руках: 25 секунд(в Разделе 10 Кю);30 секунд (в Разделе9 Кю).
- Подтягивание на высокой перекладине: 4 раза (в Разделе 10 Кю); 5 раз (в Разделе 9Кю). Прыжок через палку (пояс): 10 раз.
- Удар ногой в прыжке (Тоби Мае Гери — Рост экзаменуемого + 5 см(в Разделе 10 Кю); — Рост экзаменуемого + 10 см ( в Разделе 9 Кю )
В).Кумитэ 1.Якусоку Кумитэ: блок против атаки — блок руками против. Цуки(блок ногами против Цуки);-блок руками против Гери(блок ногами против Гери).
2.Дзию Кумитэ (свободный спарринг): на 10 Кю – 1 бой (60 секунд); на 9 Кю -2 боя по 60 секунд.
*Критерии: Рейги (спокойствие, поза); Камаэ (готовность); Киай.
Г). Теория: Устный ( письменный экзамен)
* Экзамен по терминологии и философии, принадлежащих уровню «Оранжевый пояс»:Раздел 10 Кю :
— Этикет Додзе;
— Смысл названия школы Киокушинкай { Киоку — предел; шин(cин) – истина; кай- союз, общество}.
Раздел 9 Кю:
-История создания Международной Организации Киокушинкай каратэ-до ( IKO).
— История развития Киокушинкай в мире и России.
-Чемпионаты Мира в абсолютной весовой категории (год проведения, кто стал чемпионом).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
План по технике «Синий пояс»
Основы техники те же, что и для «Белого»и «Оранжевого пояса»
*Основы техники (Kihon).
1.Позиции/стойки/(Tachikata):
— Какеаши-дати («скрученная стойка»).
2.Удары (Tsuki):
—Тетсуи (рука- «молот») —{ В Разделе 7 Кю: на три разных уровня};
— Нукитэ (рука-«копье»);
— Шотей (удар «пяткой» ладони).{В Разделе 7 Кю: на три разных уровня}.
3.Блоки (Uke):
— Моротэ-уке (блок в положении Ути-уке, усиленный второй рукой);
— Маваши-уке (круговой блок раскрытыми ладонями);
— Шуто Маваши-уке (круговой блок ребром ладони).
4.Техника дыхания (KokyuHo):
— Ибуки (силовое дыхание).
*Основы движения (Ido):
— передвижение вперед и назад в стойке Кокуцу-дати с Шуто Маваши Уке, с Гяку Цуки; повороты в стойке с блоками и ударами руками (в Разделе 7 Кю: добавляются блоки и удары руками на три уровня);
-передвижения вперед и назад с поворотами в стойке Санчин-дати с ударами Сейкен Чудан Гяку Цуки (в Разделе 7 Кю: добавляются блоки и удары руками на три уровня);
— передвижения в Киба-дати: движение боком вперед и назад с ударами Еко Гери (Мае Коши,Уширо Коши);повороты в этой стойке с ударами Джун Цуки,Тетсуи(в Разделе 7 Кю: Джун Цуки дважды, Тетсуи на три уровня );
— передвижения в стойках Кокуцу-дати и Зенкуцу-дати в сочетании с блоками и атаками руками (в Разделе 7 Кю: несколько разных блоков руками + удары на три уровня);
— передвижения в стойках Кокуцу-дати и Зенкуцу-дати в сочетании с ударами руками и ногами (в Разделе 7 Кю: в сочетании с блоками и ударами руками + удары ногами)
*Ката:
Раздел 8 Кю: — Пинан Соно Ити (зачет);- Пинан Соно Ни; — Санчин Но Ката.
Раздел 7 Кю: — Пинан Соно Ити; — Пинан Соно Ни (зачет); — Санчин Но Ката.
Б)Кондиция
Гибкость: плечи касаются пола в положении сидя (ноги в шпагате);
- Отжимания на руках: 35 раз (Раздел 8 Кю); 40 раз (Раздел 7 Кю).
