<<< Рабочие программы внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации »Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Задачи программы – знакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, привитие навыков правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия; обеспечить грамотность и безопасность движения на дорогах, строгое соблюдение общепринятых правил.
В программе описывается содержание занятий по правилам дорожного движения в 3классе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа:
направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;
дано системное изложение учебного материала, адресованного учащимся школы и их родителям;
в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;
изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Программа предусматривает такие содержательные линии:
занятия по обучению правилам дорожного движения в 3 классе;
работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте (родительские собрания);
проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;
проведение месячника безопасности;
Место программы в плане развития школы.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.
Формы и режим занятий: курса «Азбука дорожного движения» рассчитана на 68 часов, 2 раза в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс (68 часов)
Город и его транспорт.
Поговорим об истории.
Дорога, её элементы и правила поведения на ней.
Правила поведения на улицах.
Город, поселок, улица, где ты живешь.
По дороге в школу
Переход улицы. Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу
Знакомство с дорожными знаками
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено»
Где и как переходить дорогу.
Правила перехода дороги по пешеходному переходу.
Нерегулируемые перекрёстки.
Регулируемые перекрёстки, светофор и его сигналы
Регулировщик и его сигналы.
Будь внимательным и осторожным
Остановочный путь и скорость движения.
Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой дороге осенью и весной.
Где можно и где нельзя играть
Правила поведения детей на улице.
Почему нельзя играть на улицах и дорогах.
Мы пассажиры
Знакомство с транспортом города (поселка).
Правила поведения детей в транспорте.
Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах
Закрепление знаний и умений по пройденным темам. Моделирование и изготовление настольных игр, организация игр в классе и на улице.
Экскурсия по городу (поселку)
Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах.
Календарно – тематическое планирование
№ п|п | Тема занятия | Виды деятельности | Количество часов |
1-2 | Вводное занятие «Что такое дорожная безопасность». Повторение. | Беседа, игра | 2 |
3-4 | Поговорим об истории. | Беседа. Кроссворды. | 2 |
5-6 | Тротуар. Держись с правой стороны. | Беседа. Игра. | 2 |
7-8 | Элементы дороги. Бордюр. Ограждения | Кроссворд. | 2 |
9-10 | Движение по тротуару в группе. Правила поведения при движении по тротуару. | Тест. Проверь себя. | 2 |
11-12 | Улица. Особенности движения по нашей улице. | Экскурсия. | 2 |
13-14 | Переход улицы 25 Октября. | Экскурсия. | 2 |
15-16 | Разбор конкретных маршрутов учащихся. Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой дороге. | Составление схемы дороги «Мой безопасный путь от школы до дома. | 2 |
17-18 | Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах. | Беседа. | 2 |
19-20 | Город. Пешеходные переходы: наземные и подземные. | Просмотр мультфильма. | 2 |
21-22 | Дороги с односторонним движением. Правила перехода. | Игра. | 2 |
23-24 | Дороги с двусторонним движением.
Правила перехода. |
Составление памятки | 2 |
25-26 | Правила перехода дороги по пешеходному переходу | Составление памятки. Тест. | 2 |
27-28 | Перекрёстки и их типы. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. | Настольная игра | 2 |
29-30 | Нерегулируемые перекрёстки. Правила перехода по переходу. | Составление памятки.. | 2 |
31-32 | Регулируемые перекрёстки. | Кроссворд | 2 |
33-34 | Светофор. Виды транспортных светофоров. | Настольные игры. | 2 |
35-36 | Пешеходный светофор. Обозначения светофора. Правила перехода дороги на регулируемом пешеходном переходе. | Конкурс рисунков. | 2 |
37-38 | Регулировщик и его сигналы. | Игра «Регулировщик». Кроссворд. | 2 |
39-40 | Подземные и наземные пешеходные переходы и дорожные знаки. | Конкурс рисунков. | 2 |
41-42 | Путешествие в страну дорожных знаков. | Сюжетно – ролевая игра «Поставь дорожные знаки». | 2 |
43-44 | Проверим себя. | Тест. | 2 |
45-46 | Неожиданности улицы без интенсивного движения. | Разыгрывание ситуаций, возможных на улице. | 2 |
47-48 | Нас увидят в сумерках. | Беседа. | 2 |
49-50 | Я — велосипедист. | Беседа | 2 |
51-52 | Что мешает вовремя увидеть опасности на дорогах. | Беседа. | 2 |
53-54 | Где можно играть. | Настольные игры | 2 |
55-56 | «Зелёный огонёк» | Игра «Светофор». | 2 |
57-58 | Азбука дорожная – она совсем не сложная. | Моделирование и изготовление настольных игр. | 2 |
59-60 | Я и правила дорожного движения. | Викторина по ПДД.
Конкурс рисунков. |
2 |
61-62 | Осторожно! Железнодорожный переезд. | Разбор дорожных ситуаций. | 2 |
63-64 | Правила перехода железнодорожных линий. | Экскурсия. | 2 |
65-66
|
Правила – твои друзья, забывать друзей нельзя. | Практические занятия с использованием макетов, приготовленных на занятиях. | 2 |
67-68 | Соблюдение ПДД во время летних каникул | Разбор конкретных ситуаций. | 2 |
Планируемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В результате освоения программы кружка «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Учащиеся должны знать:
- Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
- Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
- Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
- Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
- Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
- Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
- Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
- Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
- Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
- Безопасный путь в школу.
- Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
Учащиеся должны уметь:
- Определять места перехода через проезжую часть.
- Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
- Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
- Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
- Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
- Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
- Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
- Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
Список литературы:
- Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе, Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2009г.
- Методическое пособие «Дошкольник и дорога», Томск, 2007.
- Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
- Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007
- Е.М.Сосунова, М.Л. Форштатат. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы. СПб: Паритет, 2002г.