Русский язык, 4 класс — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Русский язык, 4 класс

<<< Рабочие программы начального общего образования

Пояснительная записка

Рабочая программа, обеспечивающая курс русского языка для 4 класса, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф. («Просвещение», 2013 год), УМК «Перспектива», основной образовательной программы начального общего образования.

Ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» 4 класс, в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2013 год.
  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» 4 класс, в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2013 год.
  3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку, 4 класс М., «Просвещение», 2014 год.
  4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку, 4 класс. М., «Просвещение», 2014 год

В соответствии с федеральным базисным учебным планом содержание курса рассчитано на 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание собственных текстов.

Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).

Цели обучения:

  • освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.

Цели обучения русскому языку: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); формирование элементарной лингвистической компетентности.

Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речевом развитии школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

                                                               Содержание учебного предмета

Предмет «Русский язык» для четвёртого класса включает пять разделов

Раздел 1.

«Повторяем – узнаём новое» (20ч)

Использовать русский язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения.

Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный).

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения.

Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами.

Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом.

Договариваться с партнером по общению.

Определять цели, тему, способы и результаты общения.

Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра.

Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание.

Писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания.

Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль.

Составлять план текста, делить текст на части.

Владеть позитивным настроем при общении.

Объяснять значение слова и речевых средств для разрешения конфликтной ситуации.

 Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе

.Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения.

Находить обращения в тексте.

Использовать знаки препинания для выделения обращения.

Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета.

 

Раздел 2.

«Язык как средство общения» (33ч)

Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека.

Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения.

Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни.

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты),давать определения основным языковым единицам.

Находить в слове орфограмму и определять алгоритм ее проверки.

Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений.

Использовать предложения всех типов в собственных речевых произведениях (устных и письменных)

Выделять главные и второстепенные члены предложения и определять их роль в предложении.

Распространять предложения второстепенными членами.

Определять способы выражения подлежащего и сказуемого.

Устанавливать связь слов в предложении

Находить однородные члены предложения.

Составлять предложения с однородными членами, соединенными и не соединенными союзами.

Ставить запятые в предложениях с союзами а, и, но и без союзов.

Ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Отличать простое предложение от сложного.

Использовать и конструировать предложения с однородными членами

Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ.

Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях.

Объяснять роль союзов в сложном предложении.

Составлять элементарные сложные предложения.

Выделять словосочетания из предложения на основе вопросов.

Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова.

Составлять словосочетания разных типов.

Распространять предложения словосочетаниями.

Составлять тексты-рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетание

Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенной и формально-грамматической).

Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую форму), но и план со-держания (значение слова), с помощью моделей слова.

Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение.

Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова

 

Раздел 3.

«Состав слова» (23ч)

Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.

Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема.

Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс), опираясь на их единообразное написание.

Объяснять написание слова с точки зрения орфографии.

Различать приставки и предлоги, верно писать их. На основе знания семантики морфем грамотно использовать слова в различных речевых ситуациях.

Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами

 

Раздел 4.

«Слово как часть речи» (76ч)

Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.

Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, понимая более отвлеченный, обобщающий характер значения грамматического.

Составлять текст-рассуждение, доказывать принадлежность слова к определенной части речи

Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное; род, число, падеж.

Применять алгоритм определения падежа существительного.

Определять падеж несклоняемых имен существительных.

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.

Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имен существительных.

Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания

Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи.

Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному. Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имен прилагательных.

Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов.

Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род (в единственном числе), падеж.

Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приемы запоминания.

Контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.

Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам.

Определять лицо, число и падеж личных местоимений.

Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе.

Применять правило написания местоимений с предлогами.

Использовать местоимения в собственных текстах.

Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении.

Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени.

Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола.

Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид (без использования термина)

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения.

Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения.

Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Применять алгоритм определения спряжения глаголов.

Называть основные способы определения спряжения глаголов.

Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.

Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу.

Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться

Применять различные мнемонические приемы для запоминания глаголов-исключений.

Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов.

Объяснять причину отнесения 11 глаголов к группе глаголов-исключений

Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределенную) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени

Рассмотреть общее значение имен числительных.

Объяснять различие функций имен числительных разных разрядов.

Научить по вопросам сколько? и который? различать количественные и порядковые имена числительные. Осознанно употреблять числительные в речи, правильно сочетать их с именами существительными (простейшие случаи)

Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость). Находить наречия в речи по вопросам как? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? Распространять предложения наречиями.

Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи

 

Раздел 5.

«Повторение» (18ч)

Оценивать свои успехи в учебной деятельности.

Владеть основами учебной деятельности ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.

Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий.

 Итого 170 часов

 

 

                                                 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-м классе являются:

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

Средством формирования этих действий служит групповая работа.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 

Регулятивные УУД:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
  • составлять план и последовательность действий;
  • выполнять учебные действия в материализованной, умственной формах;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;
  • различать способ и результат действия;
  • использовать установленные правила в контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

 Познавательные УУД:

  • осуществлять рефлексию способов и условий действий,
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • ставить, формулировать и решать проблемы;
  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
  • сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными);
  • обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию,в том
    числе с помощью ИКТ);
  • применение и представление информации;
  • оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
  • анализ; синтез; сравнение;
  • классификация по заданным критериям; установление аналогий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение рассуждения; обобщение.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), групповая работа.

Коммуникативные УУД:

  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
    договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • строить монологичное высказывание;
  • вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать
    собеседника.
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
    оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), групповая работа.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны иметь представление: о русском языке как культурной ценности русского народа, проявлять интерес к изучению родного языка; о языке как главном средстве речевого общения; его вспомогательных средствах (мимика, жесты, выразительные движения, интонация, пауза); диалоговой модели общения, о значении цели, темы, условий, результатах общения; правилах речевого этикета.

 

 

Учащиеся должны знать:

 

  • — признаки предложения, главные и второстепенные члены предложения;
  • — признаки однородных членов предложения;
  • — части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
  • — признаки 1, 2, 3-го склонения имён существительных;
  • — признаки 1 и 2 спряжения глаголов;
  • — изученные орфограммы.

 

Учащиеся должны уметь:

 

  • — проводить фонетический разбор слов;
  • — объяснять написание слова с точки зрения орфографии;
  • — разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс, окончание;
  • — производить разбор слова как части речи (начальная форма, род, склонение, падеж и число имени существительного; начальная (неопределённая) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола;
  • — производить синтаксический разбор предложений с однородными членами;
  • — определять тему и основную мысль текста;
  • — озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль; составлять план текста;
  • — распознавать виды текста: повествование, рассуждение, описание;

—          писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

урока

Тема

урока

Контроль Основное содержание

обучения

Кол-во часов в четверти
1. Речевое общение. Речь устная и письменная. текущий Актуализация знаний о понятии «речевой этикет».

Правила речевого этикета.

Определение и выписывание пословиц, имеющих отношение к устному или письменному общению.

   
2. Речевое общение. Диалог. Монолог. . текущий Актуализация знаний о понятии «диалог»; о правилах ведения диалога.

Введение понятий «сленг», «монолог». Определение условий использования монологической речи.

Написание текста монолога с пропущенными орфограммами; составление и письмо текста с использованием содержания рисунка и слов для выбора; составление и письмо текста монолога/диалога, с использованием общепринятых норм русского языка.

   
3. Цель речевого общения. . текущий Понятие общения как процесса, в котором есть определённая цель и результат; определение целей общения.    
4. Правила общения. . текущий Правила общения, соотнесение правил общения с пословицами, определение цели общения героев по тексту.    
5. Правила общения. текущий Правила общения, чтение текста из старинной рукописи, нахождение мыслей, которые звучат современно.    
6. Речевая культура. Обращение. текущий  Актуализация знаний о правилах ведения диалога; употребление слов приветствия согласно речевому этикету. Введение понятия «обращение», знаки препинания при обращении.

 

   
7. Обращение. Знаки препинания при обращении.

 

текущий Постановка знаков препинания при обращении, составление и запись предложений с обращениями.  
8. Деловая речь. Объяснительная записка. текущий Актуализация знаний о понятиях «текст», «стиль текста», «план текста», «тип текста».

Введение понятий «деловая речь», «объяснительная записка». Алгоритм написания объяснительной записки. Написание объяснительной записки.

   
9. Деловая речь. План. текущий Введение понятия «план», составление плана текста, плана своих действий.    
10. Научная речь и художественная речь. текущий Отличие художественного текста от научного, составление текста определённого типа.    
11. Метафора и сравнение. текущий Понятие «метафора». Нахождение и объяснение метафор в тексте.    
12. Р/р. Обучающее изложение (40 мин). изложение Повторение признаков текста. Установление последовательности частей в тексте. Наблюдение над средствами связи частей текста.    
13. Закрепление по теме «Речевая культура. Обращение». текущий Работа с текстами: использование образных выражений, определение темы и главной мысли текста, составление плана текста, пересказ текста по плану.    
14. Текст как речевое произведение. текущий Основные признаки текста. Смысловая связь предложений в тексте. Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы.    
15. План текста простой и развёрнутый. текущий Чтение текстов, выделение признаков текста, определение типа текста по вопросу, озаглавливание текстов, составление и запись плана к тексту.    
16. Типы текстов. текущий Чтение текстов, выделение признаков текста, определение типа текста по вопросу, озаглавливание текстов, составление и запись плана к тексту.    
17. Входная административная контрольная работа (40 мин). Урок контроля знаний и способов действий. Проверка усвоения материала за 3 класс.    
18. Анализ ошибок и коррекция знаний.

Проверочное списывание (20 мин).

 текущий Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Выполнение проверочного списывания.    
19. Обучающее изложение. изложение Повторение признаков текста. Установление последовательности частей в тексте. Наблюдение над средствами связи частей текста.    
20. Составление текста-описания и текста-рассуждения. текущий Чтение текстов разных типов, выявление особенностей каждого текста, составление текста заданного типа.    
21. Р/р. Составление текста о погоде. текущий Чтение отрывка из произведения Э.Успенского, составление и запись собственного текста о погоде, отражение в заглавии текста его главной мысли.    
22. Проверочная работа по теме «Повторяем – узнаём новое» (40 мин). Проверочная работа Установить степень освоения темы, а именно умения:

— продолжать верное высказывание;

— писать предложения с обращением в соответствии с правилом пунктуации;

— писать заглавие текста;

— писать текст, следуя правилам оформления письменной речи.

   
23. Средства общения. Роль языка в общении. текущий Объяснение смысла и значения родного языка в жизни человека. Составление ответов на вопросы.    
24. Роль письменности в истории человечества. текущий Возможности языка жестов и языка как средства речевого общения. Высказывания выдающихся людей о русском языке.    
25. Систематизация знаний об основных языковых единицах: звуках, буквах. текущий  Закрепление знаний о звуках и буквах русского языка, об алфавите; роль гласных и согласных звуков в различении слов.    
26. Основные правила орфографии. Перенос слов. текущий Обозначение в слове ударения; деление слова на слоги; выписывание из текста слов, которые нельзя разделить для переноса. Словесная игра «Анаграммы».    
27. Основные правила орфографии. Девять правил орфографии. текущий. Актуализация знаний о понятии «орфограмма».

Закрепление умения различать две функции ь; писать предлоги и приставки; писать НЕ с глаголом, определять лишнее слово и выделять его графически.

   
28. Основные правила орфографии. Девять правил орфографии. текущий Письмо слов с буквосочетаниями: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, цы, ци.

 

   
29. Девять правил орфографии. Слова с непроверяемыми написаниями. текущий Различение понятий «проверяемые орфограммы», «непроверяемые орфограммы». Выписывание из орфографического словаря слов с непроверяемым безударным гласным и с непроверяемым согласным.    
30. Девять правил орфографии. Повторение изученных орфограмм. текущий Закрепление умения

определять вид орфограммы и писать проверочное слово;

списывать текст, вставляя пропущенную орфограмму.

   
31. Ударение. Роль ударения в слове. текущий Роль и место ударения в слове. Закрепление умения определять вид орфограммы и писать проверочное слово;

списывать текст, вставляя пропущенную орфограмму.

   
32. Контрольная работа по теме «Средства общения» (40 мин). Контрольная работа. Проверка усвоения теоретических знаний и умение применить их при работе с языковым материалом; умение учащихся самостоятельно выполнять предложенные задания.    
33. Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение изученных орфограмм.  текущий Повторить материал по теме, провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.    
34. Предложение.  текущий Актуализация знаний:

— о понятиях «предложение», «тип предложения по цели высказывания», «тип предложения по интонации»;

— о правилах пунктуации в конце предложения.

Определение типа предложения по цели высказывания, по интонации.

Определение границ предложений.

Составление и запись предложения из слов данной строчки.

 

   
35. Предложение. текущий Замена повествовательного предложения вопросительным, с добавлением, где необходимо, вопросительных слов, и запись его; определение типа предложения и запись его с постановкой в конце нужного знака.

Определение границ предложения в стихотворном тексте и обозначение их графически.

   
36. Предложение. текущий Тема текста. Главная мысль текста. Заглавие. Составление и запись предложения из слов данной строчки.

Характеристика предложения.

   
37. Р/р. Подробное изложение по рассказу Г. Скре­бицкого «Воришка» (40 мин). Урок развития речи. Деление текста на части, составление плана. Формулирование вводной и заключительной части. Использование синонимов.    
38. Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. текущий Актуализация знаний

о понятиях «словосочетание», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения». Введение понятия «грамматическая основа предложения».

Определение грамматической основы предложения.

Определение в предложении подлежащего, с использованием слов для выбора, и запись его.

 

   
39. Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. текущий Определение в предложении сказуемого, замена его глаголом-синонимом, с использованием слов для выбора, и запись полученного варианта.

 

   
40. Главные и второстепенные члены предложения. . текущий Списывание текста, определение и подчёркивание грамматической основы каждого предложения.

Составление и письмо предложений, с использованием сюжета иллюстрации.

 

   
41. Связь слов в предложении. текущий Списывание предложения и выделение в нём графически грамматической основы.

Списывание текста, выделение графически в каждом предложении главных и второстепенных членов.

Выписывание из предложенных словосочетаний и предложений только предложений.

Списывание предложений, выделение в них графически грамматической основы и выписывание всех возможных словосочетаний.

   
42. Роль второстепенных членов предложения. текущий Списывание предложения и выделение в нём графически грамматической основы.

Списывание текста, выделение графически в каждом предложении главных и второстепенных членов.

Выписывание из предложенных словосочетаний и предложений только предложений.

Списывание предложений, выделение в них графически грамматической основы и выписывание всех возможных словосочетаний.

   
43. Повторение по теме «Главные и второстепенные члены предложения». . текущий Списывание предложения и выделение в нём графически грамматической основы.

Списывание текста, выделение графически в каждом предложении главных и второстепенных членов.

Выписывание из предложенных словосочетаний и предложений только предложений.

Списывание предложений, выделение в них графически грамматической основы и выписывание всех возможных словосочетаний.

   
44. Предложения с однородными членами. . текущий Актуализация знаний:

— о понятии «однородные члены предложения»;

— о правиле постановки знаков препинания при однородных членах предложения с союзами и без.

 

   
45. Предложения с однородными членами. . текущий Списывание предложений, с постановкой, где необходимо, знаков препинания.

Составление и запись предложений с однородными членами.

   
46. Предложения с однородными членами. текущий Корректировка текста, замена группы предложений одним предложением с однородными членами и запись его.

 

   
47. Предложения с однородными членами. текущий Списывание предложений и выделение графически однородных членов.

Определение однородных членов в каждом предложении текста и постановка, где необходимо, знаков препинания.

   
48. Простые и сложные предложения. текущий Актуализация умения ставить знаки препинания перед союзом и.

Введение понятий «простое предложение», «сложное предложение».

Списывание предложения, определение, простое оно или сложное, и постановка, где необходимо, соответствующих знаков препинания.

 

   
49. Простые и сложные предложения.  текущий Списывание стихотворного текста, определение в нём смысловых частей и выделение графически в каждой из частей грамматической основы.

Объединение простых предложений в одно сложное и запись его.

 

   
50. Простые и сложные предложения. текущий Определение в тексте басни сложного предложения и списывание его, выделение графически грамматической основы.

Составление из простого предложения сложного, с использованием союза, данного в скобках, и запись его по правилам пунктуации.

   
51. Словосочетание. Различия между словом, предложением и словосочетанием. текущий Выделение словосочетания из предложения на основе вопросов. Связь слов в словосочетании, главное и зависимое слова.    
52. Распространение предложения с помощью словосочетаний. . текущий Составление словосочетаний разных типов.

Распространение предложения словосочетаниями.

