A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
МЕНЮ

ОДОД

Архивы публикаций

Основы мировых культур

<<< Рабочие программы начального общего образования

Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.

Рабочая программа по «Основам мировых и религиозных культур» составлена в соответствии со следующими нормативными и учебно-методическими документами:

  1. Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Уставом общеобразовательного учреждения;
  3. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  4. Примерной образовательной программой начального общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
  5. Авторской программой комплексного курса для 4-5 классов «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Основы мировых религиозных культур. Основы православной культуры. Основы исламской культуры. Основы иудейской культуры. Основы буддийской культуры»Шапошниковой Т.Д., Савченко К.В.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» входит в федеральный компонент образовательного стандарта и базисного учебного плана МБОУ СОШ № 5.

Учебник (авторы:Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М., Китинов Б.У., Малышев Б.А., Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Сергазина К.Т., Шапошникова Т.Д.) для 4-5 классов соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Рабочая программа составлена для учащихся 4-х классов, ориентирована на обучающихся 10-11 лет.

  1. Общая характеристика учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих многонациональную культуру России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Курс не только готовит учащихся к освоению основ знаний обществознания, истории в основной школе, но и способствует развитию и воспитанию личности, что имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Курс ОРКСЭ также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Цели: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 

Данная рабочая программа позволяет организовать учебный процесс с использованием современных педагогических технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий, музейное образование и др.). Реализация рабочей программы допускает сочетание различных форм обучения. Возможна организация обучения по индивидуальным учебным планам.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.

Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.

Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем. Обучение безотметочное.

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема урока Характеристика основных видов деятельности ученика  Дата проведения
1 Россия – наша Родина.  Знать, понимать  и принимать  личностью ценности: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. Уметь осуществлять информативный поиск для осуществления учебной задачи.

Принимать и сохранять учебную задачу.

2 Культура и религия.  Понимать, что такое религия.

Знать  мировые и национальные   религии.  Уметь: составлять предложения со словами культура, религия;

работать с источниками информации

3 Культура и религия.  Понимать, что такое религия.

Знать  мировые и национальные   религии.  Уметь: составлять предложения со словами культура, религия;

работать с источниками информации

4 Возникновение религий. Древнейшие верования.  Знать основателей религий мира, как начало распространяться христианство. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать. Принимать и сохранять учебную задачу
5 Возникновение религий. Религии мира и их основатели.  Знать основателей религий мира, как начало распространяться христианство. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать. Принимать и сохранять учебную задачу
6 Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака.   Знать когда появились священные тексты и как они  назывались. Различать священные книги. Тора, Библия, Коран. Обнаруживать связи в священных книгах.
7 Священные книги мира: Тора, Библия, Коран.  Знать когда появились священные тексты и как они  назывались. Различать священные книги. Тора, Библия, Коран. Обнаруживать связи в священных книгах.
8 Хранители предания в религиях мира.  Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда
9 Добро и зло Возникновение зла в мире.  Иметь представление о понятиях греха, раскаяния, воздания.

Уметь определять цель учебной деятельности. Владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда

10 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.  Иметь представление о понятиях греха, раскаяния, воздания.

Уметь определять цель учебной деятельности. Владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда

11 Человек в религиозных традициях мира.  Иметь представление о понятиях: молитва, таинства, намаз, мантра. Понимать цель и задачи учебной деятельности. Уметь оценить себя на     основе критериев успешности учебной деятельности.  Быть готовым  слушать собеседника и вести диалог.
12 Священные сооружения.  Знать какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены. Уметь  определять   ориентиры действия в новом учебном материале. Готовность  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную. Уметь вести диалог.
13 Священные сооружения.    Иметь представление о том, какую роль в разных религиях играет искусство, какие формы искусства характерны для традиционных религий России. Уметь планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в   предметах и произведениях культуры народов своего края

14 Искусство в религиозной культуре.  
15 Искусство в религиозной культуре.  Иметь представление о том, какую роль в разных религиях играет искусство, какие формы искусства характерны для традиционных религий России. Уметь планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в   предметах и произведениях культуры народов своего края

16 — 17 Творческие работы ученика Уметь составлять план, таблицу, презентацию

Владеть навыками выступления

Уметь защищать пректы.

18 История религий в России.    Знать когда и почему выбрали христианство на Руси, какую роль сыграло православие в истории России. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда
19 История религий в России.  Знать когда и почему выбрали христианство на Руси, какую роль сыграло православие в истории России. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда
20 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.  Иметь представление о ритуалах в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Уметь планировать учебную деятельность на уроке. Уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий
21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.  Иметь представление о ритуалах в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Уметь планировать учебную деятельность на уроке. Уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий
22 Паломничества и святыни.   Иметь представление о понятиях паломничество, реликвии, мощи, о главных святынях мировых религий. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда
23 Праздники и календари.  Знать  религиозные праздники народов России, иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Уметь планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Находить общее и особенное

   
24 Праздники и календари.  Знать  религиозные праздники народов России, иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Уметь планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Находить общее и особенное

25 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.  Знать  что такое мораль, нравственность, в чем состоят нравственные заповеди в иудаизме, христианств, каково нравственное учение ислама, что является основой поведения для буддистов. Уметь планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Находить общее и особенное.  

26 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Знать  что такое мораль, нравственность, в чем состоят нравственные заповеди в иудаизме, христианств, каково нравственное учение ислама, что является основой поведения для буддистов. Уметь планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Находить общее и особенное.  

27 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.  Знать о том, как разные религии учат милосердию, состраданию, и помощи людям. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда
28 Семья.  Знать о том, как традиционные религии России относятся к семье. Иметь представление о семейных ценностях. Находить общее и особенное.
29 Долг, свобода, ответственность, труд.  Иметь представление  о долге, свободе, ответственности, труде. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда
30 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.  Знать, понимать, что Отечество, семья, религия – основы религиозно- культурных традиций многонационального народа. Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Уметь вести диалог.

31 — 32 Итоговая презентация творческих проектов. Уметь защитить творческий проект, оценивать себя и других.
33 Промежуточная

аттестация

34 Повторение

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «ОРКСЭ»

 

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

— понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

— формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

— знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

— укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

— Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

— Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

— Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

— излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

— осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Календарь публикаций

Октябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
© 2025 - ГБОУ школа-интернат № 289 с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга