Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе

<<< Нормативно-правовая база ОДОД

1. Общие положения
1.1. Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства науки и образования РФ от 29 августа 2013 г. № 1008, Санитарно–эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования от 04.07.2014 г., методическими рекомендациями Минобрнауки по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (письмо Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242), распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 01.03.2017 № 617-р, Уставом ГБОУ Ш-И № 289  Красносельского района Санкт-Петербурга (далее – Учреждения) и другими локальными актами Учреждения.

1.2. Положение определяет требования к структуре, оформлению и содержанию, порядку разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы (далее – образовательная программа), реализуемой в Учреждении (в том числе на платной основе).

1.3. Образовательная программа является нормативно-управленческим документом Учреждения, определяющим в соответствии с п. 9 ст. 2 237-ФЗ комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ по годам обучения, оценочных и методических материалов, а также иных компонентов.

1.4. Образовательная программа отражает педагогическую концепцию педагога дополнительного образования в соответствии с заявленными целями и задачами деятельности, определяет содержание дополнительного образования по одной из направленностей дополнительного образования, включающее краткое изложение содержания теоретического материала и практических видов деятельности, позволяющих обучающемуся самоопределиться и реализовать себя в выбранном им виде деятельности
в соответствии с социальным запросом, спектр предметно-технологического обеспечения, ожидаемые результаты достижения учащимися прогнозируемого уровня образованности и воспитанности.

2. Структура образовательной программы и требования к оформлению и содержанию структурных элементов
2.1. Образовательная программа включает следующие структурные компоненты:

  • Титульный лист
  • Пояснительная записка
  • Учебный план
  • Календарный учебный график [1]
  • Рабочие программы
  • Оценочные и методические материалы
  • Календарно-тематический план [2]

2.2. Оформление и содержание структурных элементов образовательной программы образования детей:

2.2.1. На титульном листе указываются: наименование Учреждения в соответствии с Уставом, грифы принятия образовательной программы педагогическим советом и утверждения приказом директора, название образовательной программы, возраст детей на которых она рассчитана, срок реализации, фамилия, имя, отчество и должность автора(ов)-составителей / разработчиков, название города, в котором реализуется образовательная программа (Образец оформления Приложение 1).

2.2.2. Пояснительная записка должна содержать:
Основные характеристики программы:

Направленность дополнительного образования (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая).

Актуальность (соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей).

Отличительные особенности (при наличии) — характерные свойства, отличающие программу от других уже существующих, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие.

Адресат программы — характеристика категории учащихся (возраст, психолого-педагогические особенности (при наличии).

Объем и срок реализации программы – указывается количество лет обучения и общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и на каждый год обучения необходимых для освоения программы (определяется уровнем освоения программы в соответствии с Приложением 5 к Распоряжению Комитета по образованию от 01.03.2017 №617-р).

Цель и задачи (с вычленением обучающих, воспитательных и развивающих задач), которые должны быть направлены на формирование творческих способностей детей, обеспечение их духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и трудового воспитания, формирования здорового и безопасного образа жизни, профессиональное самоопределение и самореализацию, социализацию и адаптацию учащихся в обществе, выявление и поддержку одаренных и талантливых детей.

Организационно-педагогические условия реализации программы:

  • условия набора учащихся (прием всех желающих, набор по итогам прослушивания, просмотра, собеседования, наличия базовых знаний и умений в данной области деятельности);
  • условия формирования групп (одновозрастные, разновозрастные, возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения);
  • количество детей в группе в соответствии с особенностями содержания программы;
  • особенности организации образовательного процесса (особенности построения содержания и хода освоения программы, описание этапов, модулей, ступеней прохождения программы и т.п.)
  • формы проведения занятий (лекция, семинар, практическое занятие, фестиваль, праздник, презентация, экскурсия, экспедиция, поход и т.п.);
  • формы организации деятельности учащихся на занятии (фронтальная, групповая, индивидуальная, ансамблевая и т.п.);
  • материально-техническое оснащение программы (помещения, оборудование, приборы, инструменты, материалы в расчете на каждого учащегося);
  • кадровое обеспечение (требования к образованию и квалификации педагогических сотрудников, участвующих в реализации программы).

В соответствии со спецификой образовательной программы, ее направленностью, адаптированностью для детей с особыми образовательными потребностями (талантливых и одаренных, с ограниченными возможностями здоровья), в программе могут быть прописаны особые условия, необходимые для ее реализации, в том числе конкретное количество учащихся, кадровое обеспечение.

Планируемые результаты реализации образовательной программы (предметные и метапредметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы, которые соответствуют цели и задачам образовательной программы).

2.2.3. Учебный план включает название разделов/тем/модулей программы, количество часов по каждому разделу/теме/модулю с разбивкой на теорию и практические виды деятельности, формы промежуточной аттестации и итогового контроля. (Образец оформления Приложение 2). В комплексной образовательной программе оформляется сводный учебный план, включающий перечень дисциплин (программ/модулей) с указанием количества часов реализации по каждому году обучения.

2.2.4. Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебного года; количество учебных недель, дней и часов; режим занятий. Ежегодно составляется педагогом и утверждается приказом директора (Образец оформления Приложение 3).

2.2.5. Рабочие программы образовательной программы по каждому году обучения включают целевые установки (цель и задачи), краткое описание содержания разделов/тем/модулей с учетом деления на теоретические и практические виды деятельности и планируемые результаты в соответствии с учебным планом.

2.2.6. Оценочные и методические материалы должны отражать:

  • оценочные материалы – перечень диагностических методик и материалов, позволяющих определить уровень освоения учащимися образовательной программы, достижения детей, а также система контроля результативности обучения с указанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, их периодичности
  • методические материалы — перечень образовательных технологий, методов и приемов для эффективной реализации программы (активных методов дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятий, конкурсов, соревнований, экскурсий, походов и т.п.), перечень дидактических и методических материалов (учебные пособия, электронные образовательные ресурсы, рекомендации, памятки и т.п.);
  • перечень информационных источников (нормативная база, литература в адрес учащихся и педагога, интернет-источники и т.п.), используемых при реализации программы.

2.2.7. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы с указанием конкретных дат, тем проведения занятий и количества часов на их реализацию, а также плана воспитательной работы с учащимися и плана работы с родителями. Составляется педагогом ежегодно на каждую учебную группу и утверждается приказом директора (Образец оформления Приложение 4).
3. Порядок разработки и утверждения образовательной программы
3.1. Образовательная программа разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно. В случае необходимости методист Учреждения осуществляют индивидуальное консультирование в процессе разработки дополнительной общеобразовательной программы.

3.2. Содержание образовательной программы должно быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья ребенка;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

3.3. Содержание образовательной программы может быть адаптировано для обучения детей с особыми образовательными потребностями: одаренных учащихся (успешно окончивших обучение по основной дополнительной общеобразовательной программе и продемонстрировавших высокие достижения по определенному направлению детского творчества), учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

3.4. При разработке образовательной программы учитываются направленность дополнительного образования детей, уровень освоения, возраст, уровень подготовки учащихся (вариативные учебно-тематические планы), наличие условий (оборудованные рабочие места, наличие оборудования в мастерских и компьютерных классах), санитарные нормы, требования современной педагогической науки.

3.5. Образовательная программа представляет собой единый документ, включающий титульный лист, пояснительную записку, учебный план, рабочие(ую) программы(у), оценочно-методические материалы, принимаемый педагогическим советом Учреждения и утверждаемый приказом директора на срок её реализации. Календарный учебный график и календарный тематический план на каждую учебную группу разрабатываются педагогами ежегодно и утверждаются приказом директора Учреждения не позднее 1 сентября каждого учебного года.

3.6. Корректировка и доработка образовательной программы может проводиться с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, результатов мониторинга полноты и качества реализации образовательной программы, последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов до 25 августа каждого года, а также по итогам реализации полного объема программы.
Учащиеся, принятые на обучение по утвержденной программе, оканчивают ее реализацию без изменений. Корректированная и измененная программа может быть к реализации только для вновь принятых учащихся.

3.7. Экспертиза и утверждение вновь разработанных и скорректированных образовательных программ проводится до 1 сентября текущего года.

3.8. После утверждения один экземпляр образовательной программы хранится у заведующего отделением дополнительного образования детей (в печатном и электронном виде), функциональными обязанностями которого является осуществление мониторинга качества и сроков ее
реализации, и копия программы у  педагога дополнительного образования, реализующего данную образовательную программу.

3.9. Тексты образовательных программ хранятся в течение всего срока их реализации и в течение 1 года по окончании их реализации.

_____________________________________________________
[1] Разрабатывается на каждый учебный год и утверждается приказом директора
[2] Разрабатывается на каждую учебную группу и утверждается приказом директора

Яндекс.Метрика