Азбука дорожного движения — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Азбука дорожного движения

<<< Рабочие программы внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации »Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Задачи программы – знакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, привитие навыков правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия; обеспечить грамотность и безопасность  движения на дорогах,  строгое соблюдение общепринятых правил.
В программе описывается содержание занятий по правилам дорожного движения в 3классе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа:
направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;
дано системное изложение учебного материала, адресованного учащимся школы и их родителям;
в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;
изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Программа предусматривает такие содержательные линии:
занятия по обучению правилам дорожного движения в 3  классе;
работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте (родительские собрания);
проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;
проведение месячника безопасности;
Место программы в плане развития школы.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.
 Формы и режим занятий: курса «Азбука дорожного движения» рассчитана на 68 часов, 2 раза в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс (68 часов)
  Город и его транспорт.
Поговорим об истории.
Дорога, её элементы и правила поведения на ней.
Правила поведения на улицах.
Город, поселок, улица, где ты живешь.
По дороге в школу
Переход улицы. Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу
Знакомство с дорожными знаками
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение  пешеходов запрещено»
 Где и как переходить дорогу.
Правила перехода дороги по пешеходному переходу.
Нерегулируемые перекрёстки.
Регулируемые перекрёстки, светофор и его сигналы
Регулировщик и его сигналы.
Будь внимательным и осторожным
Остановочный путь и скорость движения.
Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой дороге осенью и весной.
Где можно и где нельзя играть
Правила поведения детей на улице.
Почему нельзя играть на улицах и дорогах.
Мы пассажиры
Знакомство с транспортом города (поселка).
Правила поведения детей в транспорте.
Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах
Закрепление знаний и умений по пройденным темам. Моделирование и изготовление настольных игр, организация игр в классе и на улице.
Экскурсия по городу (поселку)
Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах.
Календарно – тематическое планирование

№ п|п Тема занятия Виды деятельности Количество часов
1-2 Вводное занятие «Что такое дорожная безопасность». Повторение. Беседа, игра 2
3-4 Поговорим об истории. Беседа. Кроссворды. 2
5-6 Тротуар. Держись с правой стороны. Беседа. Игра. 2
7-8 Элементы дороги. Бордюр. Ограждения Кроссворд. 2
9-10 Движение по тротуару в группе. Правила поведения при движении по тротуару. Тест. Проверь себя. 2
11-12 Улица. Особенности движения по нашей улице. Экскурсия. 2
13-14 Переход улицы 25 Октября. Экскурсия. 2
15-16 Разбор конкретных маршрутов учащихся. Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой дороге. Составление схемы дороги «Мой безопасный путь от школы до дома. 2
17-18 Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах. Беседа. 2
19-20 Город. Пешеходные переходы: наземные и подземные. Просмотр мультфильма. 2
21-22  Дороги с односторонним  движением. Правила перехода. Игра. 2
23-24 Дороги  с двусторонним движением.

Правила перехода.

Составление  памятки 2
25-26 Правила перехода дороги по пешеходному переходу Составление памятки. Тест. 2
27-28  Перекрёстки и их типы. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Настольная игра 2
29-30 Нерегулируемые перекрёстки. Правила перехода по переходу. Составление памятки.. 2
31-32 Регулируемые перекрёстки. Кроссворд 2
33-34 Светофор. Виды транспортных  светофоров. Настольные игры. 2
35-36 Пешеходный светофор. Обозначения светофора. Правила перехода дороги на регулируемом пешеходном переходе. Конкурс рисунков. 2
37-38 Регулировщик и его сигналы.  Игра «Регулировщик». Кроссворд. 2
39-40 Подземные и наземные пешеходные переходы и дорожные знаки. Конкурс рисунков. 2
41-42 Путешествие в страну дорожных знаков.  Сюжетно – ролевая игра «Поставь дорожные знаки». 2
43-44 Проверим себя. Тест. 2
45-46 Неожиданности улицы без интенсивного движения. Разыгрывание ситуаций, возможных на улице. 2
47-48 Нас увидят в сумерках. Беседа. 2
49-50 Я — велосипедист. Беседа 2
51-52 Что мешает вовремя увидеть опасности на дорогах. Беседа. 2
53-54 Где можно играть. Настольные игры 2
55-56 «Зелёный огонёк» Игра «Светофор». 2
57-58 Азбука дорожная – она совсем не сложная. Моделирование и изготовление настольных игр. 2
59-60 Я и правила дорожного движения. Викторина по ПДД.

