Цель:
выявить степень удовлетворенности учащихся выпускных классов результатами и процессом воспитания и жизнедеятельности в ОУ. Выпускникам предлагается заполнить бланк анкеты:
Уважаемый выпускник!
Вы завершаете свое обучение в школе. Администрация школы просит Вас ответить на вопросы данной анкеты с целью экспертизы и дальнейшего развития системы лицейского образования.
- В чем Вы видите смысл школьного образования? Выберите не более 2 вариантов:
- познание, понимание окружающей жизни;
- развитие своих интересов, способностей;
- познание основ наук (изучение предметов базового цикла);
- подготовка к получению профессии;
- самопознание и самосовершенствование,
- подготовка к поступлению в вуз;
- получение аттестата с отличными оценками;
- сам процесс обучения престижен.
- От чего Вы получили наибольшее удовлетворение при обучении в школе? Проранжируйте по степени снижения значимости (1 — самое важное, 2 — менее важное и т.д.):
- от своих учебных результатов;
- своих успехов в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях;
- учебного процесса в целом;
- атмосферы в группе;
- взаимоотношений со сверстниками;
- взаимоотношений с педагогами;
- общешкольных и групповых дел;
- возможности проявить себя, свои способности и умения;
- уровня требований;
- престижа учебного заведения;
- чего еще (допишите)
- Что в жизнедеятельности школы вызывает Вашу неудовлетворенность? Допишите:
- в организации школьной жизни;
- учебном процессе;
- организации общешкольных дел;
- общении с педагогами;
- общении с одноклассниками;
- В какой социальной роли Вы чаще всего выступали в школьной жизни? Выберите один ответ:
- лидер и организатор;
- активный участник происходящего;
- достойный исполнитель;
- делаю немного, но сопереживаю происходящему;
- увлеченный зритель;
- отстраненный наблюдатель.
- Какое событие в Вашей школьной жизни Вам запомнилось больше всего?________________________
- Что Вы считаете своим главным достижением за все годы школьной жизни?_____________________
- Какая Ваша проблема, связанная со школой, так и осталась нерешенной? Выберите:
- результаты по отдельным учебным предметам;
- успеваемость в целом;
- проблемы взаимоотношений с одноклассниками;
- проблемы взаимоотношений с педагогами;
- не смог проявить себя в групповых и школьных делах;
- отсутствует ощущение безопасности и защищенности;
- ухудшение состояния здоровья;
- неумение распределить свое время;
- сложно совмещать учебу и дополнительные занятия (спорт, музыка и т.п.);
- нет друга;
- страх перед экзаменами;
- что еще (допишите) ________________
- Что для Вас наиболее значимо в жизни? Проранжируйте в порядке снижения значимости (1 — самое важное, 2 — менее важное и т.д.):
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
- жизненная, мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
- любовь;
- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
- наличие хороших и верных друзей;
- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
- счастливая семейная жизнь;
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
- творчество (возможность творческой деятельности);
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
- Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с одноклассниками? Они:
- в основном теплые, близкие;
- чаще холодные, проблемные.
- Как Вы считаете, на какие черты Вашего характера повлияла школьная жизнь? Каким образом?______
Обработка полученных результатов.
Количественный и качественный анализ ответов учащихся на вопросы 1— 3 позволяет выяснить мнение выпускников о тех сторонах жизни в школе, которые способствовали формированию у лицеистов чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в учебном заведении. Ответы на восьмой вопрос содержат сведения о преобладающих ценностных ориентациях. При анализе ответов учащихся на другие вопросы накапливается информация о характере отношений в школьной среде, о положительных и отрицательных аспектах учебно-воспитательного процесса.