- Подпрыгивания на корточках: 35 раз (Раздел 8 Кю); 40 раз (Раздел 7 Кю);
- Стойка на руках: 35 секунд (Раздел 8 Кю); 40 секунд (Раздел 7 Кю);
- Подтягивание на высокой перекладине: 7 раз (Раздел 8 Кю); 8 раз (Раздел 7 Кю);
- Удары ногами в прыжке: -Тоби Мае Хиза Гери на уровне роста экзаменуемого ; -Тоби Мае Гери : Рост экзаменуемого + 15 см. (Раздел 8 Кю); — Тоби Маваши Гери: Рост экзаменуемого + 15 см. (Раздел 7 Кю).
- Прыжок через палку (пояс): 10 раз.
В)Кумитэ
- Якусоку кумитэ: Уке Каеши (блок и контратака).
- Нападение противника, блок + к/атака с использованием различных атак, блоков и реакций.
- Например:рука-рука-рука\рука-рука-нога\рука-нога-рука\нога-рука-рука\рука-нога-нога\нога-нога-рука\нога-рука-нога\нога-нога-нога.
2.Дзию Кумитэ (свободный спарринг):
- — В Разделе 8 Кю : 3 боя по 60 секунд;
- -В Разделе 7 Кю : 4 боя по 60 секунд.
*Критерии:
- — Рейги (спокойствие);-Камаэ (готовность);-Кини (скорость, сила);-Кокуи (выдержка) ;использование Уке Кеаши( техничность ведения свободного боя).
Г)Теория : Устный (письменный ) экзамен.
- *Значение КАТА (расшифровка технических действий «БУНКАЙ» изученных в предыдущих Разделах КАТА)
- *Знание терминологии и философии, принадлежащих Разделам 8 Кю и 7 Кю;
- *Значение разминки и ее методы (Раздел 8 Кю);
- *Связь Кимэ с Киай (Раздел 7 Кю).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План по технике «Желтый пояс»
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ТЕ ЖЕ,ЧТО И ДЛЯ «СИНЕГО ПОЯСА».
А.)Техника.
*ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ( Kihon).
1.Удары (Tsuki):
-Кокен Ути (удар запястьем на разных уровнях и по разным траекториям);
-Хайто(маваши) Ути (круговой удар внутренним ребром ладони по шее, в корпус);
-Моротэ Цуки (удар двумя руками в лицо, в корпус).
2.Блоки (Uke):
— Кокен Уке (блок запястьем руки);
-Хайто Уке (блок внутренним ребром ладони);
-Дзюдзи Уке (верхний и нижний скрестный блок руками в позиции Сейкен или Шуто).
*ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ (Ido).
-Кайтен Идо( вращение )- например: Киба-дати+Кайтен Тетсуи;
-Дако Идо(передвижение под углом 45 градусов)-например: 45 гр. Киба-дати + Гедан Барай.
*КАТА.
-Пинан Соно Сан(зачет в Разделе 6 Кю);
-Пинан Соно Ен (зачет в Разделе 5 Кю);
-Янтцу (зачет в Разделе 6 Кю);
-Цуки Но Ката(зачет в Разделе 5 Кю).
Б).Кондиция
- Гибкость: тоже, что и для синего пояса, но с заметными улучшениями;
- Отжимания на руках: 45 раз (Раздел 6 Кю); 50 раз (Раздел 5 Кю);
- Подпрыгивания на корточках: 45 раз(Раздел 6 Кю); 50 раз (Раздел 5 Кю);
- Стойка на руках: 45 секунд (Раздел 6 Кю); 50 секунд (Раздел 5 Кю);
- Подтягивание на высокой перекладине: 9 раз (Раздел 6 Кю); 10 раз (Раздел 5 Кю);
- Прыжки через палку (пояс): 10 раз;
- Удары ногами в прыжке:
- Тоби Хиза Маваши Гери (круговой удар коленом в прыжке на уровне роста экзаменуемого);
Тоби Маваши Гери (круговой удар ногой в прыжке на уровне роста экзаменуемого + 20 см).