   
53. Контрольная работа по теме «Предложение» (40 мин). Контрольная работа Проверка усвоения теоретических знаний и умение применить их при работе с языковым материалом; умение учащихся самостоятельно выполнять предложенные задания.    
54. Повторение по теме «Предложение». Коррекция знаний. (Работа над ошибками.)  текущий Повторить материал по теме, провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.    
55. Слово и его значение. текущий Обобщение представлений о лексическом значении слова.    
56. Виды лингвистических словарей.  текущий Виды лингвистических словарей, их устройство и назначение.    
57. Происхождение слов. (Т.С.54.) текущий Происхождение слов. Работа со словарями.    
58. Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение. текущий Звуко-буквенная форма слова. Лексическое значение слова.    
59. Синонимы, антонимы, омонимы. текущий Определение: синонимы, антонимы, омонимы.    
60. Синонимы, антонимы, омонимы. текущий Подбор синонимов, антонимов. Употребление их в речи. Восстановление авторского текста.    
61. Многозначные слова. текущий Многозначные слова. Работа с толковым словарем. Составление предложений с многозначными словами.    
62. Подробное изложение по рассказу В. Чапли-ной «Лесная кормушка». Наблюдение над композицией повествовательного текста (40 мин). изложение Обобщение представлений о композиции повествовательного текста. Формирование умений определять тему и идею текста, составлять план в соответствии с композицией текста.    
63. Прямое и переносное значение слова. текущий Переносное значение слов как выразительное средство языка.    
64. Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение» (40 мин). Проверочная работа Проверка усвоения теоретических знаний и умение применить их при работе с языковым материалом; умение учащихся самостоятельно выполнять предложенные задания.    
65. Состав слова. Разбор слов по составу. . текущий Актуализация  понятий «корень слова», «родственное (однокоренное) слово», «орфограмма в корне слова».

Правописание корня в однокоренных словах. Правописание орфограмм в корне слова. Разбор слов по составу.

 

   
66. Образование новых слов с помощью приставок. текущий Образование новых слов с помощью приставок. Правописание приставок и предлогов.    
67. Образование новых слов с помощью приставок. текущий Образование новых слов с помощью приставок. Правописание приставок и предлогов.    
68. Разделительный твёрдый знак. текущий Образование слов с помощью приставок. Алгоритм написания слов с Ъ и Ь.    
69. Административная рубежная контрольная работа (40 мин). контрольная работа Проверка усвоения материала за первое полугодие.    
70. Анализ ошибок и коррекция знаний. Правописание слов с разделительными Ъ и Ь. текущий Правописание слов с разделительным ь. Составление предложений, текста. Определение падежей существительных.    
71. Образование слов с помощью суффиксов. текущий Актуализация знаний о понятии «суффикс».

Образование и письмо возможных вариантов слов с помощью суффиксов -еньк-, -ёнок, -ик, выделяя графически суффикс.

Образование и запись названий профессий с помощью суффикса;

выписывание из текста сказки слов с суффиксом, обозначающим ласковое отношение к герою.

 

   
72. Правописание суффиксов -ик, -ек. текущий Введение правила написания суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/-ец-.

Списывание пар слов с вставлением в суффиксе пропущенной буквы е или и; списывание текста с вставлением пропущенной орфограммы и графическим выделением суффикса.

   
73. Корень слова. текущий Значение слова «корень». Распределение слов по группам. Разбор слова по составу.    
 74. Однокоренные слова. текущий Написание корня в однокоренных словах. Ответы на вопросы по тексту.    
 75. Правописание гласных и согласных в корне слова. текущий Проверка безударных гласных в однокоренных словах. Парные согласные. Непроизносимые согласные. Замена прилагательных антонимами.    
 76. Правописание гласных и согласных в корне слова. текущий Правописание безударных гласных в корнях слов. Удвоенные согласные. Исправление ошибок в тексте.    
77. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану (40 мин). изложение Деление текста на части. Составление плана. Устный и письменный пересказ текста.    
78. Правописание слов с орфограммами корня. текущий Нахождение орфограмм в словах. Подбор проверочных слов.    
79. Однокоренные слова и формы слова. текущий Основа слова. Форма слова. Нулевое окончание.    
80. Сложные слова. текущий Сложное слово. Соединительная гласная. Замена словосочетаний сложными словами. Разбор сложных слов по составу.    
81. Контрольный диктант по теме «Состав слова» (40 мин). Контрольный диктант Написание текста диктанта в соответствии с правилами, выполнение грамматических заданий.    
82. Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение основных орфограмм корня. текущий Коррекция знаний по теме.    
83. Различие и общность частей речи. текущий Звучание, значение, словарный состав слов. Грамматическое значение слов. Части речи.    
84. Грамматические значения частей речи. текущий Определение общих грамматических значений слов по окончанию. Распределение слов по группам.    
85. Распределение слов по частям речи. текущий Нахождение слов с общим грамматическим значением. Составление предложений из данных слов.    
86. Роль частей речи в предложении. текущий Роли частей речи в предложении.

