Открой талант. Образовательная программа — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Открой талант. Образовательная программа

Пояснительная записка

Страна, в которой учили бы рисовать
так же, как учат читать и писать,
превзошла бы вскоре все остальные
страны во всех искусствах, науках
и мастерстве.

   Любой ребенок  стремится подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение, получать наслаждение от общения с окружающим миром. Зная основные способы росписи ткани можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии. Программа «Открой талант» способствует решению проблем социальной адаптации и творческого развития детей. Способствует всестороннему развитию личности. Формирует интерес к культуре, художественному творчеству.
Занятия по художественной обработке материалов развивают мелкую моторику и внимательность, формируют усидчивость и терпение, совершенствуют личные качества – абстрактное мышление, художественный вкус.   Рисуя, ребёнок развивает своё пространственное мышление, глазомер. Учится объединять отдельные части в композицию. Появляется навык планировать свои действия, подбирая соответствующие замыслу материалы и цвета. Чувства, которые испытывает ребёнок, — будь то радость, восхищение или же горесть и переживание, он может выразить с помощью красок. Поэтому, рассматривая детский рисунок, педагог может заглянуть во внутренний мир ребёнка, понять, что его тревожит, что он любит, как относится к себе и окружающим, о чём мечтает. Психологами давно доказано положительное влияние арт- терапии.

Занимаясь, дети приобретают навыки общения. Учатся помогать друг другу, делятся идеями. Создают индивидуальные и совместные творческие проекты. Программа предусмат­ривает эстетическое воспитание школьников, разви­тие их художественного вкуса.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы.

Программа имеет художественную направленность.

Уровень освоения:общекультурный.

   Цель программы:
Создать условия для социальной адаптации и творческого развития детей, через приобщение к искусству росписи ткани. Обучить методам работы с нетрадиционным материалом. Развить художественный вкус. Воспитать самостоятельную, креативную, способную к самовыражению личность.
Задачи :
Обучающие:

1.Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству. Решение проблем социальной адаптации детей;

2.Овладение новыми подручными материалами и приобретение новых знаний в области декоративно-прикладного искусства, изучение основных понятий и определений, пополнение словарного запаса детей, получение знаний об особенностях художественной росписи ткани, изучение её основных видов и отличительных признаков каждого метода;

3.Обучение основам цветоведения и композиции, шитья и кроя. Формирование у детей практических умений и навыков выполнения изделий. Знакомство с новыми инструментами и материалами;

4.Развитие мотивации аргументировано и развёрнуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного отношения к другим.

Воспитательные:

1.Воспитание независимой, эмоционально отзывчивой и творческой личности;

2.Формирование художественного вкуса, зрительной культуры и любви к природе;

3.Воспитание социальных качеств, необходимых для жизни в коллективе, формирование навыков межличностного общения и взаимопомощи.

Развивающие:

1.Развитие  личностных свойств (самостоятельность, наблюдательность, терпеливость, др.), и основных  психологических функций (внимание, воображение, др.)  Развитие  коллективного творчества и социальной активности детей;

2.Развитие образного эстетического восприятия, образных представлений. Формирование эстетического суждения, потребности в саморазвитии и самопознании;

3.Развитие художественно-графических умений и навыков, точных движений руки и мелкой моторики пальцев.

Актуальность данной программы — практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение создать панно, платок, шарф, одежду и предметы интерьера. Содержание программы основано на принципе наглядности и доступности. Учтены познавательные и коммуникативные потребности воспитанников, а также психологические особенности данной возрастной группы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Условия  реализации  программы:

Образовательная программа рассчитана на  1 год.

Возраст обучающихся 10-14 лет.

Режим занятий:

Образовательная программа « Открой талант» рассчитана на 144 часа, занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу.

 

Формы работы:

  • индивидуальная(каждый  ребенок должен сделать свою поделку);
  • групповая(при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • коллективная(в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети  работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Методы работы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • (устное изложение, беседа, рассказ.)
  • наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)

практический  (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

  • объяснительно – иллюстративный – воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично – поисковый – участие ребят в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа .

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
  • индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

 Содержание занятий объединения «Открой талант» включает в себя:

  • изучение основных видов росписи;
  • знакомство с инструментами и материалами для батика;
  • знакомство с росписью по глине, керамике (тарелкам) и стекла
  • изучение основ цветоведения и композиции, апплекации;
  • выполнение различных упражнений для закрепления пройденного материала;
  • использование специальной терминологии;
  • выполнение разнообразных работ по шаблонам, а также на свободную тему.
  • проектная деятельность.