В.)Кумитэ.
1.Якусоку Кумитэ: Уке Каеши(блок и к/атака):
Нападение противника ,блок ,к/атака с использованием различных атак, блоков и реакций.
Например: рука-рука-рука\рука-рука-нога\рука-нога-рука\нога-рука-рука\рука-нога-нога\нога-нога-рука\нога-рука-нога\нога-нога-нога.
2.Дзию Кумитэ (свободный спарринг):
В Разделе 6 Кю: 5 боев по 60 секунд;
В Разделе 5 Кю: 6 боев по 60 секунд.
*Критерии: Рейги (спокойствие, поза); Камаэ (готовность); Кокуи (выдержка) ; Кини (скорость, сила);
использование Уке Кеаши(техничность ведения свободного боя).
Г)Теория : Устный (письменный ) экзамен.
*Значение и методы Дзию Кумитэ (Раздел 6 Кю);
*Виды боя в Киокушинкай каратэ-до (Раздел 5 Кю);
*Знание терминологии и философии, принадлежащих Разделам 6 Кю и 5 Кю.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
План пол технике « Зеленый пояс»
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ТЕ ЖЕ, ЧТО ДЛЯ БЕЛОГО И ЖЕЛТОГО ПОЯСА.
А)Техника
* ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ (Ido).
Основная работа ступней в Кумитэ Но Камаэ:
— Окури Аши (шаркающее передвижение);
— Фуми Аши ( шаг);
— Коса (разножка);
— Оинши/Сагари/ (догоняющий шаг).
* КАТА.
— Пинан Соно Го, Тайкиоку Соно Ичи Ура, Санчин Но Ката /на пробивание/( зачет в Разделе 4 Кю);
— Тайкиоку Соно Ни Ура, Тайкиоку Соно Сан Ура, Гекусай Дай, Тэкки Соно Ити (зачет в Разделе 3 Кю).
Б.)Кондиция
- Гибкость: грудная клетка касается пола из положения, сидя, ноги-шпагат.
- Отжимания на руках: 55раз (Раздел 4 Кю); 60 раз (Раздел 3 Кю);
- Подпрыгивание на корточках: 55 раз (Раздел 4 Кю); 60 раз (Раздел 3 Кю);
- Стойка на руках: 55 секунд (Раздел 4 Кю); 60 секунд (Раздел 3 Кю);
- Подтягивание на высокой перекладине: 11 раз(Раздел 4 Кю); 12 раз (Раздел 3 Кю);
- Прыжок через палку/пояс/ : 10 раз.
- Удар ногой в прыжке (Тоби Маваши Гери): Рост экзаменуемого+25 см (Раздел 4 Кю); Рост экзаменуемого+30 см(Раздел 3 Кю);
- Удар коленом в прыжке(Тоби Хиза Маваши Гери): Рост экзаменуемого + 10 см.
В.)Кумитэ
1.Якусоку Кумитэ: Уке и Уке Каеши в Кумитэ Но Камаэ, передвижения.
2.Дзию Кумитэ:
— В Разделе 4 Кю: 7 боев по 60 секунд;
— В Разделе 3 Кю: 8 боев по 60 секунд.
Критерии: Рейги(спокойствие,поза);Камаэ(готовность);Кини(скорость,сила);Кокуи(выдержка); Уке Кеаши (ритм, комбинации, баланс между техникой рук и ударами ног, передвижения).
Г.)Теория: устный (письменный) экзамен.
В Разделе 4 Кю: физиологическое действие силового дыхания Ибуки.
В Разделе 3 Кю: знание терминологии и основ техники. Медитация.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
План по технике «коричневый пояс»
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ТЕ ЖЕ , ЧТО ДЛЯ БЕЛОГО И ЗЕЛЕНОГО ПОЯСА.
А.)Техника.
* ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ (Ido).