Разбор по частям речи и членам предложения.

   
87. Проверочная работа по теме «Слово как часть речи». Систематизация знаний о частях речи. Проверочная работа Систематизация знаний о частях речи. Закрепление умения определять части речи и их грамматические значения.    
88. Повторяем, что знаем об имени существительном. Грамматические признаки имени существительного. текущий Собственные и нарицательные существительные, одушевленные и неодушевленные существительные, род и число существительных.    
89. Повторяем, что знаем об имени существительном. Падежи имен существительных. текущий Определение падежей существительных.

Словосочетания в предложении.

   
90. Повторяем, что знаем об имени существительном. Алгоритм определения падежа имени существительного. текущий Скороговорки.

Алгоритм определения падежей. Изменение существительных по падежам.

   
91. Повторяем, что знаем об имени существительном. Несклоняемые имена существительные. текущий Знакомство с понятием «несклоняемые имена существительные». Определение падежей у несклоняемых существительных.    
92. Три склонения имён существительных. текущий Знакомство со склонениями существительных.

Распределение существительных по склонениям.

Правило определения склонения.

   
93. Три склонения имён существительных. текущий Работа с правилом. Рифма.

Новая орфограмма – безударное окончание существительных.

   
94. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. текущий Существительные 1 склонения. Ударные и безударные окончания. Подбор безударных окончаний по таблице.    
95. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. текущий Дополнение текста подходящими по смыслу существительными. Знакомство со способами написания безударных окончаний.    
96. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. текущий Устаревшие слова. Особенности окончаний в творительном падеже. Исправление ошибок в тексте. Работа с правилом.    
97. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. текущий Различение имен существительных 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. Работа с толковым словарем.    
98. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. текущий Слова-помощники. Письмо по памяти. Выделение окончаний и определение падежей существительных 2-го склонения. Восстановление деформированных предложений.    
99. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. текущий Составление и запись предложений из слов. Определение склонения и падежа существительных.    
100. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. текущий Работа с таблицей окончаний. Изменение по падежам существительных 3-го склонения. Слово-помощник.

Дописывание окончаний и определение падежей.

   
101. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. текущий Выбор существительных 3-го склонения. Подбор однокоренных слов (3 скл). Работа с правилом. Распределение существительных по группам.    
102. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. текущий Знакомство и работа с алгоритмом. Написание окончаний по алгоритму.    
103. Р/р. Обучающее изложение. изложение Озаглавливание текста, составление плана текста, выделение орфограмм, запись текста по плану.    
104. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. текущий Написание окончаний по алгоритму.

Определение склонения и падежей.

Распределение слов с мягким знаком на конце в две группы.

   
105. Склонение имён существительных во множественном числе. текущий Склонение имён существительных во множественном числе. Наблюдение за окончаниями имён существительных разных склонений во множественном числе.    
106. Склонение имён существительных во множественном числе. текущий Изменение существительных по числам. Особенности образования формы именительного и родительного падежей множественного числа.    
107. Склонение имён существительных во множественном числе. текущий Правило написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Работа с текстом.

 

   
108. Повторение по теме «Имя существительное». текущий Обобщение и повторение по теме.    
109. Контрольный диктант по теме «Имя существительное» (40 мин). Контрольная работа Написание текста диктанта, выполнение грамматических заданий.    
110. Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Имя существительное». текущий Корректировка знаний учащихся.    
111. Имя прилагательное.

Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи.

. текущий Определение рода, числа и падежа прилагательных по существительному. Дополнение текста прилагательными. Восстановление алгоритма для определения рода, числа и падежа прилагательного.    
112. Правописание безударных окончаний имен прилагательных. текущий Подбор прилагательных к данным существительным.

Проверка правописания безударного окончания прилагательного по окончанию вопроса. Работа с правилом. Составление текста. Письменный пересказ текста.

   
113. Правописание окончаний имен прилагательных. текущий Написание окончаний прилагательных по алгоритму. Подбор прилагательных по смыслу. Составление плана текста и пересказ по плану.    
114. Склонение имен прилагательных в единственном числе. текущий Работа с таблицей.

Сравнение окончаний прилагательных в мужском и среднем роде.

   
115. Склонение имен прилагательных в единственном числе. текущий Определение падежей имен прилагательных.

Особенности написания окончания прилагательного в именительном падеже. Составление словосочетаний.

Подбор прилагательных-антонимов.

   
116. Сочинение из личного опыта и по наблюдениям о своей маме. сочинение Определение главной мысли своего сочинения и отбор материала в соответствии с ней. Использование речевых средств для передачи своего отношения к описываемому.    
117. Правописание окончаний имен прилагательных во множественном числе. текущий Работа с таблицей. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Списывание текста.    
118. Правописание окончаний имен прилагательных во множественном числе. текущий Подбор прилагательных и вопросов к ним. Определение окончаний и падежей. Образование прилагательных по образцу. Составление предложений по иллюстрации. Списывание стихотворного текста. Олицетворение. Разбор по составу сложных слов.    
119. Морфологический разбор имени прилагательного. текущий Подбор прилагательных по смыслу. Морфологический разбор имён прилагательных и существительных, от которых они зависят.    
120. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» (40 мин). Контрольный диктант Проверка знаний по теме «Имя прилагательное».    
121. Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Имя прилагательное». текущий Повторение по теме «Имя прилагательное». Коррекция знаний.    
122. Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. текущий Употребление местоимений в речи. Работа с правилом. Редактирование текста.    
123. Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. текущий Личные местоимения. Определение лица, числа местоимений.    
124. Склонение личных местоимений. текущий Различия местоимений 1, 2 и 3 лица. Дополнение текста необходимыми местоимениями. Склонение местоимений. Работа с таблицами.    
125. Наблюдение над склонением местоимений 3-го лица. текущий Употребление местоимений в нужной форме. Составление диалогов по иллюстрации. Употребление местоимений ТЫ и ВЫ в речи.    
126. Проверочная работа по теме «Местоимение». Проверочная работа Проверка уровня знаний грамматических признаков местоимений.    
127. Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Местоимение». . текущий Коррекция знаний.    
128. Глагол. Повторяем, что знаем. текущий Работа с правилом. Письмо по памяти. Определение времени глагола и числа. Работа с толковым словарем.    
129. Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. текущий Работа с таблицей. Разбор по членам предложения. Подбор существительных к данным глаголам.    
130. Неопределенная форма глагола.   Глаголы – синонимы и антонимы. Работа с правилом. Изменение формы глагола.    
131. Неопределенная форма глагола. текущий Работа с диалогом. Подбор пословиц к диалогу. Определение времени и числа глагола.    
132. Спряжение глаголов в настоящем времени. текущий Распределение глаголов по группам (лицам). Работа с таблицей.    
133. Спряжение глаголов в настоящем времени. текущий Определение лица и числа глагола по местоимению. Спряжение глаголов в настоящем времени.    
134. Спряжение глаголов в будущем времени. текущий Спряжение глаголов в будущем времени. Работа с таблицей. Изменение формы глагола.    
135. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. текущий Особенность написания окончания глаголов во 2-м лице. Изменение формы глагола.    
136. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. текущий Особенность написания окончания глаголов во 2-м лице. Изменение формы глагола.    
137. Р/р. Обучающее сжатое изложение по рассказу В. Бианки «Зинька выручила» (40 мин). изложение Отбор из текста существенного для раскрытия темы и основной мысли. Способы сокращения текста.    
138. I и II спряжение глаголов. текущий Работа с таблицей. Распределение глаголов по группам. Изменение формы глагола в тексте. Разбор слова как части речи.    
139. Способы определения спряжения глаголов. текущий Определение спряжения глаголов по окончанию.    
140. Способы определения спряжения глаголов. . текущий Определение спряжения глаголов по окончанию. Ударные и безударные окончания глаголов.    
141. Алгоритм определения спряжения глагола. текущий Определение написания безударного окончания глагола по алгоритму. Составление деформированных предложений.    
142. Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. текущий Типы текстов. Озаглавливание текста. Изменение формы глагола по образцу.    
143. Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. текущий Изменение формы глагола. Работа с текстом.

Определение спряжения, лица, числа и времени глагола.