Ожидаемые результаты:

В результате изучения программы ученик должен.

знать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  • правила безопасности труда и личной гигиены;
  • виды росписи;
  • приёмы стилизации в лепке;
  • правила и последовательность при росписи ткани;
  • композиционную основу орнамента,
  • создание книг, роспись;
  • область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
  • приёмы смешивания красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков;
  • композиционные основы орнамента (ритмические узлы; связь декора с материалом, формой и назначением художественного предмета);
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.

уметь:

  • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
  • роспись по глине, бумаги, ткани и д.р;
  • выполнять разные виды техник при росписи;
  • использовать наброски и создание их
  • выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины;
  • создавать правильно скомпонованные аппликации;
  • выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях и форме предметов;
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
  • в работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета: намечать главные пропорции, строение предмета, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;
  • разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу на основе кубанских традиций;
  • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.

Способы определения  результативности:

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду; создание декоративных книг; участие в КВНах по народным промыслам; развлечениях, досугах, праздниках.

 

Учебно-тематический план

п/п

 

Название темы

Количество часов
  Всего Теория Практика
Комплектование группы. Беседа по технике безопасности. 3 3
1 Введение в предмет. 7    
1.1 История росписи. 3 1 2
1.2 Основы цветоведения и композиции.

Графическая работа «Палитра».

4 2 2
2 Оригами 14    
2.1 Работа с бумагой и картоном 4 2 2
2.2 Создание объема. 10 2 8
3 Аппликация 16    
3.1 Натюрморт 6 2 4
3.2 Аппликация фантазия 10 2 8
4 Лепка 14    
4.1 Создание набросков 4 2 2
4.2 Практическая работа 10 2 8
5 Рисование 8
5.1 Роспись по глине 8 2 6
6 Книга — аппликация 24    
6.1 Набросок 6 2 4
6.2 Создание собственной книжки 18 4 14
7 Роспись по тарелке 16
7.1 Набросок 4 2 2
7.2 Практическая работа 10 2 10
8 Батик 26    
8.1 Создание наброска 5 2 3
8.2 Перенос с бумаги на ткань 9 2 7
8.3 Работа с тканью 12 2 10
9 Работа с тканью и красками 12
9.1 Создание трафарета 4 2 2
9.2 Перенос узора 8 2 6
Итог работы. Выставка 4 2 2
Итого 144 42 102 


Содержание  программы

Вводное занятие. (3ч.)

Комплектование группы. Беседа по технике безопасности.

1.Ведение в предмет. (7ч.)

Теоретическая часть (3ч.)

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: об инструментах и приспособлениях: выбор инструментов в зависимости от свойств материалов; о декоре цветочных композиций дополнительными материалами.  Беседа с учащимися по данному виду деятельности в школах, класс. Знакомство с программой. Организация выставок работ воспитанников прошлых лет. Работа с методической литературой.

Практическая часть (4ч.)

 Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: выбор цветов по форме, размеру, колориту в соответствии с задуманной композицией; выполнение различных видов цветочных композиций (массивная, линейная, смешанная).

  1. Оригами (14часов).

  Теоретическая часть (4ч.)

    Приобретение начальных технологических знаний о материалах:бумага (ватман, обойная, тонированная, упаковочная бумага) и картон; об инструментах, материалах и приспособлениях для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы; клей ПВА, проволока, бумажная лента); о способах технологической обработки бумаги: гофрировки — елочные структуры; асимметричное вырезывание из сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; аппликация; модульное оригами; склеивание; простейшие базовые формы техники оригами («блин», «змей», «двойной квадрат»); о чтении условных обозначений (загнуть деталь от себя, подравнять); в работе по технологической карте.

Практическая часть (10 ч.)
   Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации; знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Работа с разными видами клея. Поделки из разных видов бумаги – аппликации. Украшение предметов обихода из бумаги – квиллинг. (бумагокручением)

  1. Аппликация (16часов)

 Теоретическая часть (6ч.)