-Кумитэ Но Камаэ работа ног, движение под различными углами.
*КАТА.
— Пинан Соно Ити – Сан Ура, Сайфа, Гекусай Шо (зачет в Разделе 2 Кю);
— Пинан Соно Ен – Го Ура, Теншо, Тэкки Соно Ни (зачет в Разделе 1 Кю).
Б.) Кондиция.
- Гибкость: грудная клетка касается пола из положения сидя, ноги – шпагат;
Отжимания на руках: — В Разделе 2 Кю: на Сейкен – 50 раз; на пяти пальцах – 10 раз; на трех пальцах – 10 раз; на Кокен – 10 раз. – В Разделе 1 Кю: на Сейкен – 60 раз; на пяти пальцах – 10 раз; на трех пальцах -10 раз; на двух пальцах – 10 раз; на Кокен – 10 раз.
- Подпрыгивание на корточках:
— В Разделе 2 Кю : 80 раз;
— В Разделе 1 Кю: 100 раз.
- Стойка на руках :в Разделе 2 Кю – 80 секунд; в Разделе 1 Кю – 90 секунд.
- Подтягивание на высокой перекладине: в Разделе 2 Кю – 14 раз; в Разделе 1 Кю – 15 раз.
- Прыжок через палку/пояс/ : 10 раз.
- Удар ногой в прыжке : Тоби Уширо Гери или Тоби Уширо Маваши Гери – рост экзаменуемого + 30 см.
В) Кумитэ.
1.Якусоку Кумитэ: Уке и Уке Каеши в Кумитэ Но Камаэ, передвижения.
2.Дзию Кумитэ: В Разделе 2 Кю – 9 боев по 60 секунд;
В Разделе 1 Кю – 10 боев по 60 секунд. *Критерии: Рейги (спокойствие, поза)/Камаэ(готовность)/Киай(скорость, сила) /Кокуи(выдержка)Уке Каеши (ритм, комбинации, баланс между техникой руки ударами ног),передвижения. Г.ТАМАШЕВАРИ (разбивание твердых предметов).
— В Разделе 2 Кю: Сейкен; Шуто; Хидзи; Какато – по 2 доски по 2,5 см.
— В Разделе 1 Кю: Сейкен; Шуто; Хидзи; Какато – по 3 доски по 2,5 см.
Д.)Теория: устный (письменный) экзамен.
В Разделе 2 Кю: Вопросы по тренировочному процессу.
В Разделе 1 Кю: Знание правил и судейской терминологии.
Список литературы
- Масутацу Ояма. Философия каратэ. Москва.1992г.
- Масутацу Ояма. Это каратэ. Москва.ФАИР-ПРЕСС.2000г. 3. М.А.Мисакян. Каратэ Киокушинкай.Москва.ФАИР-ПРЕСС.2005г. 4.Методический сборник Федерации Киокушинкай каратэ России. Благовещенск.2004г.
- Инструкция по технике. Международная организация каратэ(IKO)Токио.1997г.
- С.Г.Гагонин. Спортивно-Боевые Единоборства. Санкт-Петербург.1997г.
- Патрик М.Хики. Каратэ: техника и тактика. Навыки самозащиты и работы в спарринге. Москва. Эксмо.2005г.
- Танюшкин А.И. Фомин В.П. Игнатов О.В.Серия «Система подготовки в Кекусинкай каратэ-до». Москва.1992г.
- 9. Г.Н. Шамардина,В.Н. Шамардин «Основы физической подготовки в восточных единоборствах» г.Кривой Рог 1991г.
- 10. Н.С.Демченко, А.Г.Дорофеев, А.Б.Качан «Киокусинкай-Образовательная программа дополнительного образования» Москва 2009г.
- Головихин Е.В., Степанов С.В. «Программа по каратэ» г.Ульяновск, г.Екатеринбург 2006 г.
- Дащинский В.Э. « Секреты каратэ — до» Практическое руководство. Москва «Издательство ФАИР» 2008 г.