Конкурс рисунков.

2
61-62 Осторожно!  Железнодорожный переезд. Разбор дорожных ситуаций. 2
63-64 Правила перехода железнодорожных линий.  Экскурсия. 2
65-66

 

Правила – твои друзья, забывать друзей нельзя. Практические занятия с использованием макетов, приготовленных на занятиях. 2
67-68 Соблюдение ПДД во время летних каникул Разбор конкретных ситуаций. 2


Планируемые результаты
:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В результате освоения программы кружка «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Уча­щиеся должны знать:

  1. Эле­менты до­роги и их на­зна­че­ние – про­ез­жая часть, тро­туар, раз­де­ли­тель­ная по­лоса, обо­чина, кю­вет. На­зна­че­ние бордюра и пе­ше­ход­ных ог­ра­ж­де­ний.
  2. Что та­кое пе­ше­ход­ный пе­ре­ход (не­ре­гу­ли­руе­мый, ре­гу­ли­руе­мый, под­зем­ный, над­зем­ный). Обо­зна­че­ния пе­ре­хо­дов. Пра­вила поль­зо­ва­ния пе­ре­хо­дами.
  3. Пра­вила пе­ре­хода про­ез­жей части до­роги вне зоны ви­ди­мо­сти пе­ше­ход­ного пе­ре­хода или пе­ре­кре­стка.
  4. Что та­кое пе­ре­кре­сток. Типы пе­ре­кре­ст­ков. Раз­ли­чие ме­жду ре­гу­ли­руе­мым и не­ре­гу­ли­руе­мым пе­ре­кре­ст­ками. Пра­вила пе­ре­хода про­ез­жей части на них.
  5. Зна­че­ние сиг­на­лов све­то­фора и ре­гу­ли­ров­щика. Пра­вила пе­ре­хода про­ез­жей части по этим сиг­на­лам.
  6. Зна­че­ние пре­ду­пре­ди­тель­ных сиг­на­лов, по­да­вае­мых во­ди­те­лями транс­порт­ных средств.
  7. На­зна­че­ние и на­зва­ние до­рож­ных зна­ков и до­рож­ной раз­метки.
  8. Пра­вила по­ве­де­ния пе­ше­хода на тро­туаре. Пра­вила по­ве­де­ния при дви­же­нии в группе.
  9. Пра­вила поль­зо­ва­ния го­род­ским мар­шрут­ным транс­пор­том и дру­гими ви­дами транс­порта.
  10. Безо­пас­ный путь в школу.
  11. Где раз­ре­ша­ется иг­рать. Где можно ез­дить на са­мо­кат­ных сред­ст­вах.

Уча­щиеся должны уметь:

  1. Оп­ре­де­лять места пе­ре­хода че­рез про­ез­жую часть.
  2. Пе­ре­хо­дить че­рез про­ез­жую часть до­роги под на­блю­де­нием и в со­про­во­ж­де­нии взрос­лого.
  3. Об­ра­щаться за по­мо­щью к взрос­лым в слу­чаях за­труд­не­ний при пе­ре­ходе до­роги, если уро­нил ка­кой-либо пред­мет на про­ез­жую часть и т. п.
  4. Поль­зо­ваться го­род­ским мар­шрут­ным транс­пор­том в со­про­во­ж­де­нии взрос­лого.
  5. Поль­зо­ваться безо­пас­ной до­ро­гой в школу, кру­жок, ма­га­зин и т. п.
  6. Оп­ре­де­лять безо­пас­ные места для игр и езды на ве­ло­си­педе и дру­гих са­мо­кат­ных сред­ст­вах.
  7. Оце­ни­вать до­рож­ную си­туа­цию ви­зу­ально (при по­мощи гла­зо­мера).
  8.  Ори­ен­ти­ро­ваться на до­роге и оп­ре­де­лять опас­ные си­туа­ции в тем­ное время су­ток.

Список литературы:

  1. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе, Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2009г.
  2. Методическое пособие «Дошкольник и дорога», Томск, 2007.
  3. Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
  4. Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007
  5. Е.М.Сосунова, М.Л. Форштатат. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы. СПб: Паритет, 2002г.

Яндекс.Метрика