Основы мировых культур — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

Основы мировых культур

<<< Рабочие программы начального общего образования

Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.

Рабочая программа по «Основам мировых и религиозных культур» составлена в соответствии со следующими нормативными и учебно-методическими документами:

  1. Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Уставом общеобразовательного учреждения;
  3. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  4. Примерной образовательной программой начального общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
  5. Авторской программой комплексного курса для 4-5 классов «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Основы мировых религиозных культур. Основы православной культуры. Основы исламской культуры. Основы иудейской культуры. Основы буддийской культуры»Шапошниковой Т.Д., Савченко К.В.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» входит в федеральный компонент образовательного стандарта и базисного учебного плана МБОУ СОШ № 5.

Учебник (авторы:Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М., Китинов Б.У., Малышев Б.А., Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Сергазина К.Т., Шапошникова Т.Д.) для 4-5 классов соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Рабочая программа составлена для учащихся 4-х классов, ориентирована на обучающихся 10-11 лет.

  1. Общая характеристика учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих многонациональную культуру России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Курс не только готовит учащихся к освоению основ знаний обществознания, истории в основной школе, но и способствует развитию и воспитанию личности, что имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Курс ОРКСЭ также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Цели: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 

Данная рабочая программа позволяет организовать учебный процесс с использованием современных педагогических технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий, музейное образование и др.). Реализация рабочей программы допускает сочетание различных форм обучения. Возможна организация обучения по индивидуальным учебным планам.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.

Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.

Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем. Обучение безотметочное.

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема урока Характеристика основных видов деятельности ученика  Дата проведения
1 Россия – наша Родина.  Знать, понимать  и принимать  личностью ценности: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. Уметь осуществлять информативный поиск для осуществления учебной задачи.

Принимать и сохранять учебную задачу.

2 Культура и религия.  Понимать, что такое религия.

Знать  мировые и национальные   религии.  Уметь: составлять предложения со словами культура, религия;

работать с источниками информации

3 Культура и религия.  Понимать, что такое религия.

Знать  мировые и национальные   религии.  Уметь: составлять предложения со словами культура, религия;

работать с источниками информации

4 Возникновение религий. Древнейшие верования.  Знать основателей религий мира, как начало распространяться христианство. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать. Принимать и сохранять учебную задачу
5 Возникновение религий. Религии мира и их основатели.  Знать основателей религий мира, как начало распространяться христианство. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать. Принимать и сохранять учебную задачу
6 Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака.   Знать когда появились священные тексты и как они  назывались. Различать священные книги. Тора, Библия, Коран. Обнаруживать связи в священных книгах.
7 Священные книги мира: Тора, Библия, Коран.  Знать когда появились священные тексты и как они  назывались. Различать священные книги. Тора, Библия, Коран. Обнаруживать связи в священных книгах.
8 Хранители предания в религиях мира.  Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда
9 Добро и зло Возникновение зла в мире.  Иметь представление о понятиях греха, раскаяния, воздания.

Уметь определять цель учебной деятельности. Владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда

10 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.  Иметь представление о понятиях греха, раскаяния, воздания.

Уметь определять цель учебной деятельности. Владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда

11 Человек в религиозных традициях мира.  Иметь представление о понятиях: молитва, таинства, намаз, мантра. Понимать цель и задачи учебной деятельности. Уметь оценить себя на     основе критериев успешности учебной деятельности.  Быть готовым  слушать собеседника и вести диалог.
12 Священные сооружения.  Знать какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены. Уметь  определять   ориентиры действия в новом учебном материале. Готовность  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную. Уметь вести диалог.
13 Священные сооружения.    Иметь представление о том, какую роль в разных религиях играет искусство, какие формы искусства характерны для традиционных религий России. Уметь планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в   предметах и произведениях культуры народов своего края

14 Искусство в религиозной культуре.  
15 Искусство в религиозной культуре.  Иметь представление о том, какую роль в разных религиях играет искусство, какие формы искусства характерны для традиционных религий России. Уметь планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в   предметах и произведениях культуры народов своего края

16 — 17 Творческие работы ученика Уметь составлять план, таблицу, презентацию

Владеть навыками выступления

Уметь защищать пректы.

18 История религий в России.    Знать когда и почему выбрали христианство на Руси, какую роль сыграло православие в истории России. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда
19 История религий в России.  Знать когда и почему выбрали христианство на Руси, какую роль сыграло православие в истории России. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда
20 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.  Иметь представление о ритуалах в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Уметь планировать учебную деятельность на уроке. Уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий
21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.  Иметь представление о ритуалах в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Уметь планировать учебную деятельность на уроке. Уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий
22 Паломничества и святыни.   Иметь представление о понятиях паломничество, реликвии, мощи, о главных святынях мировых религий. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда
23 Праздники и календари.  Знать  религиозные праздники народов России, иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Уметь планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Находить общее и особенное

   
24 Праздники и календари.  Знать  религиозные праздники народов России, иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Уметь планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Находить общее и особенное

25 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.  Знать  что такое мораль, нравственность, в чем состоят нравственные заповеди в иудаизме, христианств, каково нравственное учение ислама, что является основой поведения для буддистов. Уметь планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Находить общее и особенное.  

26 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Знать  что такое мораль, нравственность, в чем состоят нравственные заповеди в иудаизме, христианств, каково нравственное учение ислама, что является основой поведения для буддистов. Уметь планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Находить общее и особенное.  

27 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.  Знать о том, как разные религии учат милосердию, состраданию, и помощи людям. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда
28 Семья.  Знать о том, как традиционные религии России относятся к семье. Иметь представление о семейных ценностях. Находить общее и особенное.
29 Долг, свобода, ответственность, труд.  Иметь представление  о долге, свободе, ответственности, труде. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда
30 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.  Знать, понимать, что Отечество, семья, религия – основы религиозно- культурных традиций многонационального народа. Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Уметь вести диалог.

31 — 32 Итоговая презентация творческих проектов. Уметь защитить творческий проект, оценивать себя и других.
33 Промежуточная

аттестация

34 Повторение

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «ОРКСЭ»

 

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

— понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

— формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

— знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

— укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

— Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

— Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

— Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

— излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

— осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Яндекс.Метрика