Технология, 1 класс — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Технология, 1 класс

<<< Рабочие программы начального общего образования

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для  1 класса составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология», соответствующей требованиям ФГОС начального общего образования.

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования с учетом возможностей учебно-методических систем «Перспектива», «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

             Программа  ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту (УМК)  «Перспектива»

  1. Роговцева, Н. И. Технология. 1 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. – М. : Просвещение, 2012.
  2. Роговцева, Н. И. Технология. 1 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. – М. : Просвещение, 2012.
  3. Роговцева, Н. И.  Технология.  1–4  классы.  Рабочие  программы   Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. – М. : Просвещение, 2012.
  4. Шипилова, Н. В. Технология. 1 кл. : метод. пособие с поурочными разработками / Н. В. Шипилова, Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.
  5. Технология. 1 класс [Электронный ресурс] : электронное приложение к учебнику / С. А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсуридзе, В. А. Мотылева. – М. : Просвещение, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016 / 2017 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016 / 2017 учебный год»;
  • Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03–1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
  • Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год;
  • Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей, ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

– внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
– умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
– коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, то есть договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
– первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
– первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
– творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан  на 135 ч: 33 ч — в 1 классе  (33 учебные недели), по 34 ч — во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).В 1 классе: Количество часов в год: 33 Количество часов в неделю: 1
Структура курса

Давайте познакомимся (3 часа)
Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Что такое технология?
Человек и земля (21 час)
Природный материал. Пластилин. Растения. Проект «Осенний урожай». Бумага. Насекомые. Дикие животные. Проект «Дикие животные». Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». Домашние животные. Такие разные дома. Посуда. Проект «Чайный сервиз». Свет в доме. Мебель. Одежда, ткань, нитки. Учимся шить. Передвижение по земле.
Человек и вода (3 часа)
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Проект «Речной флот».
Человек и воздух (3 часа)
Использование ветра. Полеты птиц. Полеты человека.
Человек и информация (3 часа)
Способы общения. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер.
Содержание курса представлено следующими основными разделами:

  • общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности); основы культуры труда, самообслуживания;
  • технология ручной обработки материалов; элементы графической грамотности;
  • конструирование и моделирование;
  • практика работы на компьютере.

В каждой части материал рассматривается с трех сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:

  • название темы урока;
  • краткая вводная беседа;
  • основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
  • информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
  • итоговый контроль, сопровождается значком  «Проверяем  себя»  (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).

описание места учебного предмета в учебном плане

Программа и материал УМК рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует БУП в 1 классе (1–4). Кроме того, в рабочую программу заложены часы на фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фазу запуска) – 7 часов, на фазу совместной постановки и решение системных учебных задач – 22 часа и на рефлексивную фазу учебного года – 4 часа.

Из них на проведение:

  • стартовой диагностической работы – 1 ч;
  • диагностических работ – 6 ч.

ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

– формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
– формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
– развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
– развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
– формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
– развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
– формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
– развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
– ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
результаты изучения учебного курса3

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты:

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  2. Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое мнение, излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
  4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских,  художественно-конструкторских  (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

целевая ориентация реализации настоящей
рабочей программы в практике конкретного
образовательного учреждения

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.

Количество часов по учебным четвертям:

1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
9 7 9 8

Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс

Тема урока Практика Контроль Дата
«Давайте познакомимся» — 3 часа
1 Урок на свежем воздухе «Расскажи о себе (анкета)».
«Как работать с учебником. Я и мои друзья».
Изделие:
Моя анкета
Текущий
2 Урок – викторина «Материалы и инструменты. Организация рабочего места». Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. Текущий
3 Урок – игра «Что такое технология». различать инструменты и материалы;
называть виды предметно-практической деятельности.
Текущий
«Человек и земля» — 21 час
4 Экскурсия «Что нам дарит природа».
Природный материал.
Изделие: « Аппликация из листьев». Текущий
5 Экскурсия «Природа – художник и скульптор».
Пластилин.
Изделие: аппликация  из пластилина «Ромашковая поляна». Текущий
6 Урок – конкурс. Пластилин. «Мудрая сова».
Изделие «Мудрая сова».
Изделие «Мудрая сова». Текущий
7 Экскурсия в парк.
Растения. Заготовка семян.
Изделие: «заготовка семян».
Изделие: «заготовка семян». Текущий
8 Проект «Осенний урожай».
Изделие: «Овощи из пластилина».
Изделие: «Овощи из пластилина». Текущий
9 Бумага.
Изделие:«Волшебные фигуры (орнамент)»
Изделие:«Волшебные фигуры (орнамент)» Текущий
10 Бумага.
Изделие: Закладка из бумаги.
Изделие: Закладка из бумаги. Текущий
11 Насекомые.
Изделие «Пчелы и соты».
Изделие «Пчелы и соты». Текущий
12 Дикие животные.
Проект «Дикие животные».
Изделие: «Коллаж «Дикие животные»
 
Проект «Дикие животные».
Изделие: «Коллаж «Дикие животные»
 
Текущий
13 Новый год.
Проект «Украшаем класс к новому году».
Изделие:«Украшение на окно»
Проект «Украшаем класс к новому году».
Изделие:«Украшение на окно»
Текущий
14 Домашние животные.
Изделие: «Котёнок».
Изделие: «Котёнок». Текущий
15 Такие разные дома.
Изделие: « Домик из веток».
Изделие:« Домик из веток». Текущий
16 Посуда.
Изделия: «Чашка»,
«чайник»,
«сахарница»
Изделия: «Чашка»,
«чайник»,
«сахарница»
Текущий
17 Посуда.
Изделия: «Чашка»,
«чайник»,
«сахарница»
Изделия: «Чашка»,
«чайник»,
«сахарница»
Текущий
18 Свет в доме.
Изделие:
 « Торшер».
Изделие:
 « Торшер».
Текущий
19 Мебель.
Изделие: «Стул»
Изделие: «Стул» Текущий
20 Одежда. Ткань. Нитки.
Изделие: «Кукла из ниток»
Изделие: «Кукла из ниток» Текущий
21 Учимся шить.
Изделие:строчки стежков
Изделие:строчки стежков Текущий
22 Учимся шить.
Изделие:пришивание пуговицы
Изделие:пришивание пуговицы Текущий
23 Учимся шить.
Изделие:
«Медвежонок».
Изделие:
«Медвежонок».
Текущий
24 Передвижение по земле.
Изделие: «Тачка».
Изделие: «Тачка». Текущий
«Человек и вода» – 3 часа
25 Вода в жизни человека. 
Вода в жизни растений.
Изделие: «Проращивание семян»
Изделие: «Проращивание семян» Текущий
26 Передвижение по воде. 
« Плот»
Изделие плот Текущий
27 Передвижение по воде. 
Проект:  «Речной флот»:
Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот».
Проект:  «Речной флот»:
Изделия: «Кораблик из бумаги»,
Текущий
«Человек и воздух» — 3 часа
28 Использование ветра.
Изделие: «Вертушка»
Изделие: «Вертушка» Текущий
29 Полет птиц.
Изделие: «Попугай»
Изделие: «Попугай» Текущий
30 Полеты человека.
Изделие: «Самолет», «Парашют»
Изделие: «Самолет», «Парашют» Текущий
«Человек и информация» — 3 часа
31 Способы общения.
Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо».
Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», Текущий
32 Важные телефонные номера. Правила движения.
Изделие:  Составление маршрута  безопасного  движения от дома до школы.
Изделие:  Составление маршрута  безопасного  движения от дома до школы. Текущий
33 Компьютер.   Текущий

Яндекс.Метрика