Первое знакомство с Петербургом, 2 класс — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Первое знакомство с Петербургом, 2 класс

<<< Рабочие программы внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Первое знакомство с Петербургом» для 2 — класса разработана на основе учебных пособий Н.А.Гурьевой «Первое знакомство с Петербургом»,  Е. А. Никоновой « Первые прогулки по Петербургу».
Актуальность темы: изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адаптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.

Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.

Режим занятий

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (теория и практика:  экскурсии по г.Санкт – Петербургу). Занятия проводятся1 раз в неделю.

Непростая задача знакомить малышей с родным городом в современных условиях. Можно бесконечно долго воспевать на уроках красоту архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако ребенок, гуляя по городу или идя в школу, встречается с другим городом: неубранным и темным подъездом, грязным и неухоженным двором, припаркованными на тротуарах машинами, вытоптанными газонами, разрисованными фасадами зданий. И в сознании ребенка существуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на уроках, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Получается, что ребенок изучает один город, а живет в другом.

Курс «Первое знакомство с Петербургом » как раз и направлен на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребенка. Поэтому дети в этом курсе изучают современный город, в котором живут. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга:  культурной, административной; поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.

Цель и задачи курса «Первое знакомство с Петербургом».

Таким образом, целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.

Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Способствовать формированию у учащихся:

  • познавательного интереса к изучению города;
  • элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга — его символах, являющихся частьювсемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.

На основе этих знаний:

  1. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
  2. Начать формирование краеведческих умений:

-ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;
-соотносить объект на карте с городским пространством;
— рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;
— описывать памятники, достопримечательности по памяткам;
— соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках.

  1. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:

— работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);
— подбирать слова, характеризующие объект;
— выявлять главные признаки объекта;
— сравнивать объекты и делать выводы;
— обосновывать свою точку зрения;
— переносить знания, полученные на других учебных предметах.

  1. Создавать условия для формирования оценочных суждений:

— формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;
— выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.

5.Содействовать развитию логического мышления и реализации творческого потенциала учащихся:
— изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).

6. Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:
— соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах

Формы контроля результатов обучения.

Поскольку не только процесс обучения должен быть интересным для ребенка, но и формы контроля после завершения темы должны способствовать формированию познавательного интереса к предмету и не отталкивать от него. Предполагается использовать игровые формы учета результатов обучения.

Задания по текущему контролю проводятся по учебному пособию  Е.В. Дмитриевой  «Санкт — Петербург». В занятия включены  вопросы и  задания по истории города, ребусы, кроссворды , направленные на лучшее понимание и запоминание . В программу по изучению истории города включены тематические экскурсии.

Содержание.

  1. I. Санкт- Петербург-город музеев и театров (11 часов).

1.Санкт- Петербург-город музеев и театров

  1. Музеи на стрелке Васильевского острова
  2. Площадь искусств. Здание Филармонии
  3. Здание Филармонии
  4. Михайловский дворец. Русский музей.
  5. Площадь Островского

7.Театр имени А.С. Пушкина

  1. Российская национальная библиотека
  2. Елисеевский магазин Театр комедии
  3. Театральная площадь.

11.Санкт-Петербургские храмы

  1. II. Санкт-Петербург – город рек и каналов. ( 14 ч.)
  2. Мосты через реки и каналы.
  3. Мосты через Неву.
  4. « В гранит оделася Нева…»
  5. « Твоих оград узор чугунный…»

III. Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре.  (6ч.)      

  1. Атланты
  2. Кариатиды
  3. Герои и скульптуре
  4. Скульптуры-аллегории
  5. Животные в скульптуре:Звери и птицы
  6. Фантастические животные.

V.Итоговое занятие. (1ч.)
Календарно-тематическое планирование

№п/п Тема занятия Количество часов По плану Фактически
1 Санкт- Петербург-город музеев и театров 1
2  Музеи на стрелке Васильевского острова 1
3 Площадь искусств. Здание Филармонии 1
4 Невские крепости. Петропавловская крепость. 1
5 Михайловский  дворец. Русский музей. 1
6 Площадь Островского 1
7 Театр имени А.С. Пушкина 1
8  Российская национальная библиотека 1
9 Елисеевский магазин Театр комедии 1
10 Санкт – Петербург – город музеев и театров. 1
11 Театральная площадь. 1
12 Михайловский театр. Здание Филармонии. 1
13 Мосты через реки и каналы. 1
14 « В гранит оделася Нева…» 1
15 « Твоих оград узор чугунный…» 1
16 Атланты 1
17 Кариатиды 1
18 Герои и скульптуре 1
19 Скульптуры-аллегории 1
20 Животные в скульптуре:Звери и птицы 1
21 Фантастические животные. 2
22 Итоговое занятие 1

Экскурсии (30 часов)

Дата Тема Количество часов По плану Фактически
1. Экскурсия в Этнографический музей 6    
2. Экскурсия 6    

Показатели эффективности достижения планируемых результатов
Ожидаемые результаты
Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной речи;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы.

Читать вслух и про себя тексты пособий и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
— выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
— учиться уважительно относиться к позиции своих одноклассников.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса«Первое знакомство с Петербургом»в1-омклассе является формирование следующих умений:
— овладеть элементарными знаниями о составных частях города, об удивительных особенностях (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу, о роли людей и природы в формировании города, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов;

научиться правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на занятиях; уметь выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слова.

Планируемые результаты

Во время прохождения начального курса «Первое знакомство с Петербургом» предполагается, что учащиеся:
-познакомятся с историей создания «северной столицы» и её художественным наследием;
— проявят познавательный интерес к изучению своей Малой Родины в выполнении творческих заданий, в желании посетить музей, выставку и написать отзыв, самостоятельно найти информацию, написать стихотворение или сказку о городе;
— смогут развить монологическую речь и мыслительные умения (работать со стихами, ребусами, кроссвордами; характеризовать объект, выявляя его главные признаки; сравнивать объекты; доказывать свою точку зрения);
— начнут выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку;
-научатся выделять ключевые понятия, нужные факты и ответы на вопросы, поставленные учителем.
И, конечно, полученные знания и умения должны способствовать бережному отношению ребят к созданному предшествующими поколениями и создаваемому в настоящее время, и уважению в общении в семье, с одноклассниками, в городском пространстве: на экскурсиях, в транспорте, музеях, театрах, библиотеках, храмах.
Учебно-методический комплект

  1. Е.В.Дмитриева. Санкт – Петербург. 2010г. Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы.

Список литературы.

  1. Ермолаева Л.К.. Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. В 2-х частях. — СПб., СМИО.
  2. Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие / Ин-т Пе
  3. Матвеев П.Н. Атланты и кариатиды Петербурга. СПб. Искусство.2001г.
  4. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедия. Справочник / Гл. ред. Б. Б. Пиотровский. — М., 19
  5. О.Н.Алексеева. Санкт – Петербург. Детям о музеях. – СПб: Паритет, 2012
  6. Нестеров В.В. Львы стерегут город. Л. Искусство. 1971г.

Яндекс.Метрика