A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
МЕНЮ

ОДОД

Архивы публикаций

Основы православной культуры, 4 класс

<<< Рабочие программы начального общего образования

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с  Положением о рабочей программе ГБОУ школа – интернат  289с углубленным изучением предмета «физическая культура»  Красносельского района  г. Санкт-Петербурга, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года,  годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.

Данная программа разработана с учетом психологических особенностей класса.

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа

 

 Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

 

Задачи учебного курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы

. Цель учебного предмета«Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры.

Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

  • усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
  • привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
  • ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
  • привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
  • ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
  • ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);
  • усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
  • усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
  • формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
  • воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
  • формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достиже­ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

 

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;
  • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

 

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.

 

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ — «Основы православной культуры 4 класс» — изучается обучающимся 4 классов с их согласия и  по выбору его  родителей.    Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю

 

Всего 34 часа за год

 

 

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики»

основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.

Формы контроля и возможные варианты его проведения. По данному курсу ведётся безотметочное обучение.  При проверке знаний применяются  следующие формы контроля:

Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

Самоконтроль;

Фронтальный контроль;

Тестирование, викторины, кроссворды, конкурсы, составление рассказов, эссе, сочинения.

Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.

 

Содержание программы
«Основы православной культуры»

Тема 1. Россия — наша Родина.

Тема 2. Культура  и  религия.

Тема 3. Человек  и  Бог  в  православии.

Тема 4. Православная  молитва.

Тема 5. Библия  и  Евангелие.

Тема 6. Проповедь  Христа.

Тема 7. Христос  и  его  Крест.

Тема 8. Пасха.

Тема 9. Православное  учение  о  человеке.

Тема 10. Совесть  и  раскаяние.

Тема 11. Заповеди.

Тема 12.  Милосердие  и  сострадание.

Тема 13. Золотое  правило  этики.

Тема 14. Храм.

Тема 15. Икона.

Тема 16-17. Творческие  работы  обучающихся. Подведение  итогов.

Тема 18.Как  христианство  на  Русь пришло.

Тема 19. Подвиг.

Тема 20. Заповеди  блаженств.

Тема 21. Зачем  творить  добро?

Тема 22. Чудо  в  жизни  христианина.

Тема 23. Православие  о  Божием  суде.

Тема 24. Таинство  Причастия.

Тема 25. Монастырь.

Тема 26. Отношение  христианина  к  природе.

Тема 27. Христианская  семья.

Тема 28. Защита  Отечества.

Тема 29. Христианин  в  труде.

Тема 30. Любовь и уважение  к Отечеству.

Тема 31 – 34. Итоговые  занятия. Презентации  работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно– тематический план

 

№ темы  

Наименование темы

Коли

чество часов

1 Россия – наша Родина 1
2 Культура и религия 1
3 Человек и Бог в православии 1
4 Православная молитва 1
5 Библия и Евангелие 1
6 Проповедь Христа 1
7 Христос и Его крест 1
8 Пасха 1
9 Православное учение о человеке 1
10 Совесть и раскаяние 1
11 Заповеди 1
12 Милосердие и сострадание 1
13 Золотое правило этики 1
14 Храм 1
15 Икона 1
16 Творческие работы учащихся 1
17 Подведение итогов 1
18 Как христианство пришло на Русь 1
19 Подвиг 1
20 Заповеди блаженств 1
21 Зачем творить добро? 1
22 Чудо в жизни христианина 1
23 Православие о Божием суде 1
24 Таинство Причастия 1
25 Монастырь 1
26 Отношение христианина к природе 1
27 Христианская семья 1
28 Защита Отечества 1
29 Христианин в труде 1
30 Любовь и уважение к Отечеству 1
31 Подготовка творческих проектов учащихся 1
32-33 Выступление учащихся  со своими творческими  работами 2
34 Презентация творческих проектов 1
  Всего: 34 ч.

 

 

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:     знать/понимать:
       основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
       уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам

 

Литература:

 

1.Учебник для учащихся «Основы православной культуры»  4 класс. Просвещение. Москва. 2010г

2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

 

Для родителей:

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.

 

Для учителя:

  1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2010
  2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
  3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4.
  4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
  5. Энциклопедическая и справочная литература.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Календарь публикаций

Октябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
© 2025 - ГБОУ школа-интернат № 289 с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга