Русский язык, 1 класс — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Русский язык, 1 класс

<<< Рабочие программы начального общего образования

Пояснительная запискаДанная рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом, учебным планом на 2016-2017 уч.г. В соответствии со школьным учебным планом и годовым графиком на 2016-2017 учебный год в рамках государственного образовательного стандарта начального образования

Рабочая программа по русскому языку для  1 класса составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой и Т.В. Бабушкиной «Русский язык», соответствующей требованиям ФГОС начального общего образования.

Программа  ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту (УМК):

  1. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» 1-4 классы. – М. Просвещение, 2012.
  2. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. + CD-М. Просвещение, 2013.
  3. Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.— М. Просвещение, 2013.
  4. Михайлова С.Ю. Русский язык. Тренировочные и проверочные работы. 1 класс. – М. Просвещение, 2013.

Место курса в учебном плане.

На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч.

В первом классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч

(23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.

Цели курса.

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

 

Задачи курса.

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

 

Информация об использованных технологиях обучения, формах уроков.

Технология обучения: ИКТ, проблемное, игровое, дифференцированное, разноуровневое, развивающее.

Формы уроков: фронтальная, индивидуальная, в малых группах, в парах, урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия.

 

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды и формы контроля как  текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: итоговая контрольная работа, контрольное списывание,выполнения заданий рабочей тетради.  Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания.

 

Содержание курса.

 Систематический курс русского языка

В мире общения 2 ч

Овладение основными умениями вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор,привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от ситуации общения. Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения

Роль слова в общении 2 часа

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)

Слово и его значение 2 часа

Восприятие слова в качестве объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение за значением слова. Понимание неразрывности звучания и значения слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов

Имя собственное (2 ч)

Восприятие слова в качестве объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение за значением слова. Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, в именах собственных

Слова с несколькими значениями (2 ч)

Понимание неразрывности звучания и значения слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова

Слова, близкие и противоположные по значению (2 ч)

Модели слов, близких и противоположных  по  значению.  Сравнение  словсинонимов (без термина) по их значению и звучанию. Роль синонимов в речи. Богатство русского языка. Наблюдение за дополнительной окраской и новыми оттенками, которые добавляют синонимы к характеристике  предмета  (малышка  — крошка, малютка). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Антонимы в парах, их значение. Нахождение антонимов в пословицах, объяснение их смысла. Составление (вместе с учителем) кратких описаний, характеристик предметов с использованием синонимов или антонимов

Группы слов (4 ч)

Восприятие слова в качестве объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение за значением слова

Звуки и буквы. Алфавит 2 часа

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности

Звуки гласные и согласные. Обозначение их буквами 3 часа

Различение звуков и букв. Различение гласных и согласных звуков. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков

Слоги. Перенос слов 3 часа

Слово и слог. Различение слова и слога. Понимание слога как части слова. Слитно произнесение звуков в слоге. Слогообразующая роль гласного звука. Деление слов на слоги. Классификация слов по количеству слогов. Сопоставление количества гласных с количеством слогов в слове. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами 3 часа

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме 3 часа

Буквы гласных как показатель твёрдости мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу (3 ч)

Применение правил правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (3 ч)

Разделительный мягкий знак (ь). Правила его использования. Общее представление о разделительном мягком знаке на основе произнесения и чтения слов с ним (семья, ручьи).

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (2 ч)

Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков

От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (3 ч)

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения

От предложения к тексту 2 часа

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста

Планируемые предметные  результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» 1 класс

Развитие речи. Речевое общение:
Обучающийся научится:

  • первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке,
    в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • составлять текст  из набора предложений;
  • выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать  их последовательность в тексте;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • соотносить заголовок и содержание текста;
  •  составлять текст по рисунку и опорным словам  ( после  анализа содержания рисунка);
  •  составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам;
  • составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений  за фактами и явлениями языка.

Главный помощник в общении – родной язык
Лексика
Обучающийся научится:

  • различать слово и предложение, слово и слог;
  • различать слово как двустороннюю единицу языка; иметь представление о значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей;
  • различать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы  кто? что?;
  • определять имена собственные и правильно их записывать;
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  •  выделять слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.);

Обучающийся  получит возможность:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • получить первоначальное представление о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;
  • получить первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах.
  • составлять тематические группы слов по определенным темам.

Фонетика,  графика, орфография
Обучающийся научится:

  • различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
  • различать  гласные  и согласные  звуки,  определять их в слове и правильно произносить;
  • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
  • различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
  • различать  согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
  • различать непарные твёрдые согласные [ ж] [ш ], [ ц]  непарные мягкие согласные [ч’ ], [щ’], находить их в слове, правильно произносить
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги,
  • обозначать ударение в слове;
  • правильно называть буквы в алфавитном порядке;
  • различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
  • переносить слова по слогам на письме;
  • раздельно  писать слова в предложении,
  • верно писать буквосочетания  жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах;
  • употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных;
  • верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
  •  без ошибок списывать текст с доски и учебника;
  •  писать под диктовку  слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов;
  • самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определенную тему.

Обучающийся  получит возможность:

  • наблюдать над образованием звуков речи;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка ( круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я  и мягкого знака;
  •  находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова;
  • писать мягкий и твердый знаки в словах на основе анализа их звучания;
  • пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.

Морфология
Обучающийся  получит возможность:

  • распределять слова по группам по  их основному значению и вопросам;
  • находить в тексте слова -названия предметов, названия признаков предметов и названия действий.

Синтаксис и пунктуация
       Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение  и  слова,  не составляющие предложения;
  • выделять предложения из  речи;
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
  • составлять предложения из слов;
  • составлять предложения по схеме, по рисунку;
  • писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
  • верно оформлять предложения на письме: употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • Определять существенные признаки предложения: о смысловую и интонационную законченность;
  • Устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;
  • Осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.

 

Календарно — тематическое планирование по русскому языку

1 класс УМК «Перспектива»

 

 

п/п

Тема урока Основное
содержание
Вид контроля Дата факт
1. В мире общения. Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от ситуации общения. Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении. Текущий

В парах

Фронтальный

2. В мире общения. Главное средство общения — родной язык. Русский язык как национальный язык русского народа, России. Речь устная и письменная. Устные и письменные формы общения (умение читать, писать, слушать и говорить).

 

ПР.Р.1  
3. Роль слова в общении Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Текущий

Фронтальный

 
4. Роль слова в общении Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения.

Диалог.

 

Текущий

Фронтальный

Пр.р

 
5. Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка (без термина), значение слова и его звуковая и буквенная форма. Наглядно-образные двусторонние модели слов.

 

Текущий

Фронтальный

6. Слово и его значение. Словесное творчество. Пр.р  
7. Имя собственное.

Развитие речи.

Имена собственные и нарицательные, их правописание. Текущий

Фронтальный

 
8. Имя собственное. Различие  имен собственных  и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или целого класса однородных предметов (имена нарицательные). Текущий

Фронтальный

 
9. Имя собственное.  Правописания имён собственных. Текущий

Фронтальный

В парах

10. Имя собственное. Правописание имён собственных. ПР.Р
11. Слова с несколькими значениями. Слова с несколькими значениями. Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности. Текущий

Фронтальный

ПР.Р

12. Слова, близкие по значению (синонимы). Слова близкие и противоположные по значению, их значение и звучание. Текущий

Фронтальный ПР.Р

13. Слова, противоположные по значению (антонимы). Роль синонимов и антонимов (без употребления терминов) в речи. Текущий

Фронтальный

14. Группы слов. Знакомство с разными группами слов. Предмет  и слово как название предмета. Текущий

Фронтальный

В парах

15. Группы слов. Группы слов, объединённых основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). Вопросы к словам разных групп (кто? что? какой? что делает?) Текущий

Фронтальный

В парах

16. Группы слов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Текущий

Фронтальный

В парах

17. Группы слов. Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками. Текущий

Фронтальный

В парах ПР.Р

18. Звуки и буквы. Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуковой анализ, звуковая и буквенная форма слова. Смыслоразличительная роль звуков в словах. Текущий

Фронтальный

В парах

19. Алфавит. Алфавит как основа письменности.

Осмысление различий между звуком и буквой, звуками в устной речи и названиями букв этих звуков ([ж] — жэ, [к] — ка, [ф] — эф).

Текущий

Фронтальный

ПР.Р

20. Гласные звуки. Обозначение их буквами. Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. Текущий

Фронтальный

21. Гласные звуки. Обозначение их буквами. Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. Текущий

Фронтальный

ПР.Р

22. Согласные звуки. Обозначение их буквами. Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Количество согласных звуков и согласных букв. Роль гласных и согласных звуков в речи. Текущий

Фронтальный

23. Согласные звуки. Обозначение их буквами. Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Количество согласных звуков и согласных букв. Роль гласных и согласных звуков в речи. Текущий

Фронтальный

В парах ПР.Р

24. Слоги. Представление о слоге  как произносительной части слова. Текущий

Фронтальный

25. Деление слов на слоги. Деление слова на фонетические слоги. Определение количества слогов в слове. Закрепление знаний о слоге. Текущий

Фронтальный

ПР.Р

26. Перенос слов. Правила переноса слов.

 

Текущий

Фронтальный

В парах

27. Перенос слов. Делить слова на слоги; правильно переносить  на письме слова с одной строки на другую; развивать связную речь; умение озаглавливать текст. Текущий

Фронтальный

В парах

ПР.Р

28. Ударение. Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова.

 

Текущий

Фронтальный

В парах

29. Ударение.

Контрольное списывание.

Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова.

 

Итоговый
30.  «Говори правильно». Орфоэпическая норма  языка. Словарь «Говори правильно». Текущий

Фронтальный

ПР.Р

31. Ударные  и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Безударные гласные звуки как орфограмма. Способы проверки безударных гласных (элементарные случаи). Текущий

Фронтальный

ПР.Р

32. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков  на письме. Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака. Текущий

Фронтальный

В парах

33. Обозначение мягкости согласных звуков  на письме. Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака. Текущий

Фронтальный

В парах

34. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я. Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я. Текущий

Фронтальный

35. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я. Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Текущий

Фронтальный

В парах ПР.Р

36. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. Текущий

Фронтальный

В парах

37. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Формирование орфоэпического навыка в Правописаниибуквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. Текущий

Фронтальный

В парах

38. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Формирование орфоэпического навыка в Правописании буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. Текущий

Фронтальный

В парах ПР.Р

39. Разделительный мягкий знак. Употребление разделительного мягкого знака  после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. Текущий

Фронтальный

В парах

40. Разделительный мягкий знак. Употребление разделительного мягкого знака  после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. Текущий

Фронтальный

В парах ПР.Р

41. Разделительный твёрдый знак. Употребление разделительного твердого знака (без изучения правил, общее наблюдение). Текущий

Фронтальный

ПР.Р

42. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. Звонкие и глухие согласные (парные, непарные).

Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными.

 

Текущий

Фронтальный

В парах

43. Правописание парных звонких и глухих согласных. Сравнение произношения и написания парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными. Использование при письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и. Различение слова, написание которых совпадает с произношением, и слова, написание которых расходится с ним. Текущий

Фронтальный

ПР.Р

44. От слова к предложению. Общее представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности.

 

Текущий

Фронтальный

В парах

45. От слова к предложению. Смысловая и интонационная законченность предложения. Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). Текущий

Фронтальный ПР.Р

46. Знаки препинания в конце предложения. Интонационное оформление предложения в речи и на письме (заглавная буква в начале предложения и знаки препинания в конце).

Знакомство со знаками препинания.

Текущий

Фронтальный

В парах ПР.Р

47. От предложения к тексту. Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения).

 

Текущий

Фронтальный

48. От предложения к тексту. Текст как речевое произведение, автор текста. Текущий

Фронтальный ПР.Р

49. Диагностическая работа. Выполнение работы. Итоговый
50. Работа над ошибками. Анализ работ, работа над ошибками. Текущий

Фронтальный

Яндекс.Метрика