Учить использовать разные материалы: бумагу, ткань, кожу, мех, тополиный пух, перья, соломку. Продолжать учить создавать образы при помощи объемной аппликации, наклеивая части поверхности в несколько слоев. Использовать элемент «кулечек» (елка).   Учить геометрической, симметричной и асимметричной аппликации.    Составлять и приклеивать узоры в круге. Использовать традиционные народные орнаменты (тарелочка для котенка).

Практическая часть (10 ч.)

Учить обрывать материалы разными способами: пальцами или прижав кончиком кисточки, от целого куска или от полоски, в один слой или многослойно, на белом или цветном фоне. Совмещать в одной работе обрывную и резаную аппликацию. Продолжать учить симметричной аппликации, используя прием складывания бумаги пополам и в несколько раз с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей. Для большей реальности образа использовать способ подклейки бумаги другого цвета.

 

Продолжать учиться комбинировать, использовать фольгу. Наносить рисунок методом продавливания пустым стержнем (ваза).

  1. Лепка (14часов)

Теоретическая часть (4ч.)

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: обобщение знаний о видах пластичных материалов, сравнение их свойств, приемов обработки; об инструментах и приспособлениях: условия применения различных инструментов и приспособлений для обработки пластичных материалов; о способах декора изделий из пластичных материалов: выбор способа декора в зависимости от назначения изделия, традиции его изготовления.

Практическая часть (10 ч.)

 Овладение начальными трудовыми умениями по обработке пластичных материалов: конструирование изделий из пластичных материалов по собственному замыслу, разработка технологии изготовления; лепка и декор с помощью изученных ранее приемов и способов; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
 Конструирование из пластичных материалов: декоративное панно для оформления интерьера (коллективная работа).
   Проектирование из пластичных материалов: сувенир из глины (пластилина, солёного теста). Совершенствовать умение в лепке разными способами. Использовать в работе глину, тесто, пластилин. Комбинировать в работе пластилин и семена, различные печатки. Учить планировать технологическую цепочку выполнения работы.

  1. Рисование (8часов)

Теоретическая часть (2ч.)

Учить передавать особенности народных игрушек, росписей декоративно- прикладного искусства

Практическая часть (6 ч.)

Учить рисовать орнамент, рисунок на поделке из глины и солёного теста с последующим нанесением красок: акварели, гуаши, нанесению параллельных линий в разном направлении при помощи расчески, рисовать тушью. Учить делить фон на части по линейке и «на глазок». Продолжать учить комбинировать разные материалы в одной работе.

  1. Книга – аппликация . (24часов)

Теоретическая часть (6ч.)

Учить внимательно рассматривать имеющийся материал, особенности его формы, дополняя различными деталями. Дополнять образ необходимыми деталями, чтобы сделать поделку более выразительной.

Практическая часть( 18. ч.)

Учить обклеивать картон бумагой или тканью, чередуя поперечный и долевой рисунок (Использовать навыки, полученные на уроках для создания художественной композиции).

Так же используя навыки рисования, создание собственного блокнота (книги – аппликации)

  1. Роспись по тарелке (16часов)

Теоретическая часть (4ч.)

Роспись тарелок – это древнейшее занятие. Наносимые рисунки могут быть разные по стилю и сложности. Но для начинающих простота главный критерий. Не зря классикой становятся простые линии (хотя простота может быть обманчива).

Практическая часть( 12. ч.)

Использование умений приобретенных на росписи по стеклу,создание набросков.

Для росписи тарелок существуют специальные краски для керамики на водной основе.

  1. Батик (26часа)

Теоретическая часть (6ч.)

 

Учить создавать выразительный образ, изображения на ткани.

Практическая часть( 20. ч.)

На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв.Ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов

  1. Работа с тканью и красками (12часов)

Теоретическая часть (6ч.)

Учить создавать выразительный образ, используя полоски из несыпучей ткани.Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из искусственных синтетических и смешанных волокон, их применение; традиционный и современный способы изготовления ткани (прядение, ткачество, декор); выполнение узорной ткани на бердышке; об инструментах и приспособлениях: устройство и принцип работы бердышка; о декоре изделий из ткани сутажом, бисером, пуговицами, лентами, вышивкой («набор»).

Практическая часть( 20. ч.)

