Основы православной культуры, 4 класс — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Основы православной культуры, 4 класс

<<< Рабочие программы начального общего образования

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с  Положением о рабочей программе ГБОУ школа – интернат  289с углубленным изучением предмета «физическая культура»  Красносельского района  г. Санкт-Петербурга, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года,  годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.

Данная программа разработана с учетом психологических особенностей класса.

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа

 

 Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

 

Задачи учебного курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы

. Цель учебного предмета«Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры.

Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

  • усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
  • привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
  • ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
  • привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
  • ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
  • ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);
  • усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
  • усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
  • формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
  • воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
  • формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достиже­ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

 

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;
  • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

 

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.

 

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ — «Основы православной культуры 4 класс» — изучается обучающимся 4 классов с их согласия и  по выбору его  родителей.    Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю

 

Всего 34 часа за год

 

 

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики»

основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.

Формы контроля и возможные варианты его проведения. По данному курсу ведётся безотметочное обучение.  При проверке знаний применяются  следующие формы контроля:

Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

Самоконтроль;

Фронтальный контроль;

Тестирование, викторины, кроссворды, конкурсы, составление рассказов, эссе, сочинения.

Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.

 

Содержание программы
«Основы православной культуры»

Тема 1. Россия — наша Родина.

Тема 2. Культура  и  религия.

Тема 3. Человек  и  Бог  в  православии.

Тема 4. Православная  молитва.

Тема 5. Библия  и  Евангелие.

Тема 6. Проповедь  Христа.

Тема 7. Христос  и  его  Крест.

Тема 8. Пасха.

Тема 9. Православное  учение  о  человеке.

Тема 10. Совесть  и  раскаяние.

Тема 11. Заповеди.

Тема 12.  Милосердие  и  сострадание.

Тема 13. Золотое  правило  этики.

Тема 14. Храм.

Тема 15. Икона.

Тема 16-17. Творческие  работы  обучающихся. Подведение  итогов.

Тема 18.Как  христианство  на  Русь пришло.

Тема 19. Подвиг.

Тема 20. Заповеди  блаженств.

Тема 21. Зачем  творить  добро?

Тема 22. Чудо  в  жизни  христианина.

Тема 23. Православие  о  Божием  суде.

Тема 24. Таинство  Причастия.

Тема 25. Монастырь.

Тема 26. Отношение  христианина  к  природе.

Тема 27. Христианская  семья.

Тема 28. Защита  Отечества.

Тема 29. Христианин  в  труде.

Тема 30. Любовь и уважение  к Отечеству.

Тема 31 – 34. Итоговые  занятия. Презентации  работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно– тематический план

 

№ темы  

Наименование темы

Коли

чество часов

1 Россия – наша Родина 1
2 Культура и религия 1
3 Человек и Бог в православии 1
4 Православная молитва 1
5 Библия и Евангелие 1
6 Проповедь Христа 1
7 Христос и Его крест 1
8 Пасха 1
9 Православное учение о человеке 1
10 Совесть и раскаяние 1
11 Заповеди 1
12 Милосердие и сострадание 1
13 Золотое правило этики 1
14 Храм 1
15 Икона 1
16 Творческие работы учащихся 1
17 Подведение итогов 1
18 Как христианство пришло на Русь 1
19 Подвиг 1
20 Заповеди блаженств 1
21 Зачем творить добро? 1
22 Чудо в жизни христианина 1
23 Православие о Божием суде 1
24 Таинство Причастия 1
25 Монастырь 1
26 Отношение христианина к природе 1
27 Христианская семья 1
28 Защита Отечества 1
29 Христианин в труде 1
30 Любовь и уважение к Отечеству 1
31 Подготовка творческих проектов учащихся 1
32-33 Выступление учащихся  со своими творческими  работами 2
34 Презентация творческих проектов 1
  Всего: 34 ч.

 

 

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:     знать/понимать:
       основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
       уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам

 

Литература:

 

1.Учебник для учащихся «Основы православной культуры»  4 класс. Просвещение. Москва. 2010г

2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

 

Для родителей:

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.

 

Для учителя:

  1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2010
  2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
  3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4.
  4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
  5. Энциклопедическая и справочная литература.

Яндекс.Метрика