ИЗО, 3 класс — ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением предмета «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

ИЗО, 3 класс

<<< Рабочие программы начального общего образования

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» автор Т.Я. Шпикалова, М.: «Просвещение», 2011 г., уровень обучения – базовый.

Преподавание изобразительного искусства осуществляется в соответствии с государственным стандартом общего образования 2004 года («Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089»).

 

Количество часов в году 34

Рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе реализуется на учебных занятиях (уроках) по учебно-методическому комплекту УМК  Т.Я. Шпикаловой(включен в Федеральный перечень УМК, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году).

 

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

 

Цели:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.

 

Используемый  учебно-методический  комплект:

  1. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. – М. : Просвещение, 2011.
  2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа и планирование учебного курса. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей  общеобразоват.  учреждений  / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. – М. : Просвещение, 2011.
  3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс [Текст] : учеб.для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М. : Просвещение, 2013.
  4. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. – М. : Просвещение, 2014.
  5. Шпикалова, Т. Я., Ершова Л.В. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 3 класс» [Электронный ресурс] / Т. Я. Шпикалова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Shpikalova_risovanie3

 

 Содержание учебного курса:

Мир изобразительных (пластических) искусств

Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая  тема в произведениях  отечественных  художников  (на  примере  произведений  А. А. Дейнеки и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т. д.).

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрики или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).

 

             Материал распределен по разделам:

Тема Ко-во часов
1 осень.  «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 11 ч
2 ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 10 ч
3 ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»
4 ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 ч

                                                             Итого: 34 часа

 

Требования к уровню усвоения предмета

 

В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и уменийорганизовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Требования к уровню подготовки оканчивающих 3 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать / понимать:

  • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
  • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет,архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;
  • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
  • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта,  пейзажа,  портрета,  сюжетно-тематической  композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
  • названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
  • основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);

уметь:

  • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
  • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
  • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
  • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
  • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
  • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
  • выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
  • лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
  • конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
  • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
  • проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
  • проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.

 

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе на 2017-2018 учебный год

 

№ n/n Тема урока Вид контроля Количество часов в полугодии
1. 2. 3. 4.
1 Земля одна, а цветы на ней разные.

Натюрморт: свет, цвет,
форма.

текущий
2 В жостовском подносе все цветы России.Русские лаки: традиции мастерства. текущий
3 В жостовском подносе все цветы России.

Русские лаки:
традиции мастерства.

текущий
4 «Каждый художник урожай своей земли хвалит».

Натюрморт: свет итень, форма и объем.

текущий
5 «Лети, лети, бумажный змей!».

Орнаменты народов мира: традиции мастерства

текущий
6 «Чуден

свет – мудры люди, дивны дела их».

Лоскутная мозаика: традиции мастерства.

текущий
7 Живописные просторы Родины.Пейзаж: пространство

и цвет.

текущий
8 Родные края в росписи гжельской майолики.

Русская майолика: традиции мастерства.

текущий
9 «Двор что город, изба что терем».

В мире народного зодчества: традиции русского мастерства.

текущий
10

 

 

11

«То ли терем, то ли царёв дворец».

В мире народного зодчества: традиции

народного мастерства.

«Каждая птица своим пером красуется».Живая природа: форма
и цвет, пропорции.

текущий
12 «Каждая изба удивительных вещей
полна».Натюрморт: свет и тень, объем
и пропорции.
текущий
13 Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. текущий
14 «Зима не лето, в шубу одета».

Орнаменты народов мира:

традиции мастерства.

текущий
15 «Зима – за морозы, а мы – за праздники». Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. текущий
16 «Всякая красота фантазии да умения требует». Маски – фантастические
и сказочные образы, маски ряженых.
текущий
17 «В каждом посаде в своём наряде».

Русский народный костюм: узоры-обереги.

текущий
18 Жизнь костюма в театре.

Сценический костюм героя: традиции народного костюма.

текущий
19 Россия державная.

В мире народного зодчества: памятники архитектуры.

текущий
20 «Город чудный…».

Памятники архитектуры: импровизация.

текущий
21 Защитники земли Русской. Сюжет-ная композиция: композиционный центр. текущий
22 Дорогие, любимые, родные.

Женский портрет: выражение и пропорции лица.

текущий
23 Широкая масленица.

Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет.

текущий
24 Красота и мудрость народной игрушки.

Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства.

текущий
25 Герои сказки глазами художника.

Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.

текущий
26 Герои сказки глазами художника.

Сюжетная композиция: композиционные центр и цвет.

текущий
27 Водные просторы России.Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. текущий
28 Цветы России
на павловопосадских платках и шалях.русская набойка: традиции мастерства.
текущий
29 «Всяк на свой манер».

Русская набойка: композиция и ритм.

текущий
30 В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет. текущий
31 Гербы городов Золотого кольца России.Символические изображения: состав герба. текущий
32 Сиреневые перезвоны.

Натюрморт: свет и цвет.

текущий
33 «У всякого мастера свои затеи».

Орнаментынародов мира: традиции мастерства.

текущий
34 Наши достижения.
Я знаю.
Я могу. Наш проект.
текущий

Яндекс.Метрика