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: конструирование изделий по заданным условиям и собственному замыслу; составление выкройки на основе эскиза, по результатам обмеров; приемы лоскутного шитья в технике «квилтинг», приемы выполнения объемного дна в изделии из ткани; приемы украшения изделия вышивкой («набор»), аппликацией из различных материалов; окантовка края изделия на основе изученных ранее способов (по выбору); самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
   Формирование трудового опыта: изготовление изделий из ткани: декоративное панно из лоскута на основе ; панно из узорной тесьмы, пришивная и мягкая аппликация из ткани. Конструирование из ткани: мешочек-упаковка для праздничного подарка, украшенный вышивкой «набор» по мотивам традиционных изделий; прихватки различной формы, грелки на чайник, декорированные в технике аппликации; коллективное панно в технике аппликации. Работа с лоскутами: куклы, салфетки, техника лоскутного шитья, игрушки на елку. Помпоны из ниток, создание аппликаций из ткани.

  1. Подведение итогов. Выставка работ. (4 часа).

По итогам года оформляется выставка работ  всех обучающихся.

 

 

                  Методическое обеспечение образовательной программы
Тема программы

 

Форма занятий Приемы и методы организации учебно-познавательного процесса Дидактический материал техническое оснащение занятий Формы подведения итогов
Тема 1.  Введение в предмет. изложение информации словесные

наглядные

интерактивная доска

ноутбук

Обсуждение
Тема 2.  Оригами изложение информации

разминка для пальчиков

словесные

наглядные

интерактивная доска

ноутбук.

Бумага, резак

Опрос

Обсуждение

практика

Тема 3.  Аппликация

 

изложение информации

практическая работа

словесные

наглядные

исследовательские

интерактивная доска

ноутбук

бумага, клей

Опрос

практика

Тема 4. Лепка изложение информации

практическая работа

словесные

наглядные.

интерактивная доска

ноутбук

глина

Опрос

практика

Тема 5. рисование изложение информации

практическая работа

словесные.

наглядные

практически прикладные

интерактивная доска, ноутбук,

подборка с интернет ресурсами, краски

Опрос

практика

Тема 6.  Книга — аппликация изложение информации

практическая работа

словесные

наглядные

практически прикладные

интерактивная доска, ноутбук

картон, клей

Обсуждение

Опрос

практика

Тема 7.  Роспись по тарелке изложение информации

практическая работа

словесные

наглядные

 

интерактивная доска, ноутбук

тарелка, бумага, краски и др.

Обсуждение

практика

Тема 8. Батик изложение информации

практическая работа

словесные

наглядные

 

интерактивная доска, ноутбук, ткань, краски и др Обсуждение

практика

Тема 9.  Работа с тканью и красками изложение информации

практическая работа

 

словесные

наглядные

интерактивная доска, ноутбук

ткань, краски и др.

опрос

обсуждение

практика

Тема 10.  Итог работы. Выставка изложение информации словесные

наглядные

интерактивная доска, ноутбук, опрос

обсуждение


Список литературы:

1.Белый А. « Теория символизма»- М. 1994 г

2.Герчук Ю.А. « Что такое орнамент»- М. 1998 г

  1. Даниэль С. «Искусство видеть».М. Искусство 1989 г.
  2. Зайцев А. С. « Наука о цвете и живопись» -М . Искусство 1986 г
  3. Кандинский В.О. « О духовном в искусстве . Точка и линия на плоскости»- СПб. Азбука 2001 г.
  4. Князева О. Л. « Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» М. 1999
  5. Лотман Ю. Н. « Беседы о русской культуре» СПб. Искусство. 1994 г
  6. Осорина М. В. « Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». СПб. Питер, 1999 г.
  7. Пыляев М. И. « Старый Петербург» — СПб. ИКПА. 1991 г.
  8. Топоров В. Н. « Геометрические символы» ( энциклопедия «мифы народов мира» ) М. 1980 г.
  9. Турчин В. С, « По лабиринтам авангарда» — М. МГУ .1993 г.
  10. Фаворский В. А. « Литературно- теоретическое наследие»- М. 1998 г.
  11. Флоренский В.А. « Избранные труды по искусству» -М. 1996 г.

Список литературы рекомендуемый детям:

1.Боярский П.В. « Седлайте коней» ( как рисовать лошадь), Детская литература, М, 1983 г

  1. Зеленина Е. Л. « Играем, познаем, рисуем.» М. 1996 г
  2. Пыляев М.И, « Старый Петербург» СПб:ИКПА, 1991 г
  3. Топоров В.Н. « Геометрические символы» -М. 1980 г

Яндекс.Метрика