   
144. Спряжение глаголов будущего времени. текущий Спряжение глаголов в будущем времени.    
145. Правописание глаголов 3-го лица. текущий Выбор написания окончаний глаголов. Восстановление деформированных предложений.    
146. Закрепление правописания личных окончаний глаголов I и II спряжения. текущий Выбор написания окончаний глаголов. Определение спряжения, лица, числа и времени глагола.    
147. Правописание глаголов на -тся и -ться. . текущий Работа с правилом. Неопределенная форма глагола. Возвратный суффикс.    
148. Правописание глаголов на -тся и -ться. текущий Подбор вопроса к глаголу. Составление предложений по заданию. Написание мягкого знака в глаголах.    
149. Глаголы-исключения. текущий Знакомство с глаголами-исключениями. Нахождение их в тексте. Определение лица и числа глаголов.    
150. Глаголы-исключения. текущий Изменение формы глаголов-исключений. Работа с таблицей.    
151. Глаголы-исключения. текущий Написание окончаний в глаголах-исключениях I и II спряжения.    
152. Разбор глагола как части речи. текущий Разбор глагола как части речи по алгоритму.    
153. Разбор глагола как части речи. Проверь себя. текущий Разбор глагола как части речи по алгоритму.    
154. Контрольный диктант по теме «Глагол» (40 мин). Контрольная работа Проверка уровня усвоения знаний по теме «Глагол»; корректировка  знаний учащихся.    
155. Общее представление об имени числительном как части речи. текущий Распределение слов по частям речи. Работа с правилом. Числительные во фразеологизмах.    
156. Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции. текущий Распределение числительных по группам по вопросам. Образование от количественных числительных порядковых.    
157. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. текущий Работа с правилом. Определение разряда и состава числительного.    
158. Наречие. текущий Вопросы к наречиям. Дополнение предложений наречиями по вопросам. Разбор наречий по составу. Подбор наречий-синонимов к фразеологизмам.    
159. Р/р. Контрольное изложение по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга» (40 мин). Контрольное изложение Составление плана текста. Изложение текста по плану.    
160. Наречие. текущий Распределение наречий по группам. Работа с орфографическим словарем.    
161. Повторение. Слово. текущий Четыре точки зрения изучения слова. Части речи. Склонение. Падеж. Род. Число.    
162. Повторение. Слово. текущий Игра «Угадай слово». Разбор слов по составу. Разбор слова как части речи.    
163. Повторение. Части речи. текущий Распределение слов по частям речи.    
164. Административная итоговая контрольная работа (40 мин). Итоговая контрольная работа. Проверка усвоения материала за четвёртый класс.    
165. Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение. Части речи. текущий Распределение слов по частям речи. Значение служебных частей речи. Составление предложений из данных групп слов.    
166. Контрольное списывание с грамматическим заданием (40 мин). Контрольное списывание Списывание текста с грамматическим заданием.    
167. Повторение. Части речи. текущий Разбор слова как части речи.    
168. Повторение изученных орфограмм. текущий Написание безударных окончаний слов разных частей речи. Фонетический разбор слов. Восстановление деформированного текста.    
169. Повторение изученных орфограмм. текущий Подбор проверочных слов. Разбор по членам предложений.    
170. Повторение изученных орфограмм. текущий Подбор проверочных слов.    

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.  – М.:

Просвещение, 2011г.

  1. Пичугин С.С. Рабочая программа учебного курса. Предмета, дисциплины (модуля) начальное общее образование Субъект РФ: Республика Башкортостан (методическое пособие по составлению) Уфа-2011г.
  2. Сборник примерных программ для начальной школы (пособие для учителя) под ред. А.Б.Воронцова изд. Вита, Москва 2011г.

5.Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» 4 класс, в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2013 год.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» 4 класс, в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2013 год.
  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку, 4 класс М., «Просвещение», 2014 год.
  3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку, 4 класс. М., «Просвещение», 2014 год
  4. Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Методическое пособие. М., Просвещение, 2013г.
  5. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс

к УМК Л.Ф.Климановой и др. («Перспектива»). М. 2014г. год.

  1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 4 класс, 2013 год.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа:http://school-collection.edu.ru
  2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа:http://www.gramota.ru
  3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:http://nsc.1september.ru/urok
  4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа:http://nachalka.info/about/193
  5. Детские электронные презентации. – Режим доступа :http://www.viki.rdf.ru
  6. Презентации с сайтов:•http://www.rusedu.ru/subcat_30.html

Яндекс